В какой части африки живут бушмены. Невероятные бушмены — народ властителей и пленников пустыни

13.5.2.Бушмены

Образ жизни. Бушмены – их теперь называют сан, были (и отчасти остаются) охотниками и собирателями. Испокон века они кочевали в пустыне Калахари и окрестных полупустынях. Приспособленность бушменов к жизни в пустыне поражали путешественников. Знаток Южной Африки Лоуренс Грин писал о бушменах: «Ни один африканский народ не может сравниться с бушменами в знании природы. Они непревзойденные охотники, знатоки змей, растений и насекомых, они художники и наследники богатого фольклора». Великолепное знание природы, умение добывать воду и находить пищу среди камней и песков позволило бушменам выжить там, где казалось жить невозможно. Обычно бушмены кочуют вблизи источников воды, но когда источники иссякают, они знают, где искать воду. Найдя казалось пересохший источник, они роют в песке яму пока не дойдут до водоносного слоя. Воду собирают в сосуды, сделанные из цельной скорлупы страусовых яиц с отверстием на одном конце. Бушменка берет стебель тростника, привязывает к концу пучок травы и опускает в яму. Взяв в рот свободный конец стебля, женщина создает в зарытом пучке травы род вакуума, благодаря чему вода быстро поднимается по стеблю в рот. По другой тростинке или соломинке вода поступает изо рта в яйцо. Когда нет воды, бушмены выкапывают сочные клубни и корни водоносных растений.

Бушмены делятся на племена, различающиеся по языку, степени сохранности культуры и масштабам смешения с соседями банту (есть «желтые» и «черные» бушмены). Тысячелетиями они вели кочевой образ жизни, но ныне многие племена перешли на оседлость. Бушмены кочуют группами от 10 до 30 (иногда до 50) человек. Группы состоят из родственников и примкнувших друзей, т. е. людей, с кем легко жить и работать. Для жилища бушмены используют шалаши из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. В шалашах они хранят личные вещи и спят в жаркое время дня. Ночевать предпочитают на открытом воздухе, располагаясь кругами вокруг костра. В прежние времена огонь добывали трением. Традиционная одежда ограничивается набедренной повязкой. Женщины носят сделанный из цельной шкуры антилопы плащ – каросс, служащий также мешком для переноски продуктов и подстилкой для спанья. Главное охотничье оружие у бушменов лук – острие стрел натирают ядом, получаемым из растений и личинок насекомых. Пользуются и копьем, ставят силки, капканы, роют ямы. Женщины заняты сбором съедобных насекомых, растений, плодов и корней.

Добыча еды. Основную массу пищи – 60–80 %, добывают женщины. У бушменов племени кунг, живущих в Калахари ни границе Ботсваны и Набии, главным продуктом питания являются орехи монгонго. Деревья монгонго дают постоянный и обильный урожай орехов, питательностью и калорийностью превосходящих злаковые культуры. Плодоносят монгонго круглый год. Женщины собирают также ягоды, фрукты, зелень, съедобную смолу, коренья, семена, луковицы, дикие арбузы и дыни (в сезон дождей) – более 100 видов съедобной растительной пищи. Они ищут и находят насекомых (кузнечиков, гусениц, жуков, термитов), дающих до 10 % белковой пищи. Мужчины тоже участвуют в собирательстве, но меньше, чем женщины. Изобилие съедобных растений настолько велико, что бушменам достаточно 20 ч. собирательства в неделю, чтобы обеспечить племя едой. Все же около трети калорий бушмены получают от мясной пищи.

Добыча мяса – дело мужчин. Вопреки популярным романам основную часть мяса бушмены получают не от охоты на антилоп или буйволов с помощью отравленных стрел, а путем добычи мелких млекопитающих, многие из которых живут под землей. Здесь главными орудиями охоты становится щуп, длинная полка с крючком на конце и силки. Помощниками в охоте являются отлично обученные собаки. Бушмены непревзойденные следопыты. По следам они определяют вид животного, его возраст, состояние здоровья, как давно оно прошло, в какое время дня оставило следы, и голодное животное или сытое. По следам охотники преследуют ценную дичь (какой-нибудь вид антилопы). Сложнее всего подобраться к добыче, ведь бушменский лук эффективен не дальше, чем на 35 м. Сделав удачный выстрел, охотник поступает на первый взгляд странно: он отправляется на стоянку, где спокойно ложится спать. На другой день, захватив подручных для переноса добычи, охотник отправляется на место выстрела, а затем по следам находит убитое животное. Дело в том, что легкая бушменская стрела не убивает, а переносит яд, и у охотника есть время отдохнуть, пока яд сделает свое дело.

Любопытно, что удачливого охотника отнюдь не хвалят, и сам он всячески принижает свой успех. В книге Ричарда Ли бушмен Гауго объясняет как должен вести себя охотник, убивший крупного зверя: «Скажем, человек охотился. Он не должен придти домой и заявить как хвастун: «Я убил что-то большое в буше!». Он должен сначала сесть и помолчать, пока я или кто-то еще не подойдет к его костру и не спросит: «Что ты видел сегодня?». Он отвечает спокойно: «Я не гожусь для охоты. Я вообще ничего не видел… может быть что-то маленькое». Тогда я в душе улыбаюсь, потому что знаю, он убил что-то большое». Пренебрежение к добыче выражают и мужчины, отправившиеся перенести мясо в лагерь. Они высмеивают добычу, говорят, что не стоит нести домой эту кучу костей, а охотник с ними соглашается и предлагает, бросив все гиенам, начать новую охоту. Этот древний обычай направлен на смирение гордыни охотников и поддерживает равенство членов племени. Принято благодарить не охотника, а дух убитого животного. Печень животного мужчины съедают на месте охоты, так как считается, что она содержит яд, опасный для женщин.

Питание. Вопреки домыслам о «жалких дикарях», загнанных в пустыню (где они всегда жили), бушмены питаются лучше не только жителей Черной Африки, но жирных американцев из «Золотого миллиарда». При малом росте бушмены получают 2355 калорий и 96,3 г. белка в день, что превышает средние стандарты ВОЗ. При этом еда сбалансированная – 2/3 растительной и 1/3 животной пищи, содержит все необходимые витамины и не содержит ненужных организму очищенных углеводов (белого хлеба, полированного риса, сахара), маргарина и напитков типа колы. Добыча еды и прочий труд по хозяйству занимает у бушменов мало времени. Ричард Ли подсчитал, что женщины доба тратят в неделю 12,6 ч. на собирательство, 5,1 ч. на изготовление одежды и утвари, 22,4 ч. на приготовление пищи и домашнее хозяйство; всего 40,1 ч. Мужчины трудятся немного больше: 21,6 ч. уходит на охоту и собирательство, 7,5 ч. на изготовление и ремонт оружия и орудий охоты, 15,4 ч. на домашнюю работу; всего 44,5 ч. в неделю. Для сравнения, средний американец или канадец тратит на домашнее хозяйство около 40 ч. в неделю (при всех стиральных машинах), да еще работает минимум по 8 ч. пять дней в неделю, т. е. еще 40 ч. в неделю. У бушменов явно больше свободного времени, чем у американцев, но досуг они тратят не на телевизор или интернет, а на живое общение.

Социальная жизнь. У бушменов, как и у пигмеев, нет вождей и старейшин. Сообщения о бушменских вождях основаны на недоразумениях. Решения принимают сообща с общего согласия, причем женщины участвуют в обсуждении наравне с мужчинами. Общество бушменов – общество равных. Все добытое на охоте и собранное женщинами делится между членами рода. Главное занятие бушменов в свободное время – это общение. Люди постоянно ходят в гости – перемещаются с одной стоянки на другую. Там они встречаются с друзьями, обмениваются подарками и наравне с членами семьи пользуются добытой общими усилиями пищей. Большую часть времени хозяева и гости проводят в беседах; они много шутят, поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют священные танцы.

Брак и семья. Родители договариваются о помолвке детей, когда они еще маленькие. Учитываются ограничения, препятствующие заключению брака: слишком близкое родство и совпадение имени жениха с именами родственников невесты (то же для невесты). Для закрепления помолвки родители обмениваются подарками. Фактический брак происходит, когда жених и невеста уже подросли. Мальчики женятся в 18–25 лет, девочки выходят замуж в 12–16 лет. Родители невесты окончательно соглашаются отдать дочь замуж, лишь присмотревшись к жениху. Он должен удовлетворять двум основным требованиям: быть хорошим охотником и не быть задирой, склонным к дракам. Первый брак начинается с инсценировки похищения. Невесту силой уводят от родителей и приводят в хижину жениха. На другой день молодых умащивают смесью орехового масла и ароматных семян. Женщина Тва делится с Ричардом Ли подробностями предстоящей женитьбы юноши Тома и ее дочери Куши:

«Когда Тома придет с востока, мы устроим женитьбу. Сначала построим дом, где им жить. Затем Тома зайдет в хижину и будет ждать, а мы – «матери» и «бабушки» пойдем и приведем Куши. Она будет плакать и плакать, сопротивляться, драться и кричать на нас. Иных девушек приходится относить на спине. И все время мы говорим ей: «Этого мужчину мы даем тебе. Он не чужой: он наш мужчина и хороший мужчина; он не причинит тебе вреда, и мы, твои тунси («матери»), будем рядом с тобой в этом селении». Когда она немного успокоится, мы войдем в хижину и сядем вокруг костра для беседы. Потом всем захочется спать; мы уйдем, оставив с дочерью старшую девушку: они будут вместе спать, так что Куши ляжет между подругой и мужем. На следующее утро мы помоем и покрасим их. Мы помоем мужа и жену смесью масла монгонго и семян дыни тцама. И покрасим с головы до пят красной мазью».

Далеко не всегда умыкаемая невеста сопротивляется понарошку. Ведь ее не спросили, когда родители договаривались о браке. Теперь настал ее час, и если невеста упорно выражает недовольство, то брак не состоится. Никто не будет принуждать девушку жить с нелюбимым. Факт, что почти половина первых браков сразу распадается, говорит о том, что бушменские девушки умеют за себя постоять. Браки, где девушка только притворялась недовольной, длятся долго, до смерти одного из супругов. Муж и жена взаимно привязаны, хотя проявлять чувства не принято: супруги предпочитают шутить и поддразнивать друг друга. По оценке антрополога Лорны Маршалл число разводов в таких браках не превышает 10 %. При разводе супруги расстаются по-хорошему, обычно между ними сохраняются добрые шутливые отношения. Собственно говоря, брака и развода в «цивилизованном» понимании у бушменов нет: просто люди живут вместе или прекращают совместную жизнь.

У бушменов преобладают моногамные браки. Из 131 обследованных женатых мужчин 122, т. е. 93 %, имели одну жену, 6 мужчин имели двух жен, один жил с тремя женами, и двое делили общую жену. Все многоженцы были знахарями: у бушменов считается, что знахари обладают особой силой, и жены гордятся такими мужьями. Остальные мужья и рады завести вторую жену, но им препятствуют жены. А с женами у бушменов считаются. В пожилом возрасте многие бушмены остаются одни в связи со смертью мужа или жены и вынуждены вступить во второй брак.

Сексуальные традиции. Дети у бушменов до 7-8-и лет бегают голые. Они наблюдают за не слишком скрытым сексом родных и соседей и начинают им подражать, сначала в играх. По мере взросления сексуальные игры сменяются групповым подростковым сексом. Большинство мальчиков и девочек занимаются сексом с 15 лет. Поэтому сопротивление невесты, когда ее отводят в хижину жениха, никак не связано с боязнью потерять невинность. Семейные пары чаще всего приступают к сексу вечером у догорающего костра. Они лежат на боку, обратившись к огню, – мужчина сзади женщины. Молодежь занимается сексом днем в буше. Их позы разнообразны: юноша сверху или девушка сверху, сближение спереди и сзади. Бушменки хорошо знают, что такое женский оргазм и используют для него слово, обозначающее вкус дикого меда. У бушменов нет орального и анального секса, прерывания секса и садомазохистских развлечений, свойственных «цивилизованным» людям. До недавнего времени они не знали, что такое изнасилование. Теперь, с завозом спиртных напитков, случаи появились.

Гомосексуализм не распространен среди бушменов, хотя иногда встречается. Изредка им занимаются дети и подростки, еще реже – взрослые, женщины и мужчины. Но мужской гомосексуализм встречается чаще, чем женский (лесбиянство). По наблюдения Ричарда Ли из шести мужчин и двух женщин, имевших гомосексуальные отношения, все состояли в браке, т. е. все были бисексуальны. Прочие бушмены относятся к подобным людям со смесью изумления и любопытства, но без всякой вражды.

Бушмены сегодня. В наши дни идиллическая жизнь бушменов в Калахари подходит к концу. Все чаще они вступают в контакт с цивилизацией, причем ее проводниками выступают черные африканцы. Вооруженные огнестрельным оружием, они занимаются охотой на еще многочисленных животных Калахари, лишая бушменов источника мяса. Взамен банту – гереро и бечуаны, нанимают бушменов проводниками и отдают им остатки добычи. Они используют бушменов и как пастухов при выпасе стад, но собственного скота у бушменов нет. Черные африканцы охотно берут в жены бушменок, миловидных в молодости. Кроме красоты, бушменки еще и бесплатны, ведь за них не требуется платить выкуп родителям. Сами банту своих девушек за бушменов не отдают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Изучение ДНК сан показало, что примерно 2 % генетического материала было вставлено в геном человека около 35 000 лет назад. Эти последовательности они получили от ныне вымершего члена рода Homo , который отделился от современного человека около 700 000 лет назад .

Проживают на территории Южной Африки, которая охватывает Ботсвану , Намибию , Анголу , Замбию , Зимбабве и Лесото .

Бушмены традиционно вели полукочевой образ жизни, сезонно перемещаясь в определённых областях, в зависимости от наличия ресурсов, таких как вода, дикие животные и съедобные растения.

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей . Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь , которому приписывается умение общаться с духами , вызывать дождь , лечить болезни .

Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи , затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный , но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.

Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки , легенды и песни .

Бушменские сказки и легенды выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных. Так, пояс Ориона они называют тремя самками черепахи, висящими на палке; Южный Крест - львицами; Магелланово облако - каменным козлом. Своих предков они наделяют зооантропоморфными признаками, это полулюди-полуживотные. До наших дней дошли наскальные изображения предков бушменов . Ко времени появления европейцев в Южной Африке, ещё в середине XVII века, бушмены жили в условиях каменного века.

Из семян, которые скапливаются в муравейниках , бушмены варят кашу. Лакомство - жареная саранча . Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку с фильтром на конце и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца .

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений .

Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке - обычай, присущий женщинам. Также они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).

Большая часть народа придерживается традиционной самобытной бушменов. Его первоначальная форма неизвестна, поскольку он был сильно модифицирован из-за взаимодействия с христианством. Также присутствуют христиане . Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он «умирает» - сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Также сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).

», бушмены также изображены в фильме «Красный скорпион », где они спасают главного героя от укуса скорпиона.

В фильме «Жестокая слава» (о легендарном боксёре Чарльзе МакКойе по прозвищу «Кид») отведена отдельная сцена, в которой боксёру объясняют, что представители бушменов могут бежать по пустыне без сна, пищи и воды до 3 суток. Он пробует это проверить и догнать бушмена. Но силы оставляют его уже к закату. После чего бушмен выкапывает 2 страусиных яйца и, угощая измождённого боксёра одним из них, прогоняет его.

Хотите увидеть жизнь наших далеких предков? Нет, машина времени для этого не нужна, а нужен билет на самолет в Намибию. А там - добраться до мест обитания самых известных ее жителей бушменов. И понаблюдать за их жизнью в привычной им обстановке. Именно так проводили свои дни наши далекие предки, бывшие собирателями и охотниками, не знающими земледелия. Не знаю, как вам, а мне бытие при первобытном строе всегда казалось малопривлекательным. Все время сосет под ложечкой, ходишь туда-сюда, погоняемый голодом, без каких-либо высоких целей, глазами по сторонам зыркаешь в мучительных поисках съедобного корешка, перелетной толстобрюхой саранчи или земляного червячка - вот гадость-то какая! Спишь на земле. А заболел - вообще кранты. Хорошо, если протянешь такой жизни каких-нибудь три, максимум - четыре десятка лет.

Давайте удивляться чудесам

Но! Не только я, главное - ученый мир! Вот уж кто был поражен, так поражен! Оказалось, что бушмены в своей естественной среде доживают до весьма почтенного возраста, и долгожителей в племенах - много. Причем их старшее поколение - бодрое, не знает ни онкологии, ни гипертонии.

Такие вот чудеса, по мнению эскулапов, делает подвижный образ жизни, отсутствие переедания и малое количество потребляемого мяса. Правда, старики часто страдают почечнокаменной болезнью, потому что пьют мало: вода - большой дефицит в пустыне.


Это легендарное племя бушменов

Невысокие, но ладные и пропорциональные, с белыми зубами и отличной осанкой… Сколько же существует на свете представителей этого древнейшего племени? В Намибии - приблизительно 35 тысяч человек, а всего на планете меньше 100 тысяч.

К ним без конца едут экспедиции, о них пишутся тонны книг и статей. Какие же такие у них особенности? Что сделало их настолько интересными для исследователей? А вот это:

  • Качества непревзойденных охотников, глубокое знание природы, свойств растений, повадок птиц, насекомых и животных.
    Народ сан - бушмены - умеют различать почти триста видов растений, из вполне безобидных растительных и животных компонент умеют получать смертоносные яды, знают противоядия от смертельных укусов, могут приготовить лекарства от многих недугов.
  • Они обладают загадочной способностью общения с дикими животными.
    Как вам такое: бушмен видит в отдалении группу антилоп-ориксов, подбирается к самке с детенышем, гладит их и… начинает прямо из вымени вместе малышом-теленком сосать молоко! И дикое животное терпит и не убегает… А попробуй-ка охотник подойти к ним…
    А вот домашних животных, кроме собак, у народа бушменов нет.
  • Отличные и выносливые следопыты, они безукоризненно ориентируются на местности и читают следы, как мы открытую книгу.
    Еще не увидев самого зверя, традиционные навыки подскажут бушмену пол животного, его возраст, состояние здоровья, имеющиеся травмы и многое другое.
    Этот элемент бушменской культуры всегда оказывает на зрителей ошеломляющее впечатление.
    А ранив животное на охоте, бушмены неутомимо будут его преследовать многие часы или даже дни, проходя десятки километров.
  • Общеизвестно про бушменов: у них потрясающее умение выживать в невероятно сложных условиях - даже тогда, когда вокруг нет ни капли воды, а температура стоит под 50 градусов, порождая во рту нестерпимую сухость.

Подлинные властители пустыни, они в любом месте могут сделать себе для охоты колчан и стрелы из корней дерева, отыщут съедобные растения, раздобудут воду. Надо - разведут огонь, используя птичье гнездо и две деревянных палочки, устроят ночлег, вырыв ямку и установив около нее заслон с наветренной стороны.


Как живут бушмены в своей пустыне

Бушмены - один из самых старых народов на нашей планете. И наверное, единственный, которого никогда не волновала тема богатства. У них все личное имущество умещается небольшую кожаную сумку, что висит на одном плече.

Изо дня в день на протяжении, по крайне мере, десяти тысяч лет все мысли этого народа были сосредоточены вокруг охоты и собирательства, что обеспечивали жизнь племени бушменов в пустынных и полупустынных местах широкой Калахари. А это существование никогда не было легким.

Нужно рассчитывать каждый шаг и на максимум включать все органы чувств - не пропустить съедобное растение, не наступить на кого-нибудь типа змеи или скорпиона, не спугнуть потенциальную добычу. Покрытая белесой травой земля, что выглядит такой безжизненной, на самом деле полна жизни. Между скал, песков и редкого колючего кустарника затаились дикие обитатели. Не только человек, но и они наблюдают: глаза внимательно смотрят, стоячие и висячие уши прислушиваются, носы чуют.


Калахари поддерживает жизни сотни различных типов растений и изумительно большой массив фауны. Там живут шакалы, гиены, львы, антилопы, газели, бородавочники, жирафы, сурикаты, барсуки, дикобразы… Мужчины народа бушменов - охотники. В большой кладовой Калахари они ставят силки и охотятся с небольшими луками и стрелами, наконечники которых смочены в яде.

Крупное животное, такое, как куду, канна или орикс - добыча редкая, чаще это мелкая антилопа, несколько ящериц, дикобраз, черепаха, змея, гиена. Но вот добычу принесли туда, где живут бушмены. От ее одного вида у всего племени текут слюнки… И ее явно недостаточно для всех… Поразительно, как у этого народа происходит распределение добычи!

Люди, которых многие назвали бы дикарями, выработали обычаи, предназначенные устранить зависть, враждебность, психологическое напряжение, возникающее при таком делении. Каждый член семейства, без исключения, получает свою долю, размер которой определяется традициями. А если охота была удачной, то часть добычи обязательно идет в дар родственной общине.


Хлеб их насущный

Мясо жарят на костре, гораздо реже - варят. Каждая часть животного экономно используется, находят применение всему - от костей до шкур.

Но основное пропитание - почти 80% от потребляемого - дает собирательство. Это работа женщин бушменов - съедобные растения, семена, ягоды с плодоносящих кустарников, орехи тси и орехи деревьев монгонго, клубни, выкапываемые из-под земли. А корешки, между прочим, бывают знатные - по 2–3 килограмма! Бушменские сборщицы не пропускают мимо муравьиные яйца, гусениц, саранчу, личинок насекомых.

Сан едят все, и не ведают никаких штучек типа анорексии и других расстройств пищевого поведения.


Да, и не кривитесь, друзья! Все дело в привычке. Один африканист как человек в этом понимающий, писал у себя в журнале, что куда как хороша жареная в черепашьем жиру саранча. И как отменно вкусны ушастые ежи, запеченные в глине. Утверждал, что также неплоха яичница из яиц страуса с черными дюнными жуками вместо гренок. Надеюсь, у вас волосы еще не стоят дыбом?

Но не все так… экзотично. Здесь, в пустыне Калахари в большом количестве растет тсамма - желто-бурый предок нашего любимого полосатого арбуза. Сочные плоды тсаммы почти несладкие, хорошо утоляют жажду.


А на севере едят плоды баобаба. Позже, в Бостсване, мы их набрали, чтобы привезти домой, а мой отважный Саня, не утерпев, тут же попробовал диковинку. Плод оказался не похож ни на какой из знакомых. Под коричнево-зеленой и бархатистой, словно у персика, шкуркой прятались мелкие семечки на волокнах и съедобные белые, слегка кисловатые, кусочки мякоти, похожие на остатки засохшего зефира.


Но что интересно! Оказалось, своеобразная диета народа сан, определяемая его образом жизни и существующими природными условиями, с точки зрения калорий, белков-жиров-углеводов, микроэлементов и прочего - наилучшим образом соответствует всем рекомендациям ВОЗ по правильному питанию.

Законсервированный мир

В области современной Намибии, традиционно называемой Най Най (Nyae Nyae), что сейчас является частью Очосондьюпа, традиционно проживали бушмены группы!кунг. Окружавший область двухсоткилометровый участок совершенно непригодной для жизни человека местности, уберег затерянный мир Най Най от всякого постороннего влияния, в том числе и от европейского.

Обитатели затерянного мира сдержанно и с достоинством именовали себя «дзу/хоанси», что в переводе означает «хорошие люди». Эти хорошие люди в середине XX века продолжали жить неизменными вековыми привычками и традициями своего народа.


Откуда наука знает все про жизнь бушменов

Первые походы ученых аргонавтов сюда начались в 1950 году с экспедиции семьи Маршалл, буквально открывших эту группу для науки. Лоуренс и Лорна Маршалл совершат сюда семь экспедиций, спонсируемых музеем Пибоди Гарвардского университета и Смитсоновским институтом.

Лорна в 1975 году, обобщая многолетние этнографические исследования племени бушменов дзу/хоанси, издаст книгу, где во всех подробностях опишет быт и обычаи бушменов кунг. Сын Маршаллов - Джон снимет о племени несколько документальных фильмов, получивших широкое признание. Всего же в его наследии окажется оригинальных кино и видеоматериалов о жизни бушменов на 767 часов и на 309 часов уникальных аудиозаписей.

Так что все сведения не досужие измышления, а все получено наукой и - из первых рук.


Современный мир, бушмены и представления о них

О том, как они выживают в своих пустынных районах, непригодных для сельского хозяйства, написано очень много. Но недаром говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Есть такой забавный и веселый фильм - «Наверное, боги сошли с ума». Живет себе в родной пустыне семья бушменов и однажды у нее происходит контакт с современным миром… В главной роли снялся самый настоящий природный бушмен.

Это, конечно, не документальный фильм, но и мы ведь с вами не ученые-этнографы. Посмотрите - не пожалеете. А потом задайте себе вопрос: «Какие же они, бушмены?» Скорее всего, у большинства возобладает мнение, что современные бушмены - это наивные взрослые дети, живущие в гармонии и с собой, и с природой.

Многие так их себе и представляют - живут себе затворники в Калахари, не подозревающие ни о скоростном интернете, ни о космических полетах. Примитивный народ, у которого в языке только два числительных - «один» и «много». Культура которого давно пришла в упадок…


Как все обстоит на самом деле

К бушменам приезжают туристы, и для некоторых из них неприятным сюрпризом оказывается то обстоятельство, что «примитивная» культура народа не осталась неизменной. Вот двое босых бушменов идут на охоту за дикобразом. В руках у них длинные палки, за спину перекинуты лук и стрелы. Все, как было тысячу лет назад.

Только одна деталь выбивается из картины: на охотниках футболки с американскими надписями. Особенно холодно в пустыне рано утром, бушменские ребятишки натянули на себя толстовки, а ниже пояса так и остались одетыми в традиционную кожаную повязку. Женщина народа сан соорудила себе длинную юбку, из вещей, подаренных туристами…

Непреложный факт, что теперь далеко не все бушмены продолжают безвылазно обитать в пустыне. На практике они оказываются куда более интегрированными в современное общество, чем можно было бы предположить на первый взгляд.

Многие из них заняты работой в национальных парках и заповедниках, есть среди них фермеры и наемные работники у фермеров - их охотно берут в пастухи. Молодые люди отправляются пожить в города, а если возвращаются, то везут домой не только новую одежду, но и новые идеи и технологии.


Остановись, мгновение! И не двигайся

Таких, кто предпочел бы смотреть на эту культуру через призму, в которой время не тикает вперед, и раньше было немало. Они пробивали идею международной программы сохранения этого народа, предполагающей создание резервата для проживания бушменов. То есть фактического превращения этих людей в музейные экспонаты.

Наверное, самым известным бушменом всех времен и народов был Кхакво Н!ксау. Это он играл главную роль жителя Калахари Хихо в знаменитом комедийном фильме «Наверное, боги сошли с ума» и его продолжениях.

И он категорически выступил против мысли «законсервировать дикость» своих соплеменников, чтобы цивилизованным людям было на что смотреть. Н!ксау был горячим сторонником того, чтобы оставаясь бушменами, они жили так, как живут все люди.


Если жить, как живут все люди…

Если так жить, тогда они должны приобщиться к современной жизни. А это дело весьма непростое, вспомнить хотя бы то, какие у них взгляды касательно частной собственности. Это не единственная психологическая проблема совместимости цивилизаций.

Выгоды оседлого образа жизни стали очевидны очень быстро.

  • Всегда имеется вода в колодцах, можно разводить скот, а, значит, лучше питаться.
  • Уменьшилась смертность.
    У бушменов всегда была высокая детская смертность – 20% погибало в течение первого года жизни, 50% детей не доживало до возраста 15 лет.
    В обычной жизни дающие много любви и внимания своим детям, они, в тяжелый период засухи и грозящего голода, бестрепетно могли лишить жизни новорожденного, особенно если у матери в это время все еще сосал грудь старший ребенок.
    В такое время осознание суровых реалий вынуждало племя бросать своих немощных стариков на произвол судьбы. Вообще, надо сказать для этого народа, ведущего трудную жизнь, смерть считалась очень естественной вещью…
  • Дети получают возможность учиться в школах на родном языкев местах проживания.
    А это очень важно. И не только для одного человека, но и для народа в целом.
    При том, что у бушменов ранее не было письменности, а в нашем мире это чрезвычайно важный инструмент, позволяющий постоять за себя и выразить свои желания.

Опыт показал, что ряд моментов от приобщения к цивилизации принес безусловное благо народу бушменов, но есть и весьма сомнительные приобретения .

  • Бушмены познакомились с алкоголем, и это стало одной из серьезных проблем этого народа.
  • Среди них чрезвычайно распространены заболевания туберкулезом, который буквально косит племя, СПИД, причинами смерти часто являются респираторные инфекции и малярия.
    Известный киноактер Н!ксау, последние годы жизни растивший на своей ферме бананы и маис, как оказалось, очень долго болел туберкулезом.
  • Средняя продолжительность жизни людей племени сан, живущих в цивилизации, составляет около 45–50 лет.

Как хорошо и важно оставаться бушменом

Остаться бушменами - означает вести традиционный образ жизни в привычных местах, традиционно воспитывать детей, по мере их подрастания обучать мальчиков охоте, девочек собирательству.

Вот как традиционно проходит у них вечер - любимое время народа сан. Отполыхал закат, черными силуэтами стоят кусты и деревья, наползает фиолетовый туман. В колючих кустах таятся чуткие спрингбоки, в норках дремлют симпатичные сурикаты, где-то в отдалении тявкнул шакал… На стоянке бушменского племени горит костер, вокруг него собрались люди. Ужин съеден, но от огня никто не уходит. Слышен веселый смех, голоса женщин.


Дневные разговоры почти всегда серьезны и кратки - решаются деловые вопросы, разбираются конфликты… Иное дело беседы вечером. Никто не спешит, речь говорящих образна и эмоциональна. Люди делятся чувствами, мыслями, переживаниями… Ребятишки жмутся поближе к старику - уважаемому соплеменнику, слушают разные истории и древние сказки…

Бушмены очень музыкальны и любят петь и танцевать. Вот вокруг женщин, сидящих около рыжего пламени, стали прохаживаться мужчины, прихлопывать и притоптывать. Начинается танец. Ритм ускоряется и вот уже танцоры носятся вокруг костра, поднимая фонтаны песка. Чтобы отбивать ритм, у них на щиколотках бусы из коконов мотыльков, наполненные семенами или мелкими камешками, музыку извлекают из примитивных инструментов типа своего охотничьего лука…


Танцуя, они изображают животных - страуса, лань, кузнечика, сцены охоты, эпизоды сказок и мифов. Те, кому довелось провести вечер у костра народа сан и увидеть бушменские пляски единодушны - они неподражаемы.

Да и бушменские мелодии вполне понятны европейскому уху, поэтому записи их музыки и танцев находят своих почитателей не только среди специалистов.

По нашим стандартам, бытие народа сан малопривлекательно. Ну что это за жизнь! Тем не менее, если спросить бушмена, нравится ли ему жить в пустыне, тот в ответ удивится: «Что за глупый вопрос. Если туда не возвращаться, можно умереть от тоски».

Сан действительно считают, что это правильный образ жизни - для них. Когда они у себя дома, где свободны и счастливы. И это снова подтверждает мысль, что счастье - это состояние ума.

Совместить две крайности

Опыт жизни племен по-новому, когда оставаясь бушменами, они живут так, как все люди, есть. Еще американец Джон Маршалл разрабатывал планы по переходу бушменов дзу/хоанси к занятию скотоводством и земледелием.

А в 1981 году почти за десять лет до того, как Намибия стала независимой, в затерянном мире Nyae Nyae появляются преисполненные оптимизма представители американских неправительственных организаций. Которые отнюдь не считают утопией возможность совмещения былого и современности.

На территории бушменов дзу/хоанси, где были признаны их права собирателей и охотников, создается фермерский кооператив. В его планах - оседлая жизнь, обучение племени новому, в том числе огородничеству под руководством агрономов. А если людей охватит тоска по жизни в пустыне, то вот она привычная жизнь - рядом.

Построен поселок, гараж, небольшая АЗС, кафе, центр для обучения ремеслам. Амбициозным планам нет конца. Лингвист Патрик Диккенс вовсю работает над англо-дзухоанским словарем и над орфографией языка. Вроде бы предусмотрено все…


Возможен ли рай на земле?

А вот, кстати, не возникало ли у вас вопроса, что же так подкачали бушмены? Почему они не додумались в свое время до земледелия? Может, тогда племена банту, пришедшие с севера, их бы и не потеснили?

Нет, бушмены глупцами не были. Дело оказалось в том, что растения, произраставшие тогда на территории Намибии, оказались непригодными для окультуривания. Опыт с ними не прошел и у многоопытных земледельцев банту. Но, надо сказать, что эти племена шли на новые места не с пустыми руками - они запасливо несли с собой семена растений со старой родины, которые здесь прекрасно прижились.

Ну а возвращаясь к эксперименту, приходится сказать правду - не сбылось. Ничего из задуманного в реальности не осуществилось. Скоро не осталось ничего от лукавой мечты. Была разрушена и растащена даже сугубо материальная ее инфраструктура - здания, машины, инструменты. А бушмены кунг так до сих пор и остались охотниками и собирателями.

Африка полна противоречий. Бушмены не единственное племя, населяющее континент, что разрывается между традициями и современностью, с трудом находя свое место в современном обществе.


Чего еще хотят бушмены

Когда-то бушменские племена не имели никаких социальных институтов, как, например, вождей. Сейчас они полноправно участвуют в голосовании, имеют своего представителя в парламенте.

И вот, по сообщению агентства Reuters, представитель бушменов заявил газетчикам о своем намерении просить правительство Намибии вернуть племени земли возле заповедника Этоша, исконное место жизни их предков. Он посетовал, что каждая народность в стране имеет свой дом - то место, куда могут переселиться его постаревшие члены. А у них подобного дома нет…

Но пока правительство весьма прохладно отнеслось к этой просьбе, указав, что слишком долго племя жило вне этих территорий.


Возможный ключ к будущему

По оценкам экспертов почти 60% процентов Сан живут в бедности, хотя это, конечно, в большой степени зависит от региона. Многие молодые бушмены не могут найти работу…

Но бушмены много знают о том, как выжить в пустыне, как добыть огонь, как лечиться растениями. Это знание сегодня кажется устаревшим, но оно вполне способно стать ключом к будущему.

Бушмены могут научить искусству выживания не только подрастающую молодежь своего племени, но и людей западного мира, показав, как мало нужно человеку, чтобы выжить и наслаждаться жизнью без электричества, водопровода и денег. Как можно жить, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду.

Новой попыткой сохранить культуру народа явилось создание Живого музея в районе Тсумкве. Благодаря ему значительное число людей сан, ранее страдавших от безработицы и бедности, нашло свое место в жизни. Это уже хорошо. Но музей еще и зарабатывает деньги. Суммы, вырученные от посещения туристов, направляются на поддержку бушменского сообщества.


Туристам же в музее нравится. Они могут посмотреть и сами поучаствовать в строительстве жилища, добывании огня, идентификации лекарственных растений. Ну разве не интересно поучиться стрелять из бушменского лука?

А кто лучше людей племени сан покажет удивительную дикую природу Калахари и ее животный мир? И расскажет про повадки всех обитателей пустыни, начиная с крошечной мышки в траве и заканчивая львами? Желающие могут вместе с бушменами отправиться на охоту…

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

Африканские бушмены — это самые древние представители человеческой расы. И это совсем не предположения, а научно доказанный факт. Кто же они, эти древние люди?

Бушменами называется группа охотничьих племен Южной Африки. Сейчас это уже остатки от многочисленного древнего африканского населения. Бушмены отличаются невысоким ростом, широкими скулами, узким разрезом глаз и намного припухшими веками. Настоящий цвет кожи у них определить сложно, ведь в Калахари тратить воду на мытье не разрешают. Но можно заметить, что они гораздо светлее своих соседей. Оттенок их кожи немного желтоватый, что более характерно для жителей Южной Азии.

Юные бушменки считаются самыми красивыми среди женского населения Африки. Но как только они достигают половой зрелости и становятся мамами, этих красавиц просто не узнать. У женщин-бушменок чрезмерно развиты бедра и ягодицы, а живот постоянно раздут. Это следствие неправильного питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных женщин племени, ее обмазывают их золой или охрой. По внешнему виду это сделать очень трудно. Бушменские мужчины уже к 35 годам становятся похожими на восьмидесятилетних, из-за того, что их кожа обвисает и тело покрывается глубокими морщинами.

Жизнь в Калахаре очень сурова, но даже здесь существуют свои законы и правила. Самое главное богатство в пустыне — это вода. В племени есть старики, которые умеют находить воду. На том месте, которое они укажут представители племени или роют колодцы или выводят воду с помощью стеблей растений. Каждое бушменское племя имеет секретный колодец, который тщательно заложен камнями или засыпан песком. В сезон засухи бушмены выкапывают яму на дне пересохшего колодца, берут стебель растения, через него высасывают воду, набирая в рот, а потом выплевывают ее в скорлупу страусиного яйца
Бушмены не знают, что такое частная собственность. Все животные и растения, растущие на их территории, считаются общими. Поэтому они охотятся и на диких зверей и на фермерских коров. За это их очень часто карали и уничтожали целыми племенами. Никто не желает таких соседей.

Среди бушменских племен очень популярен шаманизм. У них нет вождей, но есть старейшины и знахари, которые не только лечат болезни, но и общаются с духами. Бушмены очень боятся умерших, и свято верят в загробную жизнь. Молятся они солнцу, луне, звездам. Но просят не здоровья или счастья, а успеха в охоте.

Бушменские племена говорят на койсанских языках, которые очень трудны для произношения европейцами. Характерная черта этих языков — щелкающие согласные. Говорят представители племени между собой очень тихо. Это давняя привычка охотников — чтобы не вспугнуть дичь.

Сейчас бушмены не занимаются живописью, они великолепны в танце музыке, пантомиме и сказаниях. Но есть подтвержденные данные, что еще сто лет назад они занимались рисованием. В пещерах до сих пор находят наскальные рисунки, изображающие людей и разных животных: буйволов, газелей, птиц, страусов, антилоп, крокодилов. Здесь есть и необычные сказочные персонажи: люди-обезьяны, ушастые змеи, люди с мордой крокодила. В пустыне есть целая галерея под открытым небом, которая представляет эти изумительные рисунки неизвестных художников.

Наскальные рисунки.

Интересные видео о жизни бушменов.

Ритуал племени Бушменов. Часть 1.

Место действия: Южная Африка, Намибия. Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов.

Бушмены добывают древесный мед

У африканского племени бушменов до недавнего времени не было понятия частной собственности. По их представлениям, все животные на земле – общие, и на них может охотиться любой. Кого убить – дикую антилопу или корову, за которой не углядели хозяева, бушмену все равно. Терпеть рядом с собой такой народ не могли ни африканские племена, ни белые поселенцы. Совместными усилиями они оттеснили бушменов в бесплодные пустыни.


У африканского племени бушменов до недавнего времени не было понятия частной собственности. По их представлениям, все животные на земле – общие, и на них может охотиться любой. Кого убить – дикую антилопу или корову, за которой не углядели хозяева, бушмену все равно. Терпеть рядом с собой такой народ не могли ни африканские племена, ни белые поселенцы. Совместными усилиями они оттеснили бушменов в бесплодные пустыни.
Галерея под открытым небом. Выставочный зал - африканская саванна. Вместо полотен камни, на которых высечены странные изображения. Изящество и гармоничность линий сочетаются здесь c крайней условностью изображений. Слон, похожий на огромную запятую. Солнце, напоминающее каракатицу. Голова носорога… Дэвид Моррис, археолог: "Больше всего здесь изображений антилоп-канна, носорогов и страусов. Ряд исследователей полагает, что не все эти рисунки сделаны бушменами, но наши исследования говорят об обратном". Антропологи полагают, что некогда весь юг Африки ниже реки Замбези был территорией бушменов. Но постепенно негроидные племена вытеснили их на север в пустыни и леса. Свое название этот народ получил от белых поселенцев: бушмены - значит лесные люди. Лес для них - естественная среда обитания, как для зверей и птиц. Недаром в представлении бушменов они вместе со всем, что существует в природе - животными, небесными светилами, - раньше были одним народом. Солнце в бушменских мифах - это человек, у которого светились подмышки. Когда он поднимал руку, земля озарялась светом, ложился спать - все погружалось во тьму.
Дэвид Моррис: "Первобытные бушмены рисовали не ради собственного удовольствия. Это была охотничья магия: изображения, высеченные на камне, отождествлялись с реальными животными. Многие рисунки носят символический характер. Как, например, агнец в христианском искусстве - он там не просто ягненок, а воплощение определенной идеи". Что означают эти символы, не помнят теперь и сами бушмены. Одно из самых загадочных изображений, высеченных бушменами на камне, - страус с двумя головами. Ученые до сих пор гадают, зачем бушменам понадобилось изображать две страусиные головы вместо одной. Многих животных - таких, как носорог, слон или гиппопотам, - бушмены наделяли магическими свойствами. Носорог считался "дождевым зверем". Изображая его на камне, бушмены думали, что вызывают тем самым дождь. Дождь же, вернее, Дождевое Облако, был одним из главных бушменских божеств. Отправляясь на охоту, мужчины просили богов послать им удачу, а по возвращении часть добычи обязательно приносили им в жертву.
В последние десятилетия ученые проявляют такой интерес к бушменам, что его иначе, как бушменоманией, не назовешь. Число написанных об этом народе статей, наверное, превышает число самих бушменов. Оно и понятно - до недавнего времени бушмены сохраняли первобытный уклад, а об их умении выживать в самых невероятных условиях вообще ходят легенды. Отчасти поэтому в массовом сознании утвердился образ бушмена - эдакого взрослого ребенка, живущего в полной гармонии с собой и природой. Но мир быстро меняется, меняя жизнь целых народов. Деревня Муэпа в шестидесяти километрах от города Кимберли. Когда-то эта территория принадлежала африканскому племени тсвана, дружественному бушменам. В конце семидесятых правительство построило здесь военную базу, а коренных жителей переселило на другие земли. После падения режима апартеида в ЮАР база прекратила свое существование. Какое-то время она пустовала, но постепенно здесь стали селиться бушмены. Большинство перекочевало сюда с юга Замбии, но много выходцев из Анголы и Намибии.
Сальвадор, бушмен: "На самом деле здесь живут представители двух племен. И те и те - бушмены, но с разных концов Африки. У них довольно мало общего. Разная культура, разные традиции, даже языки разные. Настолько, что люди с трудом понимают друг друга. Приходится пользоваться языком жестов или африкаанс. Но его знают далеко не все". Речь бушмена для нашего слуха звучит крайне непривычно. Это что-то вроде упражнения для выработки четкой дикции. Кто-то из исследователей Африканского континента называл бушменов "последними на планете живыми ископаемыми". К началу прошлого века их оставалось менее десяти тысяч. Считалось, что этот народ обречен на вымирание, так как в принципе не способен адаптироваться к условиям современной цивилизации. Но за последние сто лет численность бушменов выросла почти в десять раз.
Бушмены - кочевники. Их жилище - это шалаш или навес из веток и травы. Еще недавно кормились они исключительно охотой. Причем домашние животные, принадлежавшие белым фермерам или другим племенам, в их представлении ничем не отличались от диких зверей. Сальвадор: "Раньше люди охотились, когда им было нужно, и убивали, сколько им было нужно. Потом нам сказали, что без специального разрешения охотиться нельзя. Бушмены этого не понимают и не принимают. Разрешение - ведь это просто кусок бумаги. По какому праву белые чиновники запрещают нам делать то, что мы делали, когда их здесь и в помине не было? Для бушмена охота - это не просто взял ружье и пошел в саванну. Это способ общения с нашими богами. Почему для этого надо получать какие-то бумаги от белых?"
Стремясь привязать бушменов к месту, южно-африканское правительство, выделило им двенадцать тысяч гектар земли. Кстати, совсем недалеко от деревни Муэпа. Жилище современного бушмена - в недавнем прошлом армейская палатка, переоборудованная под "апартаменты". Стен внутри, разумеется, никаких нет. Вместо них - простыни, развешанные на проволоках. Кстати, очень удобно: сколько комнат захочешь, столько себе и сделаешь. Обстановка здесь мало чем отличается от той, что мы привыкли видеть в студенческом общежитии. Те же продавленные кровати, которые при малейшей попытке на них сесть издают чудовищный скрип. Те же облезлые тумбочки. Только вот электричество бывает далеко не всегда и проведено оно далеко не во все палатки. Переход к оседлому образу жизни полностью изменил привычки и психологию бушменов. Но многие предметы, их окружающие, еще напоминают об охотничьем прошлом этого народа. Типичный аксессуар бушмена - на первый взгляд обыкновенная палка, на которой вырезаны и выжжены какие-то узоры. На самом деле - никакая не палка, а универсальный набор ножей. Незаменимое орудие труда. И обороны.
Многие жители деревни Муэпа работают пастухами у белых фермеров. Не менее массовая профессия - смотритель в заповеднике или национальном парке. Здесь у бушменов нет конкурентов - никто лучше них не знает повадки зверей и птиц. Правда, молодые бушмены уже не чувствуют себя в лесу и саванне как дома. Их больше влечет футбол, чем охота. Футбол у бушменов - не просто самый популярный вид спорта. Он для них наподобие религии. Самое интересное в том, что об этом виде спорта они узнали совсем недавно - в шестидесятых годах прошлого века. Причем п""ервыми о футболе узнали бушмены, жившие на территории Анголы, которая в те времена была колонией Португалии. Купить настоящий футбольный мяч здесь могут далеко не все. Но мальчишек это нисколько не смущает - они гоняют все, что подворачивается под ногу.
Адаптации бушменов к современной жизни - процесс довольно болезненный. Вместе с плюсами они получают и все минусы цивилизации. Еще недавно бушмены даже не знали, что такое спиртные напитки. Теперь алкоголизм - одна из главных проблем этого народа. Ведь бушмену, даже самому крепкому, ста граммов виски достаточно, чтобы полностью потерять человеческий облик. Если с этой бедой не удастся справиться, бушмены рискуют и в самом деле оказаться "последними на планете живыми ископаемыми". Впрочем, у Сальвадора на этот счет свое мнение: "Мы выжили в более чем двадцатилетней войне в Намибии, выжили в безжизненных песках Калахари. Выживание - это искусство, которому мы учились с самого начала. Так что, думаю, выживем и в этот раз".







juristi-online.ru - Сервис юридической помощи