Управленческие расходы к уплате в бюджет. Бюджет административных расходов

Назначение данного бюджета состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом.

Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:

Расходы на управление коммерческой организацией:

  • - заработная плата административно-управленческого персонала;
  • - командировочные расходы по установленным законодательством РФ нормам;
  • - представительские расходы;
  • - содержание пожарной охраны, расходы службы безопасности.

Общехозяйственные расходы:

  • - содержание прочего общезаводского персонала;
  • - амортизация основных средств общехозяйственного назначения;
  • - содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводского назначения (расход вспомогательных материалов, коммунальные платежи, ремонт основных средств, заработную плату с отчислениями рабочих, производящих ремонт, аренда и капитальный ремонт основных средств; оплата услуг сторонних организаций по содержанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования);
  • - расходы на подготовку и переподготовку кадров;
  • - расходы на содержание и обслуживание автотранспорта (например, техническое обслуживание и ремонт, приобретение ГСМ);
  • - прочие расходы: (юридические расходы, услуги банков, услуги связи, информационно-консультационные услуги, аудиторские услуги, хозяйственные расходы, связь с общественностью, обслуживание оргтехники и вычислительной техники, страхование имущества).

Также к управленческим расходам относят налоги, сборы, платежи, относящиеся на себестоимость продукции, и непроизводительные расходы (потери от простоев и недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе).

Управленческие расходы относятся к условно-постоянным затратам, поскольку величина их остается сравнительно неизменной в течение бюджетного периода независимо от изменения объемов продаж. Однако эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому при планировании будущих затрат принято предусматривать некоторое снижение доли этих затрат по мере роста объема продаж .

При подготовке данных для бюджета движения денежных средств по аналогии с общепроизводственными расходами нами вводится строка «К выплате по управленческим расходам». От величины управленческих расходов данная статья отличается на величину амортизационных отчислений зданий и сооружений непроизводственного назначения.

При калькулировании полной себестоимости продукции сумма общехозяйственных (управленческих) расходов распределяется между видами продукции пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. Однако такие затраты, как заработная плата основных производственных рабочих, не имеют тесной зависимости с размером управленческих расходов. Поэтому распределение управленческих расходов носит весьма условный характер.

Лишь небольшая часть управленческих расходов калькулируется чисто расчетным путем (например, амортизационные отчисления). Большая часть управленческих расходов на предстоящий бюджетный период устанавливается в виде нормативов (лимитов) с целью обеспечения нормативных показателей прибыли. При росте объемов продаж допускается увеличение нормативов управленческих расходов при обязательном соблюдении условия: показатели прибыли не должны ухудшаться.

При планировании управленческих расходов необходимо иметь в виду, что доля управленческих расходов в фонде оплаты труда должна увеличиваться для обеспечения роста эффективности производства и повышения конкурентоспособности предприятия на основе роста его технологического уровня. А в общем объеме продаж доля этих же расходов должна оставаться стабильной и медленно снижаться.

Что касается той части коммерческих и управленческих расходов, которые относятся к общеорганизационным, то здесь нужно иметь в виду следующее. Отчисления на нужды компании или организации в целом должны увеличиваться прямо пропорционально с увеличением коммерческих и управленческих расходов на нужды отдельного бизнеса или структурного подразделения. Естественно, здесь рассматривается только распределение затрат, а не разделение и использование дополнительной прибыли, возникающей в результате роста объемов продаж бизнеса.

  • - амортизация основных средств управленческого характера. Основные средства управленческого характера составляют 20 % от стоимости всех основных фондов предприятия, при этом из них 80 % характеризуются сроком полезного использования равным 20 лет, а 20 % - 5 лет. Амортизация начисляется линейным методом;
  • - оплата услуг связи (стационарной и мобильной). Оплата одного стационарного телефона в месяц принята в размере 330 руб., а одного мобильного телефона - 500 руб. в месяц;
  • - затраты на вневедомственную охрану предприятия (приняты в размере 30 тыс. руб. в месяц без НДС);
  • - прочие управленческие расходы (в работе приняты в размере 40 % от заработной платы управленческого персонала);
  • - налоги, включаемые в себестоимость продукции (рассчитываются отдельно в налоговом бюджете предприятия);
  • - проценты за пользование краткосрочным кредитом на закупку материалов.

В работе предполагается, что в начале бюджетного периода предприятие берет краткосрочный кредит на закупку основных материалов для производства продукции под 16 % годовых и сроком на 1 год. Выплата процентов за пользование кредитными средствами осуществляется каждый месяц равными долями, а основная сумма долга выплачивается по истечению кредитного договора, то есть через 1 год.

В таблице 28 представлено штатное расписание.

Таблица 28 - Штатное расписание управленческого персонала

Бюджет управленческих расходов предприятия также дополнен графиком выплаты управленческих расходов.

При этом кредиторская задолженность по данным расходам на начало бюджетного периода принята равной величине управленческих расходов предприятия в первом месяце планируемого периода (без учета амортизации, налогов и расходов на вневедомственную охрану предприятия).

Таблица 29 - Бюджет управленческих расходов предприятия тыс. руб.

Показатель

Месяцы бюджетного периода

1. Зарплата управленческого персонала

2. Амортизация основных средств управленческого характера

3. Оплата услуг связи (АТС, мобиьная связь)

4. Расходы на вневедомственную охрану

5. Выплата процентов за кредит

6. Прочие управленческие расходы

7. Налоги, включаемые в себестоимость продукции

Общая сумма управленческих расходов

Расходы, подлежащие выплате

Таблица 30 - График выплат управленческих расходов

Учет отклонений от норм по сырью и материалам. По затратам сырья и материалов устанавливается единая для предприятия номенклатура причин отклонений и их виновников, разрабатывается система их цифрового обозначения (коды и шифры). Основными методами выявления отклонений являются: сигнальное документирование, учет партионного и непрерывного раскроя материала, предварительный расчет отклонений по фактической рецептуре запуска материалов в производство (расчетно-аналитический метод) и инвентарный метод.

Метод сигнального документирования. Этот метод применяют при всех случаях вынужденной замены материалов и при отпуске сверх норм (лимитов) штучных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. В цехе, потребляющем материалы, выписывают специальный документ (требование, приказ на замену), имеющий особое обозначение (полосу по диагонали, другой цвет бумаги), в котором указывают причину и виновника отклонений, а в некоторых случаях приводят расчет отклонений.

Метод партионного и непрерывного раскроя. Данный метод позволяет выявлять отклонения по каждой партии раскраиваемого материала (листовой и прутковый металл, кожа, текстиль и т.п.). Учет отклонений ведется в первичных документах по раскрою: раскройных листах, ведомостях, паспортах и т.п. В них указывают причины и виновников отклонений, в том числе на конкретных рабочих местах.

Метод предварительных расчетов отклонений . Этот метод применяется путем сопоставления нормативной и фактической рецептуры запуска сырья и материалов в производствах, где они потребляются в виде смеси (пищевой, химической промышленности, при изготовлении строительных материалов и т.п.). Здесь отклонения выявляют при отпуске сырья и материалов в производство, сравнивая по каждому компоненту смеси расход по норме и фактический.

Инвентарный метод выявления отклонений . Инвентарный метод требует инвентаризации остатков неизрасходованных материалов или заготовок в цеховых кладовых и на рабочих местах на дату выявления отклонений. Такого рода отклонения могут быть вызваны нерациональным использованием отпущенных в производство материалов, потерей деталей, неучтенным браком и т.п.

Учет отклонений расходов на оплату труда. Контроль за производственными расходами на оплату труда ведется на основе информации об отклонениях. Для выявления отклонений используют те же методы, что и в учете затрат сырья и материалов.

Метод документирования. Метод документирования позволяет определить основные виды отклонений, а также причины их возникновения и виновных. Доплаты к действующим нормам и расценкам указываются в листках на доплату, которые выписываются отдельному рабочему или бригаде на каждый вид доплат. Оплата дополнительных и случайных операций оформляется рапортами или нарядами с отличительными знаками (с красной полосой по диагонали бланка наряда). В этих документах указывается причина и виновник отклонений.

Партионный учет отклонений по заработной плате . С его помощью выявляют отклонения, зависящие от качества раскроя и возникающие в результате изменения числа раскроенных деталей и заготовок в данной партии сырья и материалов по сравнению с предусмотренными нормативами.

Метод, основанный на инвентаризации . Данный метод применяют тогда, когда отклонения нельзя оформить документально. По данным инвентаризации все количество выпущенной продукции, а также остатки незавершенного производства оценивают по нормативным затратам основной заработной платы. Отклонение фактической производственной заработной платы от нормативной – это разница между оплатой труда по нормативным ставкам и общим итогом фактически начисленной прямой производственной заработной платы.

Учет расходов на обслуживание производства и управление. Комплексные расходы на обслуживание производства и управление включают затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, цеховые (общепроизводственные) и общезаводские (общехозяйственные) расходы предприятия. В действующей в нашей стране практике бухгалтерского учета в составе расходов на обслуживание производства и управление рекомендовано учитывать две статьи: цеховые и общезаводские расходы, которым в плане счетов соответствуют счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Учет расходов на эксплуатацию машин . Такие расходы включают затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственного и подъемно-транспортного оборудования, ценных инструментов, цехового транспорта, прочих рабочих мест. Если эти расходы выделены в самостоятельную статью калькуляции, их учет ведется не только в разрезе цехов, но и по важнейшим группам машин и оборудования. Группировка издержек осуществляется как по статьям номенклатуры расходов, так и по элементам затрат. Обобщается информация об издержках на дополнительно вводимом счете «Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования» в специальных регистрах. Учтенная сумма расходов распределяется между продукцией, предназначенной для реализации, и услугами, оказываемыми на сторону и цехам своего предприятия.

Учет общепроизводственных расходов . Общецеховые (общепроизводственные) расходы включают: заработную плату с отчислениями цехового управленческого и обслуживающего персонала; затраты на отопление, освещение и содержание производственных помещений; затраты на ремонт основных средств цехового назначения; расходы на страхование производственного имущества, арендную плату за него; другие аналогичные по назначению расходы. Аналитический учет общецеховых расходов ведется по отдельным подразделениям предприятий (цехам, производствам, корпусам) и статьям затрат. Обобщение учетной информации осуществляется также в специальных регистрах.

В составе общепроизводственных расходов есть затраты, требующие особого внимания: потери от простоев по вине персонала цеха, недостачи материалов в цеховых кладовых при отсутствии виновных, потери от недоиспользования деталей, узлов и т.п. Работники учета вместе с администрацией цеха, мастерами и бригадирами должны принимать необходимые меры по недопущению таких потерь, а если они имели место – к выяснению причин и виновников, к возмещению понесенных убытков. Учтенная сумма общепроизводственных расходов распределяется между готовой продукцией и услугами, оказанными на сторону, а затем между видами изделий.

Учет общехозяйственных расходов . Общехозяйственные расходы включают: расходы на содержание и оплату труда высшей администрации и работников отделов заводоуправления с отчислениями на социальное и медицинское страхование; затраты на командировки и подъемные при перемещении сотрудников, на служебные разъезды; конторские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы; амортизацию; арендную плату; затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения; расходы на подготовку кадров; налоги, сборы и отчисления, включаемые в себестоимость; представительские расходы; оплату консультаций, аудиторских, информационных услуг; другие аналогичные им расходы.

Особое внимание обращается на непроизводительные расходы: недостачи и потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах, потери от простоев по общезаводским и внешним причинам, оплату судебных издержек и арбитражных сборов, другие непроизводительные расходы, относимые на затраты предприятия. Работники учета должны выяснить причины таких затрат, требовать объяснения от виновных лиц, добиваться возмещения причиненных потерь и удорожаний.

Если затраты на управление предприятием дифференцируются по отделам и службам, т.е. отдельным местам затрат в заводоуправлении, аналитический учет к счету «Общепроизводственные расходы» ведется в разрезе этих подразделений. Общие для разных отделов расходы (на уборку помещений, отопление, освещение) распределяют пропорционально площади помещений, количеству работников в отделах и другим показателям. Если общехозяйственные расходы планируют и нормируют в целом по предприятию, они группируются на одноименном счете в регистрах, аналогичных тем, в которых учитывают расходы на содержание оборудования и общепроизводственные расходы.

Распределяют общехозяйственные расходы вначале между работами, услугами и продукцией для своих хозяйств, услугами для сторонних организаций и продукцией, предназначенной для реализации. Затем в части, приходящейся на готовую продукцию, расходы на управление распределяют по видам изделий.

Бюджет административных расходов необходим для управления административно-управленческими расходами компании. Считается, что если управленческие расходы компании превышают 5% от выручки, то это должно послужить сигналом для серьезного анализа причин сложившейся ситуации.

Административные затраты это те самые расходы, которые сложнее всего напрямую связать с бизнесом. Данный бюджет обязательно должен составляться в разрезе подразделений, т.к. это может значительно упростить его анализа и при планировании, и при контроле, и при подведении итогов исполнения бюджета.

Бюджет административных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Управление":

  • суммарные общефирменные расходы;
  • доля административных расходов в выручке (или в суммарных расходах);
  • общехозяйственные расходы в разрезе подразделений;
  • общефирменные административные затраты.

    При управлении бюджетом административных расходов нужно изыскивать все возможные пути их снижения. Данные расходы напрямую не связаны с производством/продажей продуктов и услуг компании, но они имеют одну очень нехорошую черту, которая заключается в том, что данные статьи затрат могут расти даже если финансово-экономические показатели бизнеса снижаются.

    Часть статей бюджета управленческих расходов финансируются как услуги сторонних организаций, то есть сами затраты формируются у подрядчика, а компания оплачивает услуги по договору. Нужно сразу приучать себя к тому, что по возможности нужно контролировать и своих подрядчиков. Для этого нужно запрашивать подробные сметы работ, проводить анализ альтернатив и т.д. В любом случае выбор конкретного подрядчика должен иметь определенное экономическое обоснование.

    Одной из статей бюджета общефирменных расходов являются расходы на обучение персонала. В отношении данной статьи тоже должен соблюдаться четкий регламент. Что касается формирования данной статьи расходов, то есть несколько подходов. Первый подход заключается в том, что просто определяют фиксированную сумму на обучение. Так часто делают в крупных компаниях.

    С одной стороны обучение дело хорошее, но к чему может привести такой подход. По началу многие проявляют интерес к обучению и охотно записываются на различные курсы. Но со временем таких желающих остается все меньше и меньше, несмотря на то, что есть текучка кадров и приходят новые сотрудники, которых нужно обучать. Но бюджет то на обучение по прежнему выделяется в том же самом объеме, если не больше.

    И получается такая картина, что менеджеры отдела персонала в буквальном смысле слова вылавливают в подразделениях "желающих" обучиться. Обучение становится добровольно-принудительным мероприятием и эффективность его падает. Получается, что в такой ситуации сотрудники службы персонала как бы отрабатывают план по финансированию обучения при этом особенно не задумываясь о целях и эффективности обучения. Я ни в коем случае не утверждаю, что так поступают абсолютно все или даже большинство крупных компаний, но такое бывает.

    Компании, не обремененные излишком денег, обычно поступают по другому. Они действуют по регламенту, согласно которому подразделения, если хотят обучить своих сотрудников, должны подавать заранее заявки и согласовывать план обучение с дирекцией по персоналу. Если план обучения будет утвержден, то эти затраты будут отнесены на соответствующее подразделение. То есть сумма затрат на обучение каждый раз определяется исходя из потребностей, ну и, конечно, с учетом возможностей компании. При этом может планироваться резерв на тот случай если вдруг будет получена информация, например, о каком-то интересном семинаре. Но обычно это резерв не большой.

    Таким образом, нужно четко понимать, что за общехозяйственными расходами нужно очень жестко следить, т.к. они не нормируются. Один из способов управления управленческими расходами, который применяется и к другим ненормируемым расходам, это введение система ограничений.

    Ограничения могут вводиться как на общую сумму административных расходов так и на самы большие статьи. Перед регламентом все равны

    Примечание : подробнее об использовании бюджета административных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I "Бюджетирование как инструмент управления" семинара-практикума Александр Карпов .

    Регламент бюджета административных затрат

    Регламент бюджетирования управленческих затрат это по сути порядок планирования, учета, контроля и анализа общефирменных расходов, то есть тех, что непосредственно не связаны с бизнесом компании. Но с другой стороны понятно, что определенная инфраструктура нужна для любой компании. В бюджете административных расходов в общем-то и определяется стоимость этой управленческой инфраструктуры.

    Что касается регламента бюджетирования административных расходов, то здесь одна из проблем заключается в том, что ответственность за эти расходы, как правило, не распределяется по ЦФО, а значит она переходит на более высокий уровень, то есть на уровень исполнительного или генерального директора. Таким образом, получается, что на статьи бюджета административных расходов непосредственно влияют первые лица компании, что накладывает определенное психологическое ограничение по контролю за данными расходами со стороны финансовой дирекции.

    Финансовой дирекции нужно научиться относится к любым расходам с подозрениями, даже если их инициатором является генеральный директор (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Таким образом, нужно добиться того, чтобы финансовая дирекция стала требовать четкого объяснения затрат в том числе и с топ-менеджеров, а не ограничивалась только, например, производственными подразделениями.

    При этом финансовый директор должен понимать, что сопротивление в данном случае будет гораздо выше, чем в случае с теми же производственниками или снабженцами. Ведь одно дело убедить менеджеров среднего звена, а другое дело генерального директора. Это же будет означать, что генеральный директор должен открыто признать свою ошибку. На самом деле очевидно, что ошибаться могут все, но в случае с генеральным директором все гораздо сложнее.

    Понято, что здесь нужно суметь перейти через определенный психологический барьер, но на самом деле генеральный директор такой шаг со стороны финансового директора оценит. Даже если первой реакцией генерального директора будет возмущение по поводу того, что его решения обсуждаются и подвергаются сомнению, все равно он потом для себя сделает положительный вывод о том, что наконец-то хоть кто-то стал беспокоится и пытаться контролировать финансово-экономическое состояние компании.

    Пример регламента бюджета административных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1 ):
  • планирование расходной части бюджета;
  • формирование бюджета административных расходов;
  • согласование и корректировка бюджета административных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета административных расходов.

    Рис.1. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных расходов на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2 ):

  • сбор данных для фактического бюджета административных расходов;
  • формирование фактического бюджета административных расходов;
  • анализ исполнения бюджета административных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета административных расходов.

    Рис.2. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Примечание : подробнее о регламенте бюджетирования административных расходов можно узнать в Части II "Регламент системы бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи - Александр Карпов .

    Модель бюджета административных расходов

    Как уже отмечалось выше, довольно часто административно-управленческие расходы имеют тенденцию к росту, причем этот рост может становиться неуправляемым (см. Книгу 1 "Бюджетирование как инструмент управления"). Основная причина заключается в сложности нормирования этих статей затрат.

    С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно выделять ресурсы на финансирование управленческой инфраструктуры компании, но, с другой стороны, эти затраты очень сложно напрямую связать с бизнесом в отличие от производственных и коммерческих затрат.

    Один из способов борьбы с ростом административно-управленческих расходов – введение жесткой системы ограничений (лимитов). Причем эти лимиты можно вводить как на суммарные административно-управленческие затраты, так и на отдельные статьи. Кроме того, часть административно-управленческих затрат являются прямыми по отношению к подразделениям.

    Поэтому лимиты на административно-управленческие затраты можно вводить и в разрезе подразделений. Кроме того, эти затраты можно включать в бюджеты ЦФО, чтобы они учитывались при формировании ФМП ЦФО (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании").

    Помимо лимитов, нужно постоянно контролировать и анализировать административно-управленческие расходы. Естественно, что анализ нужно проводить и по всем остальным расходам, но здесь сложность заключается в том, что трудно оценить и объемную, и ценовую составляющую данных затрат.

    При этом нужно обратить внимание и на то, что порой в некоторых компаниях настолько увлекаются анализом административно-управленческих затрат, что возникают сомнения в эффективности затрат времени на такой анализ и контроль. Получается, что на "мелочь" времени хватает, а на более важные позиции – нет.

    Можно сказать, что в подобной ситуации проявляется известный психологический фактор. Люди охотнее выполняют те функции, которые являются наиболее простыми и понятными. То есть получается, что все подразделения вроде как активно участвуют в процессе бюджетирования – они даже заявки на канцтовары пишут. А финансовая дирекция своим суровым и подозрительным взглядом очень тщательно проверяет все эти заявки.

    Со стороны посмотришь – почти идеальная картина, т.к. вроде бы все при деле. Только получается, что при этом всякие там скрепки бюджетируются с микроскопической точностью, а более значимым показателям, от которых в гораздо большей степени зависит итоговое финансово-экономическое состояние компании, уделяется гораздо меньше внимания.

    Такого ни в коем случае допускать нельзя. Одна из проблем может заключаться в том, что финансовая дирекция проявляет свою активность в том, что не требует глубоких знаний. Для эффективного управления процессом бюджетирования финансовая дирекция должна знать, как устроены все объекты бюджетирования (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Иначе экономисты будут заниматься, в основном, "скрепками".

    Пример модели бюджета административных затрат

    В этом примере модели бюджета административных расходов представлены все статьи, связанные с поддержкой управленческой инфраструктуры компании (см. Табл. 1 ). Часть статей в этой модели бюджета консолидируется из заявок подразделений.

    Таблица 1. Пример бюджета административных расходов

    Статьи бюджета
    Административно-управленческие затраты (тыс. руб.) 13 722 1 096 1 096 1 243 1 096 1 096 1 242 1 096 1 096 1 227 1 096 1 096 1 242
    Амортизация 1296 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Зарплата управленческого персонала 8316 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 570 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0 146
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Доля АУЗ в выручке 8% 10% 8% 8% 7% 8% 9% 12% 15% 8% 7% 6% 7%
    Оплата административно-управленческих затрат (тыс. руб.) 4 114 445 295 295 442 295 295 441 295 295 426 295 295
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Содержание зданий и сооружений 600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 574 150 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Административно-управленческие расходы 13 182 1 051 1 051 1 198 1 051 1 051 1 197 1 051 1 051 1 182 1 051 1 051 1 197
    Выплаты по административно-управленческим затратам с НДС 3 540 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295

    При планировании некоторых статей используются результаты обработки статистической информации. Нужно помнить, что при согласовании бюджета административных расходов особенно важно получить четкое обоснование каждой статьи. В противном случае может сработать эффект привыкания. То есть пропустишь один раз завышенную статью затрат, она будет появляться и во всех последующих бюджетах.

    Следует отметить, что этот бюджет административных расходов может быть связан с некоторыми другими функциональными бюджетами. В частности, информация о заработной плате административно-управленческого персонала может браться из бюджета оплаты труда. Суммы транспортных расходов, которые в данном случае, конечно же, связаны с управленческим блоком (обслуживание топ-менеджеров и административно-управленческих служб), могут поступать из бюджета транспортных расходов.

    В примере бюджета административных расходов есть такая статья, как процент за кредит. В данном случае речь идет о кредите, который берется для пополнения оборотных средств компании в целом. В принципе, и эта статья затрат может относиться к процессам и подразделениям, если можно четко сказать, что кредит берется, например, для проведения масштабной рекламной акции или для приобретения производственного оборудования. Правда, в последнем случае финансовый поток, возникающий в результате оплаты этих процентов, в БДДСе будет относиться не к основной, а к инвестиционной деятельности.

    Из приведенного примера бюджета административно-управленческих расходов видно, что в данной компании периоды начислений затрат совпадают с периодами оплаты. В ином случае было бы необходимо составлять график оплаты административно-управленческих затрат.

    Примечание : подробнее о финансовой модели бюджета административных расходов можно узнать в Части III "Финансовая модель бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • Определение

    Управленческие расходы - это затраты на управление организацией, не связанные непосредственно с производственным процессом. Таким образом, если затраты на управление можно связать непосредственно с каким-либо производственным процессом, то эти затраты не могут быть отнесены к управленческим расходам, а включаются в соответствующей продукции. Например, начальника цеха включается в себестоимость продукции, производимой данным цехом. В тоже время, заработная плата генерального директора, работников отдела кадров и т.п. включается в состав управленческих расходов.

    При этом, управленческие расходы могут быть включены в себестоимость продукции, но не прямо, а путем распределения между всеми видами выпускаемой продукции пропорционально экономически-обоснованному показателю (например, заработной плате основного производственного персонала или амортизации производственного оборудования и т.п.).

    К управленческим расходам могут быть отнесены:

    • административные расходы;
    • содержание управленческого персонала, не связанного непосредственно с производственным процессом;
    • и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
    • аренда помещений общехозяйственного назначения;
    • расходы на информационные, аудиторские, консультационные и т.п. услуги;
    • другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

    Анализ управленческих расходов

    С точки зрения финансового анализа управленческие расходы относятся к условно-постоянным, т.к. их величина напрямую не зависит от объема выпуска продукции. Увеличение объемов производства приводит к уменьшению величины управленческих расходов на единицу продукции, в результате увеличивается прибыль с единицы продукции за счет положительного эффекта масштаба.

    Информацию об общей сумме управленческих расходов можно узнать из строки 2220 отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах). Более детальная информация об управленческих расходах аккумулируется в бухгалтерском учете на счете «Общехозяйственные расходы».


    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Управленческие расходы: подробности для бухгалтера

    • Управленческие расходы организации: анализ судебной практики

      Указано лишь, что под управленческими расходами организации понимаются затраты: на управление... уменьшать на сумму управленческих расходов. Вопрос о правомерности учета управленческих расходов для целей исчисления... части налога на прибыль стали управленческие расходы организации. Между обществом и... АО удалось доказать правомерность учета управленческих расходов для целей исчисления налога на... компетенцию. Услуги взаимозависимого управляющего ≠ управленческие расходы. По всей видимости, «схема», ...

    • Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности: практика проведения

      ...) = (1) × 30 % Пассив Дт Управленческие расходы: затраты на оплату труда и... 546 (3) = –(1) Пассив Дт Управленческие расходы: страховые взносы во внебюджетные фонды... периода (46 578) Пассив Кт Управленческие расходы: затраты на оплату труда и... 35 829 (5) Пассив Кт Управленческие расходы: страховые взносы во внебюджетные фонды... : амортизация 339 380 Пассив Дт Управленческие расходы: амортизация 26 122 Пассив Дт...

    • Как учитывать расходы пока у организации не появилась выручка?

      Далее - Положение). Административные - они же управленческие расходы к видам активов, поименованным в... вышеупомянутых ПБУ, не относятся. Управленческие расходы (счет 26 "Общехозяйственные расходы... в бухгалтерском учете осуществленных организацией управленческих расходов будет зависеть от порядка, установленного... продукции) нет, то, полагаем, списывать управленческие расходы в подготовительном периоде необходимо в... : Дебет 20 Кредит 26 - управленческие расходы отражены в составе расходов на...

    • В составе себестоимости) коммерческие и управленческие расходы. Данные позиции заполняются, если предприятие... предлагают отражать: в составе строки «Управленческие расходы» отчета о финансовых результатах; в... финансовых результатах после коммерческих и управленческих расходов, но до прибыли от продаж... . Часть общепроизводственных затрат относится на управленческие расходы. В бухгалтерском учете предприятия будут...

    • Учет затрат за услуги по предоставлению доступа к электронной торговой площадке

      Оплату доступа к ЭТП являются управленческими расходами, которые формируют расходы по обычным... (п. 7 ПБУ 10/99). Управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных... ПБУ 10/99 порядок признания управленческих расходов должен быть раскрыт в составе...

    • Вредные условия труда в аптечных организациях

      Затраты можно учитывать в качестве управленческих расходов и полностью признавать в отчетном...

    • «Предсказываем» выездную налоговую проверку

      000 000,00 рублей, включая управленческие расходы. Управленческие и коммерческие расходы (аренда...

    • НДС по рекламным материалам (брошюрам, листовкам) заявить к вычету можно!

      Сути, должны включаться (как общехозяйственные, управленческие расходы) в себестоимость продукции. И если...

    • Изменения в ПБУ 18/02: постоянные и временные разницы и активы будут учитываться по-новому

      Разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров...

    Назначение данного бюджета состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом.

    Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:

      Расходы на управление коммерческой организацией (заработная плата административно-управленческого персонала, командировочные расходы по установленным законодательством РФ нормам, представительские расходы, содержание пожарной охраны, расходы службы безопасности).

      Общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводского назначения; расход вспомогательных материалов; коммунальные платежи; ремонт основных средств, включая стоимость материалов и запчастей, израсходованных на ремонт, заработную плату с отчислениями рабочих, производящих ремонт; аренда и капитальный ремонт основных средств; оплата услуг сторонних организаций по содержанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на содержание и обслуживание автотранспортом; прочие расходы). К прочим расходам относятся юридические расходы, услуги банков, услуги связи, информационно-консультационные услуги, аудиторские услуги, страхование имущества.

      Налоги, сборы, платежи (относящиеся на себестоимость продукции).

      Непроизводительные расходы (потери от простоев, недостачи от порчи материалов при хранении на складе.

    Управленческие расходы относятся к условно-постоянным затратам, поскольку величина их остается сравнительно неизменной в течение бюджетного периода независимо от изменения объемов продаж. Однако эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности (например, с появлением новых изделий, новых бизнесов) более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому при планировании будущих затрат принято предусматривать некоторое снижение доли этих затрат по мере роста объема продаж.

    Бюджет управленческих расходов

    Показатели

    Кварталы

    Зарплата управленческого и прочего общезаводского персонала

    Амортизация

    Командировочные расходы

    Канцелярские расходы

    Налоги, включаемые себестоимость

    Итого управленческие расходы начисленные

    Управленческие расходы уплаченные*

      В сумму выплат денежных средств по управленческим расходам не включены амортизационные отчисления. Все управленческие расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они были осуществлены.

    Бюджет периодических расходов используется при составлении бюджета прибылей и убытков, а также бюджета денежных средств. При его формировании выделяются также постоянные расходы (в общей сумме по кварталам планируемого года) и переменная составляющая. Последняя рассчитывается на основе ставки переменных составляющих расходов в расчете на единицу реализуемой продукции. Коммерческие и управленческие расходы оплачиваются в том же квартале, в котором возникают.

    Показатели

    Кварталы

    Всего за год

    Планируемый объем продаж, ед.

    Ставка переменной составляющей коммерческих и управленческих расходов на единицу продукции, руб.

    Всего переменная составляющая коммерческих и управленческих расходов, руб.

    Постоянная составляющая коммерческих и управленческих расходов, руб.:

    Страхование

    Заработная плата служащих

    Всего коммерческих и управленческих расходов, руб.

    juristi-online.ru - Сервис юридической помощи