Университетская реформа 1863 г. Университетская реформа

Был высочайше утверждён Общий устав императорских российских университетов.

Первый университетский устав в России был утверждён 12 (23) января 1755 г. как «Проект об учреждении Московского университета », в соответствии с которым университет подчинялся Сенату и управлялся кураторами, назначаемыми верховной властью. Коллегия профессоров составляла совещательный орган при кураторах, а все дисциплинарные дела решал университетский суд.

В связи с открытием новых университетов в Вильне, Казани и Харькове 5 (17) ноября 1804 г. был издан первый Общий университетский устав , установивший университетскую автономию. Во главе университета был поставлен Совет профессоров, который избирал ректора, ведал замещением кафедр, определял порядок учебного процесса, являлся Учёным советом и высшей инстанцией университетского суда. Университеты стали осуществлять руководство начальными и средними учебными заведениями, а также выполнять цензурные функции.

В царствование императора Николая I был введён новый Устав, уничтоживший университетскую автономию. По Уставу от 26 июля (7 августа) 1835 г. управление университетами перешло к попечителям учебных округов, подчинённых Министерству народного просвещения. Кандидатуры ректоров стали утверждаться императором, а профессоров - попечителем. Совет профессоров лишился самостоятельности в учебных и научных делах.

Ещё в начале царствования Александра II был поставлен вопрос о пересмотре Университетского устава 1835 г. Однако вплотную к разработке реформы высшей школы правительство приступило только в конце 1861 г. Созданная для этой цели специальная комиссия к началу 1862 г. подготовила проект нового университетского устава.

Устав 1863 г. стал самым либеральным из всех университетских уставов дореволюционной России. Его действие распространялось на пять существовавших к тому времени российских университетов: Московский , Петербургский, Казанский , Харьковский и Киевский. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь четыре факультета - историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и в связи с этим открывались новые кафедры. Новый устав вновь ввёл выборность профессоров и всех административных должностей, восстановил права Совета профессоров и университетский суд, вдвое увеличил денежные оклады профессорам и преподавателям. Таким образом, Устав 1863 г. предоставил университетам довольно широкую автономию.

В результате усиления правительственной реакции 1880-х гг. 23 августа (4 сентября) 1884 г. был введён Университетский устав, который вновь упразднил автономию университетов, вдвое повысил плату за обучение в средних и высших учебных заведениях, что затруднило доступ неимущих классов к образованию. Устав 1884 г. действовал до февраля 1917 г.

Лит.: Волосникова Л. М. Университетский устав Российской империи 1863 года - режим академической свободы // История государства и права. 2006. № 5; Глинский Б. Б. Университетские уставы (1755-1884) // Исторический вестник. 1900. № 1, 2; Горский А. Новый университетский устав. Варшава, 1910; Ивкина Т. В., Подольская И. А. Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов по университетским уставам 1863 и 1884 гг. // Научный Вестник Уральской Академии государственной службы. 2009. Март. Выпуск № 1 (6); То же [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2009/01/20/ ; Кауфман П. М. Новый университетский устав. СПб., 1909; Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России Т. 1: Российские университеты и Устав 1804 года. М., 2002; Посохов С. И. Уставы российских университетов XIX в. в оценках современников и потомков // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 370-381; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 гг. СПб., 1902; Устав Императорского Казанского университета. [Утверждён 5 ноября 1804 г. Александром I]. [Б. м.], ; Эймонтова Р. Г. Университетская реформа 1863 г. // Исторические записки. Т. 70. М., 1961.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский устав».
  • 14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».
  • 18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформирование начальной школы

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.


Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей. Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Проект Щербатова-Кавелина

Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в 1856 году и до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале 1858 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Г. А. Щербатов при участии профессора Константина Кавелина составил предварительный проект нового устава для Санкт-Петербургского университета из 6 глав, содержащих 245 параграфов. 30 апреля 1858 года проект устава Щербатова-Кавелина был вынесен на рассмотрение Совета Санкт-Петербургского университета. В 1859-1860 гг. этот проект обсуждался также в Московском и Киевском университетах. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав .

Проект Корфа

Проект императорской комиссии

Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки: 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным ученым и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862-1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава .

С июня 1862 года начали проходить регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила острая дискуссия между попечительскими советами разных университетов, особо активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта предлагали советы Московского и Харьковского университетов. Решения о внесении изменений принимались коллегиально .

Университетский устав разделён на 12 глав:

Основные положения

Каждый Университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (§ 2 по документу ). Лишь в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет . Ближайшее управление Университетом принадлежало ректору (§ 4). Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором (§ 5) .

О факультетах

С утверждения Университетского Совета и министра народного просвещения факультеты могли делиться на отделения (§ 7). Каждый факультет имел свое Собрание (§ 9) под председательством декана (§ 10). Участвовать в этом Собрании мог любой преподаватель по вопросам ученых и учебных предметов (§ 25). Деканы факультетов избирались в Собраниях факультета на три года (§ 8). Число профессоров могло быть увеличено по мере необходимости и средств (§ 21) .

О попечителе

Попечитель учебного округа принимал нужные меры для того, чтобы университеты исполняли свои обязанности; в случае нарушений обязался довести до сведения о случившемся Министра народного просвещения; имел право на Университетских Советах предоставлять свои предложения по делам университета и учебного округа (§ 26) .

О ректоре

Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом (§ 27).Ректор имел право открывать и закрывать Университетский Совет и Правление, где он сам и председательствовал (§ 31). В обязанностях ректора состояло слежение за учебным процессом и порядком (§ 28), делать выговоры и замечания (§ 34), награждать отличившихся (§ 34) .

О совете, правлении, суде и канцелярии университета

Университетские Собрания должны проводиться раз в месяц, лишь в экстренных случаях - по мере необходимости (§ 38). Дела в Университетском Собрании решались большинством голосом. В случае равенства голосов, решение принимал сам ректор (§ 45). Все протоколы Собрания должны были предоставляться попечителю учебного округа раз в год (§ 48), который имел право опубликовать этот документ целиком или частично (§ 47). Университетское Правление предоставляло Университетскому Собранию смету расходов за год (§ 52 б). Университетский Совет избирал раз в год трех преподавателей в Университетский суд, причём хотя бы один из них должен был принадлежать к юридическому факультету (§ 56). Университетский суд судил нарушителей порядка в университете и разрешал споры между студентами и преподавателями (§ 58) .

О проректоре и инспекторе

Проректоры или инспекторы избирались Университетским Советом на три года (§ 64) из преподавательского состава или чиновников и утверждались министром народного просвещения (§ 64). Проректоры или инспекторы следили за порядком (§ 63), принимали жалобы и предложения от студентов (§ 66). Проректоры или инспекторы могли иметь нескольких помощников (для слежения за порядком) и секретаря (по студенческим делам) (§ 60, 67) .

О преподавателях и лицах состоящих при учебно-вспомогательных учреждениях университета

Профессора в Университетах избирались. Сначала каждый член факультета выдвигал своего кандидата, потом в Факультетском Собрании рассматриваются их кандидатуры. После этого на Университетском Совете происходили сами выборы (§ 70). Профессоров утверждал Министр народного просвещения, а доцентов и лекторов - Попечитель учебного округа (§ 72). Профессора, ушедшие на пенсию, могли с разрешения Университетского Совета и Попечителя учебным округом читать лекции в Университете и пользоваться пособиями Университета (§ 79). Если профессор проработал в Университете более 25 лет, то ему присуждалось звание Заслуженного профессора (§ 80). В случаях нерадения профессоров и игнорировании ими замечаний, их могли удалить с данной должности (§ 81) .

Об учащихся

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение (§ 85, 86). Учеба на медицинском факультете длилась пять, а на других факультетах - четыре академических года (§ 87). В случае, если студент совершил уголовное преступление, то его сначала Университетский суд отчисляет из Университета, а потом дело переходит в суд по уголовным делам (§ 102) .

Об ученых степенях и почетных членах

На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие ученые степени: Кандидат, Магистр и Доктор (§ 110). Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы (§ 114) .

О средствах для развития ученой деятельности университетов

С разрешения Министра народного просвещения университет мог организовать Ученое общество (§ 119) .

Учебно-вспомогательные учреждения

Университет должен был иметь библиотеку с библиотекарем и его помощниками (§ 122), музеи, тематические кабинеты, обсерваторию, ботанический сад и т. п. (§ 121) .

Права и преимущества университетов

Все Университеты находились только под попечением Императора и носили имя императорских (§ 123). Университеты могли выписывать из заграницы учебные пособия без пошлин (§ 129), и они не подлежали цензуре (§ 130). Преподаватели, Доценты, Прозекторы и его помощники, Лекторы, Астрономы и др. работники университета производились двумя чинами выше присвоенного их должностям класса (§ 137) .

Итоги

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления и расширил возможности учёта местных условий для своего развития, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах достаточного числа квалифицированных преподавателей, а также предусмотрел целый ряд специальных мер по стимулированию студентами освоения наук .

Примечания

Ссылки

  • Томсинов В. А. Университетская реформа 1863 года в России // Подготовка и проведение университетской реформы 1863 года / Составитель и автор вступительных статей В. А. Томсинов.. - Москва: Зерцало, 2012. - С. LXVIII–CXVII. - (Великие реформы).
  • Шатилова В. П. Динамика инменения инфраструктуры научно-исследовательской деятельности в Российских университетах XIX века // Человек и образование : научный педагогический и психолого-педагогический журнал ВАК РФ. - 2012. - В. 1 (30). - С. 151-157. - ISSN 1815-7041 .
  • Посохов С. И. Образы университетов в российской публицистике второй половины XIX-начала XX в // Бібліотечний вісник : науково-теоретичний та практичний журнал. - 2004. - С. 13-21. - ISSN 1029-7200 .
  • Посохов С. И. Уставы российских университетов XIX века в оценке их современников и потомков // Вопросы образования . - 2006. - В. 1. - С. 370-381. - ISSN 1814-9545 .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Время царствования Николая I завершилось бесславным поражением в Крымской войне. По существу, это была расплата, говоря словами выдающегося российского историка С. М. Соловьева, «за тридцатилетнюю ложь, тридцатилетнее давление всего живого, духовного, подавление народных сил». Поражение в Крыму явилось результатом политического деспотизма и мракобесия, всевластия чиновничьего, бюрократического сословия.

С воцарением на престол Александра II в России начинается эпоха великих реформ, которую по аналогии с таковыми в западных странах можно назвать эпохой Просвещения. «Суть этого феномена, по определению В. И. Жукова, состоит в появлении философского, мировоззренческого, идейно-теоретического течения, выступающего против феодального абсолютизма, крепостничества и церковного мракобесия, с одной стороны, и за утверждение духовных ценностей, уважение достоинства личности, отрицание всемогущества власти (как светской, так и церковной) - с другой».

Алексндр II

Вне всякого сомнения, вершиной в системе реформ, затрагивающих все стороны жизни российского общества, стали отмена крепостного права (1861 г.) и введение земского самоуправления (1864 г.). Но в плане духовного раскрепощения человека и общества, нравственного и идеологического фундамента социально-экономического реформирования не менее выдающуюся роль сыграли реформы в сфере народного просвещения и образования.

Начало широкому обсуждению проблем народного образования положила статья великого ученого-медика и гражданина Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни», опубликованная в 1858 г. в журнале «Морской сборник». В статье утверждалась революционная для того времени идея достоинства человека вне зависимости от сословной принадлежности, общественного и имущественного положения. По мнению гениального хирурга, профессиональной подготовке должно предшествовать общее образование, цель которого - воспитание нравственного человека.

Центрами образования, просвещения и науки в стране оставались российские университеты. Во второй половине XIX в. к шести существующим (Московскому, Петербургскому, Дерптскому, Казанскому, Харьковскому и Киевскому) университетам прибавились еще три - Новороссийский (Одесский, 1865 г.), Русский Варшавский (1869 г.) и Томский (1888 г.). Прогрессивное развитие университетского образования в эпоху «русского ренессанса» во многом определил университетский устав 1863 г.

Обсуждение нового университетского устава началось задолго до его принятия. В нем участвовали многие видные ученые. Принятие нового устава проходило в весьма непростой общественно-политической обстановке. С одной стороны, на правительство оказывали давление либеральные настроения в обществе и студенческие волнения, охватившие почти все университеты России, а с другой - не менее упорным было сопротивление нововведениям консервативной части общества, прежде всего чиновничьей бюрократии. О радикальных настроениях, например, казанского студенчества свидетельствовало уже описанное выше изгнание реакционного профессора Берви. Также навсегда в истории Казанского университета как пример сопротивления реакционным действиям властей останется студенческая сходка в связи с расстрелом крестьян села Бездна 12 апреля 1861 г., когда студенты университета и Духовной академии устроили на Арском кладбище панихиду по погибшим крестьянам. На всю Россию тогда прозвучала пламенная речь профессора-историка А. П. Щапова, произнесенная на этой панихиде.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в., в эпоху начала великих реформ Александра II, важную роль в жизни Казанского университета сыграл великий русский химик А. М. Бутлеров. Он был ректором университета с февраля 1860 г. до мая 1863 г. Руководимый им совет университета настойчиво добивался повышения уровня образования всех сословий, призывал к достижению равных возможностей доступа к высшему образованию женщин. По его инициативе были приглашены для работы в Казанском университете классики отечественной медицины биохимик В. Я. Данилевский и терапевт Н. А. Виноградов.

18 июня 1863 г. император Александр II утвердил долгожданный университетский устав. Этот документ положил начало широкой автономии университетов. Так, в частности, он расширил полномочия совета университета и ректора. Совет вновь приобрел право избирать ректора и деканов. Кроме того, он утверждал распределение предметов, порядок их преподавания на всех факультетах, а также решения о разделении факультетов на отделения, соединение и разделение кафедр. Вместе с тем реализовать эти права в полной мере не всегда было просто, так как все важнейшие решения совета должны были быть утверждены либо попечителем, либо министром народного просвещения. К тому же устав значительно расширил полномочия попечителя. В частности, он приобрел право утверждать избрание доцентов и лекторов. Противоречие между автономией университета и, по существу, неограниченной властью вышестоящих чиновников (попечителя и министра) стало причиной ряда острых конфликтов. Наибольшую известность из них получила так называемая «Лесгафтская история». Так как она напрямую касается истории медицинского факультета Казанского университета, чуть ниже остановимся на ней подробнее.

В эпоху функционирования устава 1863 г. в развитии Казанского университета произошли позитивные изменения. Прежде всего, заметно возросло количество обучаемых студентов (с 346 человек в 1863/64 учебном году до 904 в 1883/84). Казанский университет окончательно сформировался в качестве крупного центра науки, образования и культуры Российской империи. Казанские ученые заняли передовые позиции в мире в области химии (А. М. Бутлеров, В. В. Марковников, А. М. Зайцев), успешно работали в области математики (В. Г. Имшеницкий), астрономии (М. А. Ковальский), минералогии и геологии (Н. А. Головкин-ский, А. А. Штукенберг), биологии (Н. П. Вагнер), лингвистики (И. А. Бодуэн де Куртенэ) и т. д. Ученые университета выступили инициаторами организации ряда научных обществ: Общества врачей г. Казани (1868 г.), Общества естествоиспытателей (1869 г.), Общества археологии, истории и этнографии (1878 г.), Казанского юридического общества (1879 г.).

Университетская реформа

Грубость адмирала Путятина во многом была причиной волнений, охвативших университеты в 1861–1862 гг. В конце 1861 г. Александр II, признав ошибки, допущенные министром народного просвещения, снял его и назначил на его место Александра Васильевича Головнина, правую руку великого князя Константина, остававшегося министром до 1866 г. Как и великий князь, Головнин был убежденным либералом, и реформа, которую он подготовил и которую ему удалось довести до конца, тому свидетельство. Чтобы показать, что его проект пропитан духом либерализма, Головнин первым делом открыл университеты, ранее закрытые, или занятия в которых были приостановлены, восстановил студентов, отчисленных в ходе волнений, и разрешил им сдавать экзамены. Так он мог подготовить реформу в спокойной обстановке.

Впервые разработка реформы основывалась на тщательном изучении опыта иностранных университетов. С этой целью министр направил членов комиссии по подготовке реформы во Францию, Пруссию и Швейцарию, надеясь, что их отчеты обогатят его проект. Другим серьезным новшеством был диалог с университетским миром, целью которого было привлечь его к проведению реформы. Такой подход был тем более удачным, что с 1858 г. была создана еще одна комиссия по изучению наиболее серьезных проблем, стоящих на пути прогресса - безденежье профессоров, слабость контактов между профессорами и студентами, изоляция русских ученых, зачастую не имеющих возможности выехать за границу и т. д. По завершении работы комиссия, сотрудничавшая с университетами, должна была предложить комплексное решение. Стремясь не терять время и воспользоваться ее трудами, Головнин расширил эту комиссию, введя в ее состав университетских экспертов. Объединив, таким образом, лиц, в чью сферу ответственности входило высшее образование, с теми, для кого была разработана реформа, он столкнулся сначала с непредвиденной трудностью: все обсуждалось слишком долго, утопая в море возражений и встречных проектов, столь же многочисленных, сколь и состав участников, и министру много раз приходилось вмешиваться самому. Но в конечном счете проявились достоинства этого открытого подхода к реформированию: ясные и четкие предложения, принятые совместно с учетом поправок и замечаний, были с согласия Государственного совета представлены императору в июне 1863 г.

Реформа основывалась на признании, которого желали все имевшие отношение к университету, университетской автономии, уже существовавшей, но с 1835 г. неоднократно урезавшейся. Преподавательский состав и административные органы становились выборными. В каждом университете профессорский состав должен был избирать ректора из своей среды на четыре года. Он возглавлял совет, также состоявший из выборных профессоров, которые несли ответственность за учебные и административные вопросы. Наконец, в рамках реформы создавалась новая инстанция, позволявшая усилить автономию университетов в то время, когда там часты были волнения: это был дисциплинарный университетский суд, состоявший из одного профессора права и двух выборных заседателей - оба также профессора; все вопросы, касавшиеся студенческой дисциплины, входили в компетенцию этого органа. Обращение к полиции или юстиции в случае волнений было предусмотрено лишь в исключительных случаях, касавшихся самых экстремальных ситуаций. Но в целом университет сам нес ответственность за общественный порядок, поведение студентов и представлял собой настоящий «храм науки». Куратор, назначавшийся министром, игравший роль связующего звена между правительством и университетом, был также гарантом их автономии, в то время как инспекторы, которые традиционно представляли министерство в университетах, теряли большую часть своих полномочий.

В реформе Головнина уделялось много внимания двум насущным вопросам: образованию молодых ученых, для повышения уровня которого немедленно были приняты важные решения, и помощи дипломированным специалистам с тем, чтобы они могли продолжить образование в иностранных университетах. В ходе работы комиссии все участники сошлись во мнении о существовании почти полного разрыва связей с европейским университетским миром и необходимости их восстановления путем отправки студентов за границу.

Реформа придала значительный импульс университетской жизни, приведя к появлению университетов в Томске (который до революции 1917 г. пользовался в России огромным престижем), в Варшаве, в Ярославле. Но по двум пунктам, которые отстаивал министр, его либеральные предложения в 1863 г. поддержки не получили. Он желал, чтобы студенческим корпорациям (тогда еще не говорили профсоюзы) было разрешено организовываться в стенах университетов и чтобы им выделялись материальные средства, позволявшие познакомиться с их существованием (места собраний, афиши и даже бюллетени). Он хотел также открыть университет для девушек. По этим двум пунктам победила доктрина консерваторов. Студенты пугали, волнения, периодически вспыхивавшие в университетах, давали понять, что предоставление им излишней свободы для организации и пропаганды могут раздуть тлеющий огонь мятежа. Законом 1863 г. лучше ограничить риск, превратив университеты в дискуссионные центры. Что касается университетов для девушек, Россия в этом отношении встала в один ряд с большинством европейских стран. Швейцария, не знавшая этих ограничений, стала отныне центром притяжения для эмансипированных русских девушек, мечтающих продолжить образование на уровне, не ограничивающемся изучением правил этикета.

Несмотря на эти ограничения, в реформе было достаточно новаторских аспектов для того, чтобы преобразить университетский мир России и позволить ему добиться значительного интеллектуального прогресса. Да, студенческие волнения возобновятся несколько десятилетий спустя, но в течение достаточно долгого периода университет останется в России кузницей интеллектуальных кадров. Он привлечет авторитетных профессоров и сформирует поколение студентов, которые крайне потребуются стране в конце века для участия в беспрецедентной экономической и технической модернизации.

Не осталось без внимания Головнина и среднее образование. К традиционному классическому образованию в гимназиях (лицеях) был добавлен другой тип лицеев (реальные гимназии) с большим объемом преподавания математики и естествознания.

Только начальное образование не вошло в столь продуманную программу реформаторов, но оно находилось в компетенции местных властей.

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Военная реформа Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

Национализация университетов: новая университетская география На протяжении двух веков университеты утрачивают свой международный характер. Главной причиной этого является основание многочисленных новых университетов, имеющих все более национальное (или даже

Из книги Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V автора Рапп Франсис

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Повседневная жизнь Испании Золотого века автора Дефурно Марселен

Глава IX УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЖИЗНЬ И МИР ЛИТЕРАТУРЫ 1. Университетская жизнь. Саламанка, Алькала и «деревенские» университеты. - Организация университета. Преподавание. Экзамены и присвоение ученых степеней. - Жизнь студентов. Большие колледжи и пансионы для студентов.

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Реформа Пресса дала первую работу Чарльзу Диккенсу (1812-1870). Впоследствие в своих романах он отразил многие проблемы викторианского общества. Сведения об условиях содержания заключенных в тюрьмах и прочих подобных социальных вопросах распространялись движением

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Университетская набережная 1770… Исторически сложилось так, что начиная с первой четверти XVIII века характер застройки набережной Большой Невы на Васильевском острове приобретает ярко выраженные приметы просветительской деятельности государства. Здесь появляются

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Военная реформа Необходимо также отметить реорганизацию армии, начатую Диоклецианом. Сущность ее состояла в том, что войско было разделено на две части: действующую армию, которая предназначалась для борьбы с внутренними смутами и для походов, и пограничные войска.

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Эпоха великих реформ. Том 1 [Исторические справки. В двух томах] автора Джаншиев Григорий Аветович

III УниверситетскаЯ автономия Всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло искореняется; следовательно, нужда необходимая о том стараться, чтобы способом пристойным возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание.. Указ 1755 г. об

Из книги Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века автора Андреев Андрей Юрьевич

Глава 1 Университетская Германия

Из книги Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века автора Андреев Андрей Юрьевич

1. Университетская «ученая республика»

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи