«Господь одаривает покаявшихся грешников. Храм грешников - экскурсия не для слабонервных

Буддийские храмы и монастыри в Таиланде всегда поражают всех своим величием и красотой. Древняя архитектура, различные статуи Будды и других богов, яркие настенные рисунки, а также прекрасные пейзажи вокруг – вот главные атрибуты практически каждого храма. Но есть неподалеку от Паттайи особенное место, которое точно удивит вас и останется в памяти на всю жизнь – храмовый комплекс Wat Saen Suk. Это место больше известно как Храм Грешников, так как большая часть территории комплекса посвящена теме загробной жизни. Здесь вы можете узнать, что ждет после смерти грешников и тех, кто вел праведную жизнь. Храм ада и рая в Паттайе напоминает музей под открытым небом: в саду комплекса находится большое количество красочных скульптур, которые показывают различные сценки из потустороннего мира.

Ад и рай

Условно территория комплекса разделена на 2 зоны: ада и рая. Большую часть занимает зона Ада и это зрелище не для слабонервных. Здесь скульптуры показывают каким страданиям и мукам подлежат грешники после смерти. Некоторые композиции настолько реальны и устрашающие, что чувствительным людям будет не по себе. Как вам фигуры грешников, которые варятся в котле с кипящей водой, сцены сожжения на костре заживо или повешения на глазах у толпы, отрезания каких то частей тела? А те, кто провинился перед животными или растениями может быть сам обращен в какого-нибудь зверя в аду. Центральной композицией зоны ада считаются огромные скульптуры мужчины и женщины весьма неприятного вида. Их окружают фигуры животных, каждое из которых означает определенный грех. Окружает эти статуи большой кипящий котел, в котором мучают грешников.


В зоне Рая картина абсолютно противоположная: здесь в прекрасном цветущем саду расположены фигуры Будды и праведников, которые занимаются медитацией. Также здесь есть очень живописный пруд с рыбками и черепахами. Насладившись красотой вокруг, вы сможете покормить животных в пруду, корм продается здесь же. В зоне Рая вы также сможете сделать хорошие поступки, чтобы улучшить свою карму. Например, купить птицу в клетке и отпустить ее на волю, оставить пожертвование возле скульптуры. Для посетителей здесь продаются милые сувениры на память: символические фигурки и статуэтки с определенным значением.

Как добраться

Храм грешников находится в городе Банг Саен в 40 километрах от Паттайи. Комплекс доступен для посещения ежедневно с 8 утра до 7 вечера. Опытные путешественники советуют посещать храм в будние дни, так как по выходным здесь много тайцев и туристов. Помимо храма Банг Саен славится отличными пляжами, которые также пользуются популярностью среди туристов. Добраться до храма с адским садом из Паттайи можно воспользовавшись трансфером. Самый быстрый и комфортный способ - обойдется примерно в 500-600 бат в одну сторону, так что будет выгодно поехать компанией из 4х человек. Посещение храма Ада и Рая включено в популярную экскурсию , в ходе которого вы сможете также посетить самые главные религиозные и исторические достопримечательности Паттайи. Некоторые тур фирмы предлагают экскурсию только в этот храмовый комплекс, которая с учетом трансфера будет стоить 500 бат за человека.


Мы меняем Библию, чтобы она соответствовала нашей культуре или мы меняем культуру в соответствии с ?

Когда я впервые был на уроке инженерии, мы разбирали трагическое падение американского космического шаттла «Челенджер». Несмотря на то, что трагедия случилась еще до моего рождения, на мгновение я увидел ужас, который должно быть испытывали тысячи людей, наблюдавшие это происшествие. И первое, что всем хотелось узнать: «Что же случилось?».

Вот что выяснила комиссия под руководством У. Роджерса (группа экспертов, которая занималась расследованием катастрофы) после нескольких месяцев расследования: при взлете сорвалось уплотнительное кольцо в правом боковом ракетном ускорителе.

Не буду вдаваться в подробности, но уплотнительное кольцо по отношению к размерам самого шаттла это очень маленькая деталь. Очень маленькая. Это не какая-то существенная проблема, как, например, прокол в двигателе ракеты или дыра в кабине, что могло бы стать причиной такой беды. Это маленькая, казалось бы, незначительная поломка уплотнительного кольца.

Я считаю, что эта ситуация служит хорошим уроком для церкви. Что если тот большой грех, о котором тебе известно и от которого ты так старательно пытаешься избавиться, не является самой большой угрозой в твоей христианской жизни и твоей миссии в церкви?

Проблемой могут стать скрытые грехи, которые считаются нормальными или приемлемыми вещами или незамеченные грехи, которые влияют на церковь больше всего. Я хочу разобрать 9 из этих грехов.

1. СТРАХ

Слова «не бойся» и «не страшись» встречаются в Библии 365 раз. Ирония? Думаю, нет. Я считаю, что Церковь упускает кое-что, говоря о страхе. Позвольте мне остановиться на этом. Какое состояние является противоположным страху? Храбрость? Нет. Смелость? Нет. Может, нужно стать рыцарем? Да, но я не об этом!

Противоположностью страху есть… ЛЮБОВЬ. А теперь давайте добавим тот факт, что Бог есть любовь. И, исходя из отношения равенства в математике, противоположностью страху является Бог.

Если ты дитя Божье, то одним из грехов, который не должен тебя мучать — это страх.

И все же, христиане — самые боязливые люди на земле. Даже наше спасение основано на страхе. Нас же не смущает то, что мы приводим людей ко Христу, отпугивая их от ада.

Это язык страха, полная противоположность Богу. Смотри, что пишет апостол Иоанн в 4 главе 1-го послания: «у любви нет страха, но истинная любовь изгоняет страх. Ведь страх — это наказание в себе самом, и мучаются им те, кто не проникся до конца любовью».

Церковь боится принимать решения из-за страха. Христиане не решаются сделать шаг навстречу опасности из-за страха. Нашим послушанием движет страх. А где же любовь?

Несколько недель назад я принял решение удалить из своего словаря такие слова, как «страх, испуган, ужас». Возможно, тебе следует сделать то же самое. Это может измениться твой взгляд на окружающий мир. И так же взгляд на Бога.

2. БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Лучшими друзьями безразличия являются пассивность и уверенность в том, что вам все что-то должны. Вместе они — порочная тройка.

В Боге нет ничего заурядного или обычного. Его сила выше всякого понимания. Его красота неописуема. Любовь Бога неизмерима. Бог, который сотворило Вселенную и создал все звёзды желает иметь отношения с тобой.

И все же часто отношение к Нему такое: «Хорошо, Бог меня любит. Замечательно. Но меня сейчас волнует, что у нас на обед». Нет! Ты не понимаешь, приятель. Бог любит тебя. А ты довольствуешься лишь фразой «Хорошо». Как так?

Наше равнодушие по отношению к Богу объясняет, почему люди, которые окружают нас не выстраиваются в очередь, чтобы стать христианами.
Подумай об этом. Сколько ты встречал христиан за последнее время, на которых хотелось быть похожим? А так ли должно быть на самом деле? Разве я не прав? Разве мы не должны так измениться благодаря работе Духа Святого, чтобы люди, глядя на нас, спрашивали, в чем секрет, даже если они не знают Бога?

В Писании, люди действительно преображались после личной встречи с Богом. В их жизни изменялось все. Теперь напрашивается вопрос: «А ты действительно пережил такую встречу с Богом?»

3. ОБЖОРСТВО

Когда я был моложе, я буквально ел до отказа. То есть, если я заказывал еду, я съедал все, что приносили. Естественно, это ставало проблемой, когда я оказывался на фуршетах.

Оглядываясь назад, я понимаю, что такое моё отношение было ни чем иным, как обжорством. И проблема не в том, что я наедался до отвала, а что я использовал подарок, данный мне Богом … чрезмерно.

Обжорство, прежде всего, исходит из сердца. Это погоня за излишествами. Обжорство говорит: «Пустота, которую Бог собирается заполнить … не волнуйся о ней. Я ее заполню». Обжорство появляется, когда ты теряешь страх Божий. Потому что до тех пор, пока твои глаза фиксируются на Иисусе, желание твоего сердца сосредоточены на Нем.

Мир отчаянно нуждается в этой информации, разве нет? Пока мы набиваем наши желудки пищей и наполняем наши дома безделушками, наше недовольство только увеличивается.

Где же те последователи Христа, которые сосредоточены исключительно на Нем, отбросив в сторону всё, что размывает черту между тем, чего хочется и тем, что необходимо? Где те христиане, которые будут наслаждаться избытком Бога?

4. БЕСПОКОЙСТВО

Переживания озадачивают тебя, но они не приносят результата. Великий философ Вэн Уилбер однажды сказал: « Беспокойство похоже на кресло-качалку. Оно движется, но на нем ты никуда не поедешь». Это правда. Но Уилбер был не единственным человеком, который говорил о беспокойстве. Иисус ведь говорил о том, что мы не должны заботиться ни о чем (Матфея 6:25-34). А Он это серьезно говорил?

Да, Он не шутил. Видишь ли, беспокойство является симптомом более серьезной проблемы… недостатка веры. И для последователей Христа, чьей первоочередной миссией является показать миру славу Бога и Его природу, беспокойство — это проблема.

Недавно я спросил моего хорошего друга, почему беспокойство отравляет церковь, и он сказал очень глубокую мысль: «Больше всего я переживаю о том, что мы не хотим нуждаться в Боге. Мы независимы».

Тогда это было для меня ударом.

Мы готовы сделать все, чтобы поддерживалась иллюзия контроля и ответственности, так не удивительно, что беспокойство отравляет нас. Беспокойство является побочным эффектом, когда мы тянем на себе бремя, которое только Богу под силу.

Видишь, какая ирония? Чем больше независимости ты жаждешь, тем больше беспокойства ты будешь переживать. Так, почему же не отдать все в руки Бога и позволить Его миру царить в твоей жизни?

5. ЛЕСТЬ

Я 5 раз пытался вытереть этот пункт, но Бог продолжал возвращать меня к нему. Так я и сделал. Правда, нерешительно.

Я люблю Бога. Мне нравится выступать. И всегда нравилось. И в то время как нет ничего плохого в том, чтобы быть в центре внимания, плохо делать себе центром всего. Если твоя личность зависит от похвалы человека, ты будешь вечно недоволен. Люди непостоянны. Они сегодня рядом, а завтра разойдутся. Сегодня они за тебя, а завтра будут против. Они любят тебя, когда ты соглашаешься с их мнением, и перестанут любить тебя, как только ты выступишь против.

И все же, мы любим человеческую славу, во всяком случае, скажу за себя. Наглядный пример: Instagram, Facebook, SnapChat. Я люблю постить в соцсетях, но они являются местом, где процветает лесть. Ты выкладываешь фото из своей жизни в надежде, что весь мир их лайкнет. И кого волнует, ты ли на фото? Тебе нужно одобрение. Ну и что, что тебе пришлось 30 минут мучиться, чтобы сделать это звездное селфи, это же стоит потраченного времени.

А Иисусу не нужна была слава и похвала от людей. Его не волновало, что они о Нем думали. Единственной Его заботой было выполнить волю Отца Небесного. Такое отношение — это то, в чем этот мир так отчаянно нуждается.

Тяжело показать людям Христа, когда ты нуждаешься в их одобрении. Давай будем честными, это действительно тяжело. И когда тебе нужно одобрение других, твоя жизнь будет иметь больше взлетов и падений, чем самые крутые Американские горки. Я знаю, что говорю, я катался на них.

6. КОМФОРТ

Комфорт мог бы быть главой всех «принятых Церковью» грехов. Когда Церковь становится комфортной, христианство умирает. Христиане должны целенаправленно избегать комфорта в своих мыслях и действиях. Иначе наступит сопротивление переменам. Второстепенные вещи приобретут первоочерёдное значение. Забота о тех, кто внутри Церкви станет превыше миссии достижения тех, кто находится за пределами её.

И вот в таком состоянии кроется грех комфортности. Если однажды он проявился, его очень тяжело искоренить. И когда ты берёшься за этот вызов, люди не просто начинаются злится на тебя, они станут сражаться с тобой. Ради комфорта люди готовы распять невинного человека. Церковь не может быть миссионерской и комфортной одновременно. Нужно сделать выбор.

7. ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО

В детстве я смотрел передачу «Улица Сезам». Какой мой любимый персонаж? … Монстр печенюшек. Мы как-будто были очень похожи с ним. Мы оба любили печенье. Я часто заходил в дом, говоря его фразой: «А ну-ка дайте мне печенье!» Только ни на кого это не действовало.

Многие христиане тоже как такие монстры. Их принцип «Дай мне больше … ну чего-нибудь. Просто дай мне больше. Больше. Больше. Больше».

Сутью этого греха является ложное понимание Бога, как Того, кто жаждет получить. Но это абсолютно не так. Бог – Тот, кто желает отдать. Он — Даятель. И, как мужчина или женщина по образу Его, ты должен отдавать.

Что ты отдаешь миру? Что отдаешь другим?

8. ПАТРИОТИЗМ

Может, это только мое мнение, но я не представляю себе Иисуса, размахивающего флагом и демонстрировавшим всем Свою тату с названием страны. Но Иисус и не был противником власти. Поэтому, если ты последователь Христа, Библия призывает тебя молиться о твоей стране и руководстве страны (1-е Тимофею 2:1-4). При этом, Иисус очень точно объяснил, как весь мир узнает о Боге… Через Церковь. Не через правительство. Не через общество. А через Церковь.

Когда твоя верность разрывается между страной и Богом, национальные идеалы начинают формировать твою веру больше, чем Бог. И ты переносишь эти ценности на отношения с Богом, начинаешь так верить Богу и так думать, как диктует твое общество.

Нет ничего плохого в том, чтобы уважать ценности своей страны. Но, когда мир придёт к своему концу, останется только гражданство Небес, не то, которое ты имеешь сейчас.

9. ЛОЖЬ

Если обжорство – это очевидная, но игнорируемая проблема, ложь является грехом, который никто не видит. Она настолько стала приемлемой в обществе, даже в христианских кругах, что она часто остается незамеченной. Мы утрачиваем чувствительность к ней. И вот почему она так опасна для христиан.

Вот одно место Писания в Евангелии от Матвея 5:33-37, о котором редко рассуждают. Иисус обличает фарисеев в клятвах. Большинство американцев слышат слово «клятва», только когда кто-то из знаменитостей обманывает в суде (под присягой). Но Иисус говорит не о клятвах в этом отрывке.

Он говорит о честности.

Вот что говорит Иисус: Ты должен жить настолько честно, что твои слова не нужно подкреплять чем-то, чтобы сделать их законными. Такие типичные фразы, как: «Обещаю», «Клянусь» или даже «Мамой клянусь» никогда не должны исходить из твоих уст. «Фрэнк (имя автора – прим. пер), да ладно тебе! Ты точно правильно понимаешь это место? Поклянись, что не врешь».

Эти слова являются неплохим подзатыльником, верно? Если ты похож на меня, ты все время говоришь то, что не сделаешь. Ты говоришь неправду, чтобы приукрасить действительность. Или чтобы избежать неприятностей. Ты лжешь, чтобы опередить кого-то. Иногда ты лжешь просто так.

Иисус говорит, что этому не должно быть места в твоей жизни, если ты христианин. Важно следить за своими словами. Если ты что-то говоришь, Бог ожидает, что ты и сделаешь так. Лучше сказать правду и потерять свою работу, чем сохранить своё место ложью.

Насколько это серьезно? Иисус говорит, что все, что сверх нашего «Да» и «Нет», то от лукавого. И это правда.

Иногда незамеченные грехи являются наиболее токсичными. Я надеюсь, что ты воспримешь это как возможность для роста. Я также понимаю, что есть некоторые «приемлемые для Церкви» грехи, которые я не упомянул. Теперь твоя очередь.

За кого здесь молиться

Эта часовня построена на территории храма Воздвижения Креста Господня у пересечения Алтуфьевского шоссе и МКАД. Сейчас там заканчивают последние отделочные работы.

Есть грешники, кому для покаяния и прощения Господнего нужно особое место, - подтвердил настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве отец Анатолий. - И это не только отпетые бандитыѕ

Здесь можно молиться за некрещеных. А в России, где долгое время царил атеизм, умершие некрещеными родственники есть в каждой семье. Святой мученик Уар, покровитель этой часовни, просит Бога и за них.

Здесь можно помолиться и за младенцев, во чреве убиенных, - ведь количество абортов в нашей стране не уменьшается.

Можно просить святого мученика Уара за сына-наркомана, дочку-проститутку...

Если ваша мольба будет услышана, Уар попросит за них перед Господом Богом. Но оставлять записки за упокой и здравие в новом храме не принято. Надо молиться самому Уару.

Почему Уар?

В христианстве судьба каждого святого индивидуальна. За исцеление алкоголиков молят святого Вонифатия, о благополучии скотины - Флора. За преступников перед Создателем заступается Уар.

Мученик Уар - святой, принявший смерть за Христа в 307 году. Служил императору Максимиану в столице Египта Александрии легионером. Считался трусом, грешником. В его биографии много парадоксального. Считал себя христианином, но показывать свою веру боялся. По ночам заходил в темницы к мученикам, которые страдали за веру. Поддерживал их как мог, просил молиться за него, но признавался: ?Хотел бы пострадать за Христа, но не имею для сего такой твердости, боюсь тех мучений, которые испытываете вы?. А когда пришел час, Уар оказался смелым и все же нашел силы стать в ряды мучеников. Парадокс: граница между трусом и героем, грешным и святым очень зыбкая. Перешагнуть ее доступно каждому. Тело Уара, растерзанное римскими псами, Клеопатра тайно вывезла в Палестину. К ней Уар стал являться в видениях. Однажды святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в православную веру.
Как просить за грешника
О святый мученице Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити Оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

МНЕНИЕ ПАТРИАРХИИ

Можно ли здесь отпевать самоубийц?

В сборнике проповедей греческого архимандрита Варнавы (Ягу) затрагиваются темы смысла жизни и смерти, поиска истины, любви и свободы во Христе, раскрываются перед читателями цель христианской жизни и пути ее осуществления. Отталкиваясь от отрывков из евангельских чтений, автор говорит о том, как впустить Бога в свою жизнь и как довериться Ему.

Отмечая важность исполнения библейских заповедей и церковных установлений, постов и молитв, отец Варнава повторяет, что всё это — не сущность христианской жизни, а лишь путь к ней, не цель, а средства, помогающие нам приблизиться к Богу. Главная же задача христианина — это личная встреча с Христом, выстраивание живой, непосредственной связи и личных отношений с Богом.

Архимандрит Варнава (Ягу) родился на Кипре в 1965 году. В 1973-м переехал жить в Фессалоники, где получил общее образование и окончил философский и богословский факультеты Университета им. Аристотеля. В 1988 году в храме Святого Мины был рукоположен в диакона, а затем в священника и возведен в сан архимандрита. До 1999 года служил в храме Святой Екатерины. В настоящее время о. Варнава служит в храме Пресвятой Богородицы Лаодигитрии, где ведет миссионерскую и просветительскую работу среди молодежи и студентов. С 2012 года возглавляет Молодежный отдел священной митрополии Фессалоник. С 2014 года является игуменом монастыря Святой Феодоры Мироточивой.

Предисловие к греческому изданию
Церковь грешников (Мф. 9:12-13)
«Прекрасное неверие» (Ин. 20:19-31)
Те, кто безумно любил Христа (Мк. 15:43 - 16:8)
В поисках нашего потерянного «я» (Мк. 15:43 - 16:8)
Крушение мирской этики (Мф. 19:16-26)
Бог отходит в сторону (Мф. 15:21-28)
Путь страдания (Лк. 7:11-17)
«Живой» и «мертвый» христианин (Лк. 8:4-15)
От одиночества к общению (Лк. 8:26-39; 2 Кор. 11:31 - 12:9)
Гостеприимная Церковь (Лк. 10:30-37)
Превратить свою жизнь в литургию (Лк. 12:13-21).
Благословенная «нищета» (Лк. 12:13-21)
Спасение человека — превыше закона (Лк. 13:10-17)
В поисках Христа (Лк. 14:16-24; Мф. 22:1-14)
Живая связь, связь жизни (Лк. 14:16-24; Мф. 22:1-14)
Грех самодостаточности (Лк. 14:16-24; Мф. 22:1-14).
Благословение слабости (Лк. 17:12-19)
Сделать Бога ближе (Лк. 16:19-31)
Тяжкий труд любви (Лк. 16:19-31)
Сила молитвы (Лк. 18:35-43)
Смирение и любовь (Лк. 18:10-14)
Бог отцовской любви (Лк. 15:11-32)
Любовь — это жизнь (Мф. 25:31-46)
Христос должен стать видимым в нашей жизни
Крест — наше спасение (Мк. 8:34 - 9:1)
Вера, пост и молитва (Мк. 9:17-31)
Отчаяние и бессердечие (Ин. 12:1-18)
Сокровище девства (Мф. 1:1-25)
Уверенность в любви (Мф. 1:18-25)
Тьма как благо (Мф. 4:12-17)
Мера нашего духовного преуспеяния (Ин. 5:1-15)
Грех и одиночество (Ин. 5:1-15)
Мы достойны рая (Ин. 4:5-42)
Снисходительность Христа
(Деян. 26:12-20; Ин. 4:5-42)
Преодоление логики (Ин. 9:1-38)
Тот, кто хочет верить (Ин. 9:1-38)
Жаждать Христа
Полное оптимизма отчаяние (Мф. 10:32-33, 37-38; 19:27-30)
Христос открывает путь (Мф. 4:18-22)
Тот, кто уверен в себе, не спасется (Мф. 8:5-13)
Вопреки всем нашим грехам — надежда! (Мф. 9:27-35)
Поклонение людям оскорбляет Бога (1 Кор. 1:10-18)
Трудности приводят нас в смятение (Мф. 14:22-33)
Бог любит и прощает нас (Мф. 18:23-35)

Всем известно выражение «Святая Церковь». Откуда же там берутся грешники? Интересно, что упреки в недостатке святости Церкви и ее отдельных членов нередко можно услышать со стороны людей невоцерковленных, но ищущих, присматривающих подходящую для себя хорошую Церковь.
Действительно, могут ли в Святой Церкви быть недостатки?

Сборище грешников
-- Я ему: «Хочу с Богом соединиться!» А этот обрядовер: «Вы акафист не вычитали».
-- У нас рядом с дачей церковь, там поп -- горький пьяница! И служит так гугниво на вашем древнеславянском!
-- Вместо Поместного собора в вашей Церкви собирается какой-то архиерейский!!!
-- По Типикону, тут надо петь десять стихир, а у вас поют четыре!
-- А моей подруге батюшка сказал, что на дом придет ребенка крестить только за три тысячи. А она одинокая мать!

Со всех сторон наша Церковь нехороша. Постящиеся и непостящиеся, воздержницы и ленивые -- все имеют к ней серьезные и часто весьма обоснованные претензии.

И как, спрашивается, в этих условиях заниматься каким-то миссионерством? Искушение одно! Ты человеку объясняешь: про благодать, про преемство, про Вселенские соборы. Человек слушает, конечно, но потом говорит: «Это все хорошо! Но вот у католиков священство неженатое. Настоящие святые отцы. А у вас? По семеро детей у иереев! Где уж им о духовном думать? Прокормить бы… Я хочу креститься в Святой Церкви! А у вас… Ну, не знаю, но какая-то уж точно не святая. Убогая какая-то…»

Все это, соратники, наполняет мою лично душу невыразимым блаженством! Как же мне повезло! Что бы я стал делать в Церкви Святых? Умер бы со страху, наверное… А так -- хорошо! Ты грешишь -- и батюшки грешат! Ты в праздник на грудь принимаешь quantum satis -- а в церкви по полпсалма вместо целой кафизмы читают. В такой церкви и каяться как-то не так страшно: батюшка -- сам не святой, должен же войти в положение!

Собственно, Церковь свою убогость вполне даже сознает. Чего бы в ней иначе на 1-й неделе Великого поста пели: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом…»? Или, может, это так -- от скромности, от смирения? Нет, думаю, все-таки не от «смирения». Потому как правда ведь согрешихом -- чего уж юлить-то! Канон в субботу, понимаешь, был на восемь тропарей, а его на три прочитали…
В общем, сборище грешников в качестве Церкви -- прекрасная компания! Присоединяйтесь!

Одна беда: по-прежнему непонятно, что отвечать человеку, у которого грехов мало и Церковь он себе хочет найти хорошую. Не нарочно же его грешить заставлять, право слово! Наверное, подождать ему надо. Может, и сами появятся грехи-то. Бывает ведь такое…

Но вот зачем ему в нашу убогую компанию -- ответ есть! Во-первых, мы тебя тут пожалеем, а может быть, даже полюбим. Кому ты такой еще нужен?
И потом -- у нас есть парадоксальная история: у нас в Церкви действительно есть святые! Откуда они заводятся в сборище грешников -- совершенно непонятно. Но такой вот невероятный факт. Чудо просто!

Ведь даже представители собраний гораздо более достойных, чем наша Церковь, обычно не спорят со святостью, к примеру, Серафима Саровского… Или Великой Княгини Елизаветы Федоровны, которая, недобитая, в смертной яме апостольником раненых перевязывала… Или вот святой лауреат Сталинской премии Лука Войно-Ясенецкий. Будете спорить?
Вот то-то же.

«Чтобы научиться принимать Божию милость, нужно время»
-- Люди ожидают идеала в Церкви по двум причинам. Во-первых, людям свойственно (и это хорошо) искать святость. Не просто доброго человека, а именно совершенство, про которое говорит Христос. Поэтому от всего Божьего люди ждут совершенства, которое заложено в каждом из нас как образ и подобие Бога. Мы сравниваем заложенный в нас образ Божий с тем, что происходит в нашей душе, видим несовпадение, осознаем свою неполноту. И, чтобы исцелиться, приходим в Церковь.

А вторая причина поиска идеала в Церкви -- плод нашего лицемерия и лукавства. Человек забыл, что сам давно предал свое совершенство, стал горд, эгоистичен. Убийцей стал! Мы понимаем убийство только как лишение жизни другого человека или себя (самоубийство -- тоже убийство). Но с позиции Божьего совершенства убийство -- гораздо более широкое понятие. Ты не помог человеку, умыл руки -- убийство. Невнимание, равнодушие, обиды, раздражение… Человек искони убийца, и отец наш диавол. Мы привыкли все время убивать себя и других, не умеем жить иначе, так возлюбили эту подлую и хитрую жизнь. Поэтому и в себе, и в других не видим проявлений Бога, а значит, нам все можно, и мы можем жить, как жили раньше. То есть уходим от главной Истины, Которая свидетельствовала: «…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12-13).

Но никому не хочется быть грешником. И мы не только сами не идем к покаянию, но и придумываем разные поводы для недовольства, когда к нему идут другие. Храм часто называют врачебницей. Представьте, я приду в больницу, увижу там здоровых людей и скажу: «Прекрасная больница!» Меня назовут сумасшедшим. Некоторые хронические болезни вылечить невозможно, но можно смягчить. Снять боль, утешить человека, продлить ему жизнь на день-час-минуту -- много это или мало? Очень много. Почему же мы возмущаемся, когда видим в храме людей, всю жизнь убивавших, лгавших и притворявшихся при этом добрыми? Посмотрите на наши духовные болезни открытыми глазами! Для меня как раз удивительно, что к убийцам и подлецам пришел Бог, не отверг их, а даровал спасение. Бог любит нас грешными и грешников зовет к святости. Вот подлинное чудо! Но мы ничего не умеем и пользуемся Божией милостью как возможностью повторять старые грехи. Чтобы научиться принимать эту милость, нужно время. Если у нас перелом, мы не требуем от врача, чтобы он мгновенно срастил нам кость. Тем более не можем мы требовать от Бога мгновенного исцеления нашей души. Церковные таинства -- необходимые средства исцеления, но они не действуют магически, нам надо активизировать свою волю, остатки добродетелей. А мы часто хотим, чтобы Бог не просто помогал нам, но жил за нас. То я жил без Бога, рассчитывая только на себя, теперь хочу, чтобы Бог сделал меня счастливым без моего участия. Если человек не поймет, что должен сам потрудиться, он уйдет из Церкви. Надо в себе найти остатки святости. Если я чувствую, что чужд Богу, то я в других тоже не увижу святости. Если я пришел к Господу исцелиться, мне никто не помешает, никакие больные рядом со мной. Если же я пришел утвердиться в своей праведности, меня все смутит.

И священник помогает не потому, что он хороший, а потому, что ему в таинстве рукоположения дана благодать совершать остальные церковные таинства, в которых Святым Духом исцеляется человеческая душа. За свои грехи священник, как и любой христианин, ответит перед Богом, но совершаемые им таинства действительны. И если рядом есть хотя бы один священник, это для нас великое благо независимо от его личных качеств -- мы можем причаститься Тела и Крови Христовых, Христос отпустит нам грехи, в которых мы не умеем исповедоваться до конца. Церковь всегда была, есть и будет свята. Христа осуждали за то, что Он ел и пил с грешниками, и это «дало право» лукавому народу сначала не слушать Христа, а потом и распять Его (не грешники распинали Спасителя, а молитвенники, постники, хранители предания). Изменилась форма, но суть претензии к Церкви та же: Господи, Ты что, не знаешь, с кем ешь и пьешь? А то, что в человеке уже совершилась перемена, не видят. Порой кажется, что человек, придя в Церковь, стал еще хуже, чем был. Это поверхностное впечатление. Он не хочет жить по-старому, а по-новому не умеет, вот все и валится из рук. А на самом деле душа уже облагорожена. Но увидеть это можно только верой, любовью.

Если я увидел свои грехи, у меня два пути: либо в петлю, как Иуда, либо почувствовать милость, пережить, что Бог меня прощает. Я Ему не сделал ничего хорошего, только зло, а Он готов меня поднять, поддержать! Если я увидел свои грехи и живу, значит, я познал Бога, Который меня помиловал. Чего и другим желаю. И если я помилованный, то меня не смущает, что в храме грешники. Разве не хочу я им милости?

Церковь -- это люди. Пусть каждый заглянет глубже в себя -- что есть в нем, то есть и в Церкви. Вопрос только в том, хочет ли человек это изжить в себе? Для меня как для священника преображение человека -- факт, совершающийся повседневно. Только это процесс сокровенный. И тот, кто смотрит поверхностно, не видит, что происходит внутри у другого, не верит в его искренность, подлинность. Вот это неверие есть мерзость.

Расколы и ереси начинаются в человеке. Первым раскольником и еретиком был, на мой взгляд, Адам. Любая гордая мысль -- уже раскол. А сколько расколов внутри каждого из нас! Рассеянность, смущение, раздвоение, конфликт души и тела, ума и чрева... И только во Христе мы можем вновь стать целостными, едиными. Если я хочу этого единства, оно мне будет дано. И меня на благо вдохновляет не человек, который умножает грех, но человек, который нашел иную радость, чем грех, и пытается освободиться от его рабства.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи