Правила игры в городки. Городошный спорт правила соревнований Комиссия по допуску

Городошный спорт знаком всем как городки. Это спортивное направление с очень богатой историей развития. Более того, это исконно славянская игра, зародившаяся в VIII в. Она получила широкое распространение как среди крестьян, так и среди городского населения.

В IX веке городки окончательно сформировались как спортивная игра с конкретными правилами и вошли в состав спартакиады. А c 1936 г по данному виду спорта стали проходить чемпионаты Советского Союза. В 1993 г организована Международная Федерация городошного спорта.

В исторических сводках имеются данные о том, что городошные «бои» любили Петр I и Александр Суворов. Увлекались ими также русские литераторы Толстой, Горький и Андреев, певец Шаляпин и музыкант Стасов, ученый Павлов, а также небезызвестные политические активисты Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

Почти на всех проводимых турнирах победителями становились московские спортсмены. Чемпионом СССР по городошному спорту стал Семен Громов.

С 2000 года в матчи стали включаться депутаты и даже глава государства. Так, на шестых Всероссийских играх в Ижевске в турнире поучаствовал В.В. Путин. А на Международном форуме под названием «Россия — спортивная держава» продемонстрировал свое мастерство в городках Министр спорта В.Л. Мутко.

Раньше площадки для противоборства были только фиксированными. Теперь существуют сборно-разборные площадки, которые легко устанавливаются на горизонтальной поверхности.

Как играть в городки

Суть сражения сводится к тому, чтобы битой вышибить по очереди несколько комбинаций, состоящих из пяти «городков» — цилиндрических столбиков из дерева. Побеждает тот, что сделает это с наименьшим количеством бросков.

Площадка и биты для игры

Она называется «город» и ее параметры 2 на 2 метра. Поле должно иметь абсолютно ровную поверхность и ограду. Броски производятся с дальнего расстояния — 13 метров (носит название «кон») и с ближнего — 6,5 метров («полукон»). Городки устанавливаются диаметром по 5 см, а их длина — не менее 20 см.

Биты имеют длину 1 метр, и у каждого игрока их по две. Биты могут быть:
  • Составные — круглые, без ограничения по весу и размеру.
  • Из полимерных материалов — массой до 2 кг.

При проведении соревнований площадку оборудуют стеной для отбивания, а также козырьком на случай осадков и фонарями для темного времени суток.

Правила игры

Играть могут как два противника, так и две команды, по пять человек каждая. Начинает игру команда на правом поле. Как только она пробивает пару бит, включается другая группа. И так по очередности. В партии разыгрывается от пяти до пятнадцать фигур, имеющих определенные наименования, в установленной очередности. Сколько должно быть сделано бросков, согласовывается сторонами заранее. Победу одерживает тот, кто выигрывает две партии подряд.

Каждую фигуру выбивают с дальнего расстояния и если выходит хотя бы задеть ее, переходят на ближнее. Лишь последняя комбинация пробивается исключительно с «кона».

Удар не засчитывается, когда:
  • Игрок затронул битой штрафную линию.
  • Выбивающий шагнул за «кон».
  • На подготовку к броску член команды затратил более 15 сек.

Если удар не засчитан, все городки возвращаются в исходное положение. Делать еще один удар запрещено.

В процессе городошного «сражения» стороны вправе изменять, упрощать или усложнять требования, за исключением главных принципов (количества и очередности бросков, а также правил их засчитывания).

Техника броска
Бросок в игре выполняется в следующей последовательности движений:
  • Биту держат кистью руки («хват»).
  • Правую ногу ставят к линии под углом 45 градусов, а левую отставляют влево («стойка»).
  • Плечи отводят назад и переносят вес на толчковую ногу («замах»).
  • Перемещают левую ногу, вытягивая все тело вперед («разгон»).
  • Плечо подают вперед, контролируя биту рукой («бросок»).

Виды городошного спорта

Различают классические, финские и еврогородки.

Суть классического турнира сводится к вышибанию комбинаций из квадратного корта(«города»). В игре применяется 5 «городков» в форме цилиндров, из них по порядку составляется 15 фигур. Для удара применяются метровые биты, изготовленные из дерева и металла, вес которых не ограничивается.

Еврогородки отличаются видом городка, количеством фигур и используемыми битами. Городок представляет собой квадратную призму. Фигуры также, как и в традиционном варианте, составляются из пяти городков, но разыгрывается их 16: 15 традиционных и еще одна, под названием «факс». Бросают полимерные биты массой до 2 кг без дополнительных вставок.

В финские городки играют палками из дерева на грунтовом поле следующим образом: с установленной дистанции выбиваются небольшие цилиндры. В командном сражении число вышибаемых цилиндров — 20 пар, а в личном — 10 пар.

Проблемы и перспективы городошного спорта

После Второй мировой войны городки были очень известным видом спорта. Уступали они лишь футболу. Но в конце двадцатого века эта игра стала терять свою значимость. После распада СССР и вызванного этим кризиса в экономике, городошный спорт перестал существовать во многих краях нашей необъятной родины.

По мнению специалистов, это было связано с тем, что Россия во многом стала ориентироваться на запад, в том числе и в спорте. Те виды соревнований, что были распространены по всему миру, продолжили свое развитие и приобрели коммерческую основу. А этнические виды спорта — лапта, русский хоккей и городошный спорт — оказались в стороне.

Раньше по городошному спорту проводились встречи между регионами, существовали сборные областей, которые участвовали во всероссийских соревнованиях. Сегодня городки не участвуют в Олимпийской программе, в отличие, скажем, от регби и гольфа. Ведь чтобы попасть туда, спортивная игра должна получить свое развитие не менее, чем в 75 странах. А на счету городков пока только около 20. Пока по данному виду спорта проходят только розыгрыши Кубка Европы.

Но между тем городошное «сражение» необычайно зрелищно и может иметь хорошие рейтинги, пользоваться популярностью на телевидении. Этот вид спорта тренирует меткость, силу, способность взвешивать положение дел и принимать решения — те свойства, которые почитались во все времена. Да и организовать территорию для игры очень просто — есть собирающиеся и разбирающиеся варианты площадок из пластика, которые можно подобрать под любые параметры. И приобрести их при этом возможно совсем не дорого. Этот вид спорта вполне можно ввести на школьных уроках физической культуры, устраивать показательные выступления.

Возрождение городошного спорта — это возрождение национальных традиций и культуры. Но для этого необходим административный ресурс, заинтересованность власти, финансовые вложения и, разумеется, ставка на массовость. Нужно вовлекать в игру молодежь, новые перспективные спортивные кадры. Потребуется развитие юношеского спорта, пропаганда всех направлений игры, организация деятельности профессиональных клубов, ну и конечно, участие в международных соревнованиях различного уровня, в том числе включение в программу мировой Олимпиады. Возможно, реализацию этих идей сможет осуществить Международная федерация городошного спорта, утвердившая в 2006 году концепцию популяризации всех направлений городошной игры и их выхода на мировую арену.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

Настоящие правила разработаны общероссийской спортивной федерацией, аккредитованной по виду спорта "городошный спорт" (далее - Федерация) на основе правил вида спорта "городошный спорт", утвержденных Международной федерацией городошного спорта (далее - МФГС) (далее - Правила). Действие Правил распространяется на все официальные спортивные соревнования, проводимые на территории Российской Федерации. Целью настоящих правил является обеспечение проведения соревнований с соблюдением требований международных правил. Соревнования по городошному спорту проводятся на спортивных сооружениях соответствующих требованиям настоящих Правил. Спортивные ситуации, не нашедшие отражения в настоящей редакции Правил трактуются исходя из Правил МФГС.

Соревнования по городошному спорту проводятся в соответствии с настоящими Правилами, Регламентами соревнований.

Любые изменения вносятся в положение конкретного соревнования и обязаны быть согласованы с Федерацией.

1.1 Определение

Игра в городки заключается в выбивании фигур из пяти городков, с ограниченных площадок. Выбивание производится с определенного расстояния составными битами, состоящими из металлических втулок, концевого стакана и деревянных или полимерных вставок, а также ручки, изготовленной из древесины, текстолита или полимерных материалов. Для игры используются 15 фигур, выстраиваемых из пяти городков, изготовленных из древесины. Игровая поверхность "города" и "пригорода" покрывается металлическими или полимерными листами.

1.2 Терминология

Городок - это цилиндр или правильная восьмигранная призма, изготовленные из древесины, которые используются для построения фигур.

Фигура - это построение из пяти городков, расположенное в "городе".

Бита - это составной стержень с круглым сечением, которым выполняются броски по фигурам и городкам.

Ручка - это деталь, расположенная на конце биты, которая используется для хвата бросающей рукой.

Втулка - это металлическая деталь, которая используется для изготовления биты и располагается между ручкой и концевым стаканом.

Концевой стакан - это металлическая деталь, расположенная на противоположном от ручки конце биты.

Вставка - это деталь из древесины или полимерных материалов цилиндрической формы. Вставки соединяют металлические части биты (втулки и концевой стакан).

Игровое покрытие - это поверхность площадки, покрытая листами металла или поликарбоната, на которой размечается "город" и "пригород".

"Город" - это площадь в форме квадрата, в пределах которой устанавливаются фигуры.

Лицевая линия "города" - линия, входящая в площадь "города", которая отделяет его от "пригорода".

Боковые линии "города" - линии, расположенные перпендикулярно лицевой и задней линии.

Задняя линия "города" - линия, соединяющая две боковые линии "города".

Центральная линия "города" - это линия, идущая от середины лицевой линии, перпендикулярно ей до пересечения диагоналей "города"

Линии "марки" - это линии длиной 20 см, расположенные на середине диагоналей "города".

"Пригород" - это площадь в форме трапеции, находящаяся между лицевой линией "города" и штрафной линией, ограниченная боковыми линиями.

Боковые линии "пригорода" - это линии, соединяющие лицевую линию "города" и штрафную линию. Они являются продолжениями диагоналей "города".

Штрафная линия - это линия, не входящая в пределы "пригорода", расположенная параллельно лицевой линии, на расстоянии 1 м от неё и соединяющая две боковые линии "пригорода" между собой.

Штрафная зона - это штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней.

Штрафные отметки - линии длиной 20 см, расположенные по центру "пригорода" параллельно штрафной линии на расстоянии 20 и 40 см от неё.

Кон - это площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам.

Полукон - это площадь, ограниченная двумя боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания из фигуры хотя бы одного городка (кроме фигуры "Письмо").

Игра - встреча между двумя командами, парами или участниками в рамках соревнований или тренировочных занятий или показательных выступлений.

"Потерянный" бросок - нерезультативный бросок, выполненный с нарушением Правил, после которого положение городков восстанавливается.

Промах - нерезультативный бросок, при котором не задет ни один городок.

"Мертвая точка" - положение городка, до которого он катился в одну сторону, а после которого - в противоположную.

2. Инвентарь. Площадка для игры. Оборудование площадки

2.1. Городок

"Пригород" - площадь, находящаяся между лицевой "города" и штрафной линией, ограниченная боковыми линиями "пригорода", проходящими по внутренней стороне продолжения диагоналей "города". По центру "пригорода" на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Линии разметки "города" и "пригорода" (кроме штрафной линии) входят в размеры этих площадей. Расстояние до штрафных отметок отмеряется от штрафной зоны до переднего края линии.

Расстояние между "городами" одной площадки можно, в случае необходимости, сократить до 1,5 м. В этом случае допускается наложение разметки "пригородов" друг на друга.

2.3.4. Штрафную зону покрывают песком или мелом из водной суспензии. Допускается применение других покрытий и средств, обеспечивающих объективный контроль за касанием биты штрафной зоны.

2.3.5. Расстояние от планки кона до лицевой линии - 13 м (для мужчин, юниоров и старших юношей) и 6,5 м (для детей, младших юношей, девушек, юниорок и женщин).

Расстояние от передней планки полукона до лицевой линии - 6,5 м. Линии разметки в площадь конов и полуконов не входят.

Поверхность конов и полуконов должна исключать скольжение обуви и быть достаточно твердой. Наиболее предпочтительными покрытиями являются специальные синтетические покрытия, асфальт или тротуарная плитка.

При проведении соревнований в неприспособленных для городошного спорта спортзалах или на неспециализированных спортивных площадках ограничительные планки на передних линиях разметки кона и полукона могут не фиксироваться.

Внутренние края боковых линий кона и полукона должны находиться на одной прямой с наружными краями боковых линий "города". Линии разметки шириной 2 см окрашивают белой краской.

3. Городошные фигуры

3.1. Для соревнований по классическим городкам используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на .

3.2. В партии из 10 фигур последовательность постановки фигур следующая:

1. "Пушка", 2. "Вилка", 3. "Колодец", 4. "Стрела", 5. "Артиллерия", 6. "Серп", 7. "Пулеметное гнездо", 8. "Самолет", 9. "Тир", 10. "Письмо" - в соревнованиях младших юношей и девушек;

1. "Пушка", 2. "Вилка", 3. "Колодец", 4. "Коленчатый вал", 5. "Артиллерия", 6. "Пулеметное гнездо", 7. "Часовые", 8. "Серп", 9. "Тир", 10. "Письмо" - в соревнованиях мужчин, женщин, юниоров, юниорок, старших юношей и девушек.

3.3. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.

3.4. Все фигуры ставят в соответствии с требованиями "Регламента постановки фигур" ().

4. Условия и порядок проведения игры

4.1. Разминка

4.1.1. Перед началом игры участникам предоставляется разминка.

4.1.2. Перед началом разминки судья и участники с битами выстраиваются за территорией площадок. По команде информатора спортсмены выходят на площадку и становятся вдоль задней линии "городов". Судья занимает место между участниками (командами). Капитаны команд и участники личных соревнований становятся рядом с судьёй. Информатор объявляет начало разминки.

4.1.3. Во время разминки информатор сообщает сведения о спортсменах, командах, их турнирном положении, достижениях и рекордах.

4.1.4. Перед началом игры до окончания разминки секретарь должен заполнить протокол. Капитаны команд и участники личных соревнований должны поставить в протоколе свои подписи.

4.1.5. Игрок команды, не выступавший на протяжении одной партии, имеет право на разминку на свободной площадке в течение 10 минут. При этом он не должен мешать проведению соревнований. Капитан команды должен поставить судью в известность о разминке запасного игрока.

4.1.6. Во время разминки и игры при выходе на кон или полукон и возвращении обратно игроки не должны наступать на ограничительные планки кона и полукона или перешагивать через них.

4.1.7. При выходе на разминку, во время разминки и игры участники должны нести биты в одной руке.

4.2. Построение перед игрой

4.2.1. После объявления об окончании разминки и подготовки площадок для проведения соревнований, судья занимает место на продолжении задних линий "городов" между ними, а участники с битами становятся около ближних к судье задних углов "городов".

4.2.2. Судья-информатор (судья) представляет участников (команды) и судей и объявляет о начале игры. Участники (команды) приветствуют друг друга.

4.3. Игра

4.3.1. Игру начинает участник (пара или команда) правого "города", выполняя последовательно два броска, далее соперники выполняют по два броска поочередно.

4.3.2. Дети, младшие юноши, девушки, юниорки и женщины играют с расстояния 6,5 м от лицевой линии "города". Для юношей 15-18 лет, юниоров и мужчин кон располагается на расстоянии 13 м от лицевой линии, полукон - на расстоянии 6,5 м. Расстояние для игры ветеранов определяется Положением.

4.3.3. Состав команды и количество участников, играющих в одном заходе, определяется Положением. Очередность выхода игроков в командных и в парных соревнованиях устанавливает тренер или капитан команды (пары). В одном заходе каждый игрок может выходить для выполнения бросков только один раз. При этом каждый раз он должен иметь две биты, за исключением случаев, когда спортсмену дается право на один бросок.

4.3.4. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. "Письмо" выбивается только с кона.

4.3.5. После выхода участника на кон или полукон, убедившись в правильности постановки фигуры и в том, что бросок никому не будет угрожать, судья дает свисток на выполнение броска. Судья дает два коротких свистка, если бросок считается "потерянным", и три коротких свистка - при нарушении целостности фигуры до броска или еще в какой-нибудь экстренной ситуации.

4.3.6. После окончания партии команды (участники) выстраиваются вдоль боковых линий "городов" лицом друг к другу и после объявления результата, по сигналу судьи, меняются "городами".

4.3.7. Если перед началом игры в составе команды не хватает двух или более игроков, чем это необходимо в одном заходе по Положению, команда к игре не допускается.

5.3.8. Опоздавший игрок может вступить в игру после уведомления судьи, если его фамилия записана в протокол.

4.3.9. Игрок, фамилия которого занесена в протокол, не имеет права покидать площадку, не уведомив судью через капитана.

4.3.10. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих "городов".

4.3.11. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой, но если во время соревнований у игрока сломалась бита, то он имеет право продолжить игру одной битой только в данный день соревнований.

4.3.12. В играх, которые проводятся до определенного количества побед в партиях, в решающей партии, после выбивания одной из сторон "Артиллерия", соперники меняются "городами". При этом до перехода обе стороны должны сделать одинаковое количество бросков. После перехода участники ставят в своих "городах" очередные фигуры или городки, не выбитые перед сменой "городов" (в том же положении) и продолжают партию. Если игрок левого "города" выбил (добил) фигуру "Артиллерия" первой битой, то после перехода он выполняет второй бросок, а затем игру опять продолжает игрок правого "города".

4.3.13. Дополнительная партия, играющаяся после третьей или пятой партии до первого преимущества одной из команд или одного из участников после полного выбивания фигуры, начинается без смены "городов". После выбивания командой или участником "Артиллерия" соперники переходят в противоположный "город".

4.3.14. Если один из участников личных соревнований закончил свою партию раньше, то он ждет, пока соперник закончит свою (за исключением соревнований, проводимых до победы в партии). При этом ему разрешается выполнять разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на завершение партии необходимо теоретически не менее пяти бит или разница в результатах первой партии достигла пяти бит, то игроки меняются "городами" и отставший соперник завершает партию, после чего начинает новую.

4.3.15. Если городки из-за ветра сдвинутся с места раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнем положении, бита возвращается и бросок выполняется повторно.

4.3.16. Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или из-за ветра) после броска, когда бита прошла мимо городков, то их восстанавливают в прежнем положении, но биту не возвращают.

4.3.17. Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то есть имел "мертвую точку", судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.

4.3.18. Если два городка сталкиваются в "городе" или "пригороде" и после этого расходятся, то фиксируется их окончательное положение.

4.3.19. Если участник (пара или команда), играющий в левом "городе", теоретически не может закончить партию с тем же результатом, с каким закончил участник (пара или команда) в правом "городе", то игра в этой партии прекращается, если игра ведется до победы в партии.

4.3.20. Если игрок сделал промах по фигуре или и при этом бита не задела ни один городок или совершил "потерянный" бросок, то для следующего за ним игрока, бросающего другой рукой, эти фигуры переставляются.

4.3.21. Соревнования (игры) могут быть временно прерваны (отменены):

Из-за неудовлетворительной подготовки площадок;

Из-за неблагоприятных метеорологических условий;

Для оказания медицинской помощи травмированным (заболевшим) участникам соревнований.

Если перерыв в игре был не более 15 минут, то игра возобновляется сразу, без разминки, а если более 15 минут, то игрокам предоставляется пятиминутная разминка, после чего игра возобновляется с прерванного положения в партии. Если перерыв длился более двух часов, то прерванная партия начинается заново, а счет партий, сыгранных до перерыва, сохраняется.

4.3.22. Если городок, изменивший направление движения на противоположное (имевший "мертвую точку") внутри "города" или "пригорода", помешал движению другого городка, то двигавшийся городок ставится в положение, в котором он был в момент столкновения, а городок, имевший ранее "мертвую точку", ставится на место ее определения.

4.3.23. После броска до объявления судьей результата запрещается:

Убирать или останавливать городки, находящиеся вблизи "города" или "пригорода";

Подметать "город" или "пригород";

Становиться на листы покрытия "города" или "пригорода".

Если эти нарушения повлияли на результат броска, участник (команда), допустившая нарушение, наказывается тем, что городок (городки), выкатившийся при наличии нарушения, устанавливается на краю линии в месте его (их) выхода.

4.3.24. До объявления судьей результата броска судье, игрокам и ассистентам разрешается и рекомендуется убирать городки, отскочившие от отбойной стенки или скатившиеся в "город" с "трамплина" из-за покрытия "города", не наступая на листы игрового покрытия.

4.3.25. Положение городка, катившегося по другому городку, определяется после полной его остановки.

4.3.26. Если возвратившийся в "город" выбитый городок коснулся уже остановившегося городка и при этом изменил его положение, то последний возвращается в прежнее положение.

2.4.3.27. Если выбитый городок или бита, вернувшиеся в пределы "города" или "пригорода", помешали движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается право на бросок. Если городок или бита, вернувшиеся в пределы "города" или "пригорода", помешали движению другого городка, который двигался по направлению к штрафной зоне, то двигавшийся городок ставится на место столкновения.

4.3.28. Городок, остановившийся в "пригороде" на расстоянии менее 20 см от штрафной линии или закатившийся за нее, устанавливается на штрафную отметку на расстоянии 20 см от штрафной линии параллельно ей против центра "города", если из фигуры выбит хотя бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу. Городок (городки), коснувшиеся штрафной зоны, также ставятся на штрафную отметку. Если из фигуры не выбит ни один городок, то все городки, вкатившиеся в "пригород" на расстояние менее 40 см от штрафной линии, устанавливаются на расстоянии 40 см от штрафной линии. Если какой-либо городок, находящийся в "пригороде", мешает установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в направлении лицевой линии без изменения ориентации.

4.3.29. Городок, остановившийся в "пригороде" на расстоянии менее 40 см от штрафной линии или попавший в штрафную зону при выбивании "Письмо", ставится на расстоянии 40 см от штрафной линии параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком. Боковой городок устанавливается таким образом, чтобы вертикальная проекция его торца совпадала с продолжением внешнего края боковой линии "города".

4.3.30. В соревнованиях у мужчин, юниоров и старших юношей, городки, остановившиеся в "пригороде" на расстоянии менее 20 см от штрафной линии или попавшие в штрафную зону, ставятся на отметку для штрафных городков на расстоянии 20 см от штрафной линии. В соревнованиях детей, младших юношей, девушек, юниорок и женщин, городки, остановившиеся в "пригороде" на расстоянии менее 40 см от штрафной линии или попавшие в штрафную зону, ставят на отметку для штрафных городков на расстоянии 40 см от штрафной линии. В соревнованиях детей такие городки устанавливаются вертикально.

4.3.31. Городок (городки), вкатившийся в "пригород", и остановившийся до штрафной отметки (20 или 40 см), фиксируется в месте остановки.

4.3.32. Раскручивание резьбовых соединений бит во время игры приводит к нарушению настоящих Правил () и не допускается.

4.4. Построение после окончания игры

4.4.1. По окончании встречи судья выстраивает игроков без бит вдоль задних линий "городов". После объявления результатов игроки и судья обмениваются рукопожатиями и покидают площадку.

4.4.2. По окончании игры тренеры или капитаны команд подписывают протокол. В случае подачи протеста в протоколе делается соответствующая запись.

4.5. Выбитый и не выбитый городок

4.5.1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы "города" или "пригорода" в любом направлении, не коснувшись штрафной зоны.

4.5.2. Городок, покинувший пределы "города" или "пригорода" и вернувшийся обратно, считается выбитым.

4.5.3. Положение городка, остановившегося рядом с линией "города" или "пригорода" с внешней стороны, судья определяет визуально по вертикальной проекции городка, глядя вдоль линии. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются, городок считается выбитым.

4.5.4. Положение городка, задевающего при вращении линии "города" или "пригорода", определяется после полной его остановки.

4.5.5. Если после удара городок раскололся на две части или потерял форму более чем на половине длины (для городков цилиндрической формы), и большая его часть или половина городка осталась в "городе" или "пригороде", спортсмену возвращается право на бросок, а фигура или положение городков до броска восстанавливаются. Если в "городе" или "пригороде" осталась меньшая часть городка, то городок считается выбитым.

4.6. "Потерянный" бросок

Бросок считается "потерянным", а расположение городков восстанавливается, если:

Бросок выполнен до свистка судьи;

Бита коснулась штрафной зоны;

Игрок в одном заходе командной игры совершил бросок в третий раз или более;

Игрок в период от начала замаха до достижения устойчивого равновесия после выполнения броска наступил на ограничительную линию (планку) или выскочил за нее и коснулся любой частью тела поверхности вне зоны кона (полукона). В этом случае положение городков до удара может не восстанавливаться, если восстановление прежнего положения городков будет выгодно нарушителю Правил;

Нарушена расстановка игроков или пропущена фигура в случаях и .

Команда, играет неполным составом и выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются "потерянными".

4.7. Выигрыш партии и конечный результат игры

4.7.1. Партия считается выигранной той командой (парой или участником), которая (который) выбила (выбил) меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной. Если во время игры пропущена фигура или в командной игре нарушена очередность выхода игроков, то:

а) если пропуск фигуры обнаружен до постановки "Письмо", то пропущенная фигура ставится сразу же после освобождения "города" от городков;

б) если пропуск фигуры обнаружен во время выбивания "Письмо", то броски, произведенные по фигуре "Письмо", считаются "потерянными", ставится пропущенная фигура, а фигура "Письмо" выбивается заново;

в) если пропуск фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии, то к результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру;

г) если нарушение очередности выхода игроков обнаружено до окончания партии, то все броски, выполненные с момента нарушения, считаются "потерянными" и игра продолжается;

д) если нарушение очередности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены после окончания игры, то в партии, сыгранной с нарушением, и во всех несыгранных партиях команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, а результат игры определяется с учетом партий, сыгранных без нарушений;

е) если нарушение очередности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьей результата игры, то в партии, сыгранной с нарушением, команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, и игра продолжается.

4.7.2. Игра выиграна одной из команд (одним из участников), если:

В игре из трех партий счет 2:0, 2.5:0.5, 2:1;

В игре из пяти партий счет 3:0,3.5:0.5, 3:1, 3.5:1.5,3:2.

При счете 1.5:1.5 и 2.5:2.5 результат игры - ничья.

4.7.3. В случае, если Положением о соревновании предусмотрены другие способы проведения соревнований, то возможен другой порядок определения победителя в партиях и в игре.

5. Определение результатов соревнований

5.1. В личных соревнованиях на выбивание установленного количества фигур места участников определяются по наименьшему количеству бит. При равном количестве бит у нескольких участников победитель определяется по наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:

Последнего тура;

Последней партии последнего тура;

Контролировать последовательность и правильность постановки фигур;

При постановке стоячих фигур проверять торцы стоячих и цилиндричность верхних городков при игре городками цилиндрической формы;

Отмечать положение городков мелом или карандашом во всех случаях, когда существует реальная возможность определения "потерянного" броска или смещения городков по какой-либо причине;

Фиксировать нарушения Правил, делать предупреждения игрокам, выносить им наказания за нарушения;

Обосновать свои решения в случае обращения участника, капитана или тренера;

8.7.2. В каждый момент игры судья обязан выбрать такое место, с которого он может ясно видеть правильность постановки фигуры, городков, место приземления биты, а также движение и остановку (фиксацию) городков после удара.

8.7.3. В случае сомнения судья должен обратиться к секретарю за помощью.

8.7.4. Судья не должен поправлять фигуры и городки, ставить или убирать их, кроме случая, описанного в и в .

8.7.5. Судья не должен оказывать игрокам какую-либо помощь, за исключением медицинской.

8.7.6. По решению главного судьи соревнований судья может одновременно выполнять работу судьи-секретаря.

8.8. Судья-секретарь

8.8.1. Судья-секретарь до начала игры записывает в протокол данные о месте и характере соревнований, дату и время начала игры, фамилии участников, наименование команд, фамилии и категории судей, составы команд, количество фигур в партии.

8.8.2. Во время игры судья-секретарь ведет протокол соревнований, фиксирует объявленный судьей результат броска.

8.8.3. Результаты бросков судья-секретарь записывает в протоколе следующим образом: выбитые городки - цифрой, соответствующей их количеству, "потерянный" бросок - знаком умножения "х".

8.8.4. В командных соревнованиях судья-секретарь также записывает в протокол номер игрока, совершающего броски, следит за очередностью выхода игроков и в случае нарушения своевременно ставит в известность судью и играющих.

8.8.5. При обслуживании игры в каждой партии судья-секретарь должен проверять количество выбитых фигур перед постановкой "Письмо".

8.8.6. Контролирует соблюдение Правил участниками и, в случае необходимости, информирует судью о нарушениях.

9. Правила безопасности

Для проведения соревнований без травм и других нежелательных последствий каждый судья, участник, ассистент, тренер или зритель должен соблюдать следующие правила безопасности:

К соревнованиям допускается только исправный, соответствующий правилам инвентарь.

Игрок не должен производить бросок, если в секторе возможного поражения (вне защищенной зоны) находятся люди.

Игрок, выполняющий бросок, обязан также следить за тем, чтобы во время броска в зоне его выполнения не было посторонних лиц. При этом необходимая свободная зона безопасности сзади и со стороны бросающей руки должна составлять не менее 3-х метров.

Во время соревнований спортсмен должен выполнять бросок только после свистка судьи.

Недопустимо выполнение броска, если на игровом покрытии в районе противоположного "города" находится кто-либо кроме судьи.

При постановке фигур ассистент должен находиться спиной к отбойной стенке, а не к кону (полукону).

Игроки не должны перемещаться поперёк площадок, на которых проводятся соревнования или тренировки.

Лица, находящиеся под воздействием алкоголя, наркотиков или медикаментов не допускаются на городошные площадки.

Игроки, судьи и тренеры несут персональную ответственность за соблюдение вышеперечисленных правил безопасности.

10. Санкции за нарушение Правил

N
п/п
Нарушение Наказание
10.1. Нарушения Правил во время выполнения броска
10.1.1. Бросок выполнен до свистка судьи
10.1.2. Бита коснулась штрафной зоны или покрытия над ней Засчитывается "потерянный" бросок
10.1.3. Бита приземлилась вне игрового покрытия Засчитывается "потерянный" бросок
10.1.4. Игрок в одном заходе командной игры совершил бросок в третий раз или более Засчитывается "потерянный" бросок
10.1.5. Игрок в период от начала замаха до достижения устойчивого положения равновесия наступил на линию (планку) или выскочил за нее и коснулся любой частью тела поверхности вне зоны кона (полукона) Засчитывается "потерянный" бросок. Положение городков до удара не должно восстанавливаться, если это будет выгодно нарушителю Правил.
10.2. Нарушения Правил во время нахождения на площадке в процессе соревнований
10.2.1. Пропуск фигуры обнаружен во время выбивания "Письмо" Броски, произведенные по "Письмо", считаются "потерянными", ставится пропущенная фигура, а фигура "Письмо" выбивается заново
10.2.2. Пропуск фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии К результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру.
10.2.3. Нарушение очередности выхода игроков обнаружено до окончания партии Все броски, выполненные с момента нарушения, считаются потерянными и игра продолжается
10.2.4. Нарушение очередности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьей результата игры В партии, сыгранной с нарушением, команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, и игра продолжается
10.2.5. Нарушение очередности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены после окончания игры В партии, сыгранной с нарушением, и во всех несыгранных партиях команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, а результат игры определяется с учетом партий, сыгранных без нарушений
10.2.6. Несоответствие инвентаря Правилам (первичное нарушение) Изъятие несоответствующего инвентаря (городков). Исправление или замена бит до следующей игры. Добавление трех бит к результату в партии в личных соревнованиях и поражение в партии - в командной игре.
10.2.7. Несоответствие инвентаря Правилам (повторное нарушение) Изъятие несоответствующего инвентаря (городков). Поражение в партии - в командной игре. Дисквалификация нарушителя главным судьей до конца соревнований.
10.2.8. Переступание через ограничительную планку (линию) или наступание на неё (первичное нарушение) Устное предупреждение
10.2.9. Переступание через ограничительную планку (линию) или наступание на неё (повторное нарушение)
10.2.10. Игрок или ассистент совершают действия, направленные на задержку игры или действия, которые могут быть расценены как таковые (первичное нарушение) Устное предупреждение
10.2.11. Игрок или ассистент совершают действия, направленные на задержку игры или действия, которые могут быть расценены как таковые (повторное нарушение) Засчитывается "потерянный" бросок без произведения такового
10.3. Дисциплинарные нарушения
10.3.1. Уход с площадки без уведомления судьи (первичное нарушение) Устное предупреждение
10.3.2. Уход с площадки без уведомления судьи (повторное нарушение)
10.3.3. Непреднамеренные действия, мешающие проведению игры Устное предупреждение
10.3.4. Повторные действия, мешающие проведению игры Предупреждение с занесением в протокол
10.3.5. Неспортивное поведение (первичное нарушение) Предупреждение с занесением в протокол
10.3.6. Неспортивное поведение (повторное нарушение), в том числе и действия, мешающие проведению игры и уход с площадки без уведомления судьи Удаление судьей до конца игры (после предупреждения с занесением в протокол)
10.3.7. Грубое неспортивное поведение Удаление судьей до конца игры и дисквалификация главным судьей до конца соревнований с последующим рассмотрением на дисциплинарной комиссии Федерации.

Примечание:

1. Спортсмен, получивший предупреждение судьи с занесением в протокол, за следующее аналогичное нарушение удаляется с площадки.

11. Упрощенные правила

Массовые соревнования в коллективах физкультуры, молодежных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрощенным правилам. При этом возможно изменение размеров площадок. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Определять победителя можно по количеству выбитых городков ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протоколов не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.

Для массовых соревнований допускаются биты любой конструкции, обеспечивающей безопасность. Рекомендуются полимерные биты или биты из твёрдых пород древесины.

Приложение N 1

Регламент постановки фигур

Основной целью данного Регламента является стандартизация постановки фигур для игры в классические городки с целью создания равных условий для участников соревнований.

1. Все фигуры, кроме "Письмо", ставят от середины лицевой линии, не выходя за пределы "города".

2. Все городки, расположенные на лицевой, задней или боковых линиях "города", должны располагаться так, чтобы наружные края вертикальных проекций этих городков совпадали с наружными краями ограничительных линий "города".

3. Точность постановки городков относительно линий может быть проверена с помощью вертикально устанавливаемого контрольного городка, который располагают вплотную к наружному краю ограничительной линии за пределами "города", чтобы вертикальная проекция городка совпадала с наружным краем линии.

4. Точность расстояний между городками проверяется с помощью горизонтально расположенных контрольных городков.

5. Городки, располагающиеся рядом друг с другом, должны плотно соприкасаться.

6. Городки, располагающиеся вдоль центральной линии "города" и городок, обозначающий "марку", ставятся на середину линий.

7. Для постановки фигур при проведении соревнований используются только городки, соответствующие Правилам соревнований.

8. В соревнованиях, проводимых городками цилиндрической формы, стоячие и верхние городки отмечаются и используются только по назначению (в качестве стоячих и верхних городков в высоких фигурах).

9. В соревнованиях любого уровня участники имеют право использовать свои городки, если они полностью соответствуют Правилам и проверены судьей, при условии, что организаторы соревнований не предоставляют городки, соответствующие Правилам соревнований.

1. "Пушка"

1. Перед постановкой фигуры вплотную к центру лицевой линии в "пригороде" вертикально ставится контрольный городок, соприкасаясь своей серединой с которым, вдоль лицевой линии ставятся нижний городок.

2. На него сверху, вплотную к контрольному городку, соприкасаясь друг с другом по всей длине, ставятся перпендикулярно нижнему два средних городка, по центральной линии "города". Контрольный городок убирается.

3. Задний городок ставится вдоль центральной линии "города" поверх задних краев средних городков, заходя на них передним краем на 1 см.

4. Верхний городок ставится одним краем на передние концы средних городков, а вторым краем на задний городок, вдоль центральной линии "города". Нижний передний край верхнего городка должен находиться на одном уровне с верхними краями средних городков.

2. "Вилка"

2. Средние городки располагаются сзади переднего городка, параллельно лицевой линии, соприкасаясь торцами на середине центральной линии "города".

3. Боковые городки ставятся параллельно переднему городку и друг другу. Передние края боковых городков должны находиться на одном уровне с передними краями средних городков.

3. "Звезда"

1. Передний городок ставится торцом вплотную к контрольному городку (см. ), вдоль центральной линии "города". Контрольный городок убирается.

2. Центральный городок ставится на центральной линии "города" вертикально вплотную к переднему городку.

3. Боковые и задний городки располагаются перпендикулярно соседним городкам. Горизонтальные городки не соприкасаются между собой.

4. "Стрела"

1. Передний городок ставится торцом вплотную к контрольному городку (см. ), вдоль центральной линии "города". Контрольный городок убирается.

3. Задние городки приставляются к заднему краю последнего городка под углом 30°. Они соприкасаются между собой на середине центральной линии "города". Передние внутренние края задних городков располагаются на расстоянии длины городка (20 см).

5. "Колодец"

1. Нижние городки ставятся перпендикулярно лицевой линии "города" вплотную к контрольным городкам, установленным симметрично центральной линии на ширине городка (по внешним краям).

2. Передний верхний городок ставится поверх нижних вдоль лицевой линии "города" вплотную к контрольным городкам. Задний верхний городок устанавливается аналогично, относительно задних краев нижних городков. Вертикальные проекции наружных поверхностей нижних и верхних городков образуют квадрат, совпадая по углам. Контрольные городки убираются.

3. Вертикальный средний городок располагается в центре этого квадрата.

6. "Коленчатый вал"

1. Средний городок ставится по центру вдоль лицевой линии "города" вплотную к контрольному городку (см. ). Контрольный городок убирается

2. Следующие два городка ставятся вплотную к нему параллельно, но смещаются назад так, чтобы толщина соприкосновения городков торцами была не более 1 см (включая фаски).

3. Крайние городки располагаются вдоль лицевой линии "города" вплотную к соседним городкам, на одной линии со средним городком. Все городки в фигуре соприкасаются торцами.

7. "Артиллерия"

1. Контрольный городок устанавливается вертикально на пересечении лицевой и центральной линий "города".

3. Центральный контрольный городок устанавливается в качестве верхнего городка одной из "пушек", еще один из контрольных городков устанавливается верхним городком второй "пушки". Верхние городки устанавливаются поверх нижних перпендикулярно лицевой линии "города" вплотную к вертикальным контрольным городкам, установленным к центрам нижних городков "пушек" вплотную к наружному краю линии "города".

4. Центральный городок устанавливается вертикально на пересечении лицевой и центральной линий "города", не выходя за пределы "города".

8. "Ракетка"

1. Передний городок ставится торцом вплотную к контрольному городку

2. (см. ), вдоль центральной линии "города". Контрольный городок убирается.

3. Два средних городка ставятся вплотную к заднему краю переднего городка под углом 30° к центральной линии "города". Правильность постановки проверяется с помощью контрольного городка, который соприкасаясь своими фасками с фасками ближних задних концов средних городков, образует равносторонний треугольник.

4. Задние городки располагаются, соприкасаясь фасками между собой и с ближними фасками средних городков, образуя ромб.

9. "Пулеметное гнездо"

1. Перед постановкой фигуры, в "пригороде" параллельно лицевой линии

2. на её середине горизонтально устанавливается контрольный городок. Вертикальные городки располагаются передними краями на уровне наружного края лицевой линии. Их наружные края располагаются на одном уровне с торцами контрольного городка. Контрольный городок убирается.

3. Верхний городок устанавливается поверх вертикальных городков так, чтобы вертикальные проекции его передних, задних и наружных краев совпадали с краями вертикальных городков

4. Нижний городок "пушки" ставится сзади от вертикальных городков так, чтобы он касался обоих городков и торцы его совпадали с наружными краями стоячих городков.

5. Верхний городок "пушки" ставится сверху на нижний городок вдоль центральной линии так, чтобы передний край верхнего городка "пушки" находился на уровне задних краев вертикальных городков.

10. "Рак"

1. Перед постановкой фигуры, в "пригороде" параллельно лицевой линии на её середине горизонтально устанавливается контрольный городок. Два передних городка располагаются таким образом, чтобы они, соприкасаясь фасками с контрольным городком и между собой, образовывали равносторонний треугольник. Контрольный городок убирается.

2. Средний городок ставится вплотную к передним городкам вдоль центральной линии "города".

3. Задние городки ставятся в зеркальном отображении к передним, при необходимости правильность постановки проверяется также с помощью контрольного городка.

11. "Часовые"

1. Перед установкой фигуры на середине лицевой линии вплотную торцами друг к другу укладываются три контрольных городка. По краям на лицевой линии устанавливаются вертикальные городки. Контрольные городки убираются.

2. На середине лицевой линии устанавливается центральный вертикальный городок.

3. Верхние городки устанавливаются поверх крайних вертикальных городков, параллельно лицевой линии. Середины верхних городков должны располагаться по центру стоячих городков.

12. "Серп"

1. Передний городок ставится торцом вплотную к контрольному городку (см. ), вдоль центральной линии "города". Контрольный городок убирается.

2. Следующий городок ставится вплотную к переднему городку перпендикулярно центральной линии. Края обоих городков, обращенные в противоположную бросающей руке сторону, находятся на одном уровне.

3. Далее, позади второго городка вдоль центральной линии ставятся два контрольных городка таким образом, чтобы он заходили друг за друга на половину длины городка. Вплотную за ними ставится задний городок параллельно лицевой линии так, чтобы его торец, обращенный в противоположную, относительно бросающей руки сторону, был на одном уровне с таким же торцом второго городка. Контрольные городки убираются.

4. Боковые городки соединяются фасками с внутренними фасками второго и последнего городков со стороны бросающей руки, соединяясь таким же образом между собой.

13. "Тир"

Фигура ставится аналогично , только "пушка" располагается на "марке" так, чтобы её передний край находился на середине пересечения линий "марки" (расстояние от наружного края лицевой линии до переднего края "пушки" - 1 м).

14. "Самолет"

1. Передний городок ставится вдоль лицевой линии вплотную к контрольному городку (см. ), касаясь его своей серединой. Контрольный городок убирается.

2. Следующие два городка ставятся встык друг к другу параллельно лицевой линии сзади переднего городка. Стык двух городков должен находиться на середине центральной линии.

3. Средний городок располагается вдоль центральной линии "города" позади трех ранее установленных городков.

4. Задний городок ставится перпендикулярно центральной линии позади остальных городков. Середина городка должна располагаться на середине центральной линии.

15. "Письмо"

1. Городки, расположенные по углам "города", образуют с углами равнобедренные треугольники.

2. Городок, обозначающий "марку", устанавливают вдоль линии "марки", идущей из заднего правого угла "города" до переднего левого (для играющих правой рукой) или, идущей от заднего левого до переднего правого угла "города" (для играющих левой рукой). Середина городка должна находиться на пересечении линий "марки".

Приложение N 2

Регламент работы судейской коллегии

Судейская коллегия начинает работу за день до начала соревнований.

1. Спортивно-техническая комиссия

Главный судья назначает спортивно-техническую комиссию (далее - СТК). В состав комиссии должно входить нечетное количество членов (от трех до пяти).

Основными задачами СТК являются:

1. приемка спортивного сооружения, на котором будут проводиться соревнования;

2. проверка спортивного инвентаря (бит и городков), используемого в соревнованиях;

3. текущий контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря и своевременное исправление дефектов.

Принимая спортивное сооружение, на котором будут проводиться соревнования, комиссия выполняет следующие функции:

1) проверяет горизонтальность поверхности "городов" и "пригородов", правильность их разметки;

2) проверяет поверхность конов и полуконов, разметку на них, наличие сцепления обуви с поверхностью стоек, правильность крепления планок и их размеров;

3) проверяет состояние отбойной стенки, ограждений для безопасности участников и зрителей, их соответствие Правилам;

4) проверяет наличие и состояние раздевалок для участников и судей, санитарных помещений;

5) проверяет наличие и состояние помещений для работы главной судейской коллегии, мест для работы секретарей на площадках.

По результатам осмотра спортивного сооружения и сопутствующих помещений составляется акт приемки, в котором указываются выводы и замечания комиссии с обязательным заключением о возможности проведения соревнований на данном спортивном сооружении. Акт подписывает председатель комиссии и все её члены.

Проверяя спортивный инвентарь участников соревнований, СТК выполняет следующие функции:

1. осуществляет осмотр и измерение параметров бит:

Длина бит;

Соответствие креплений Правилам;

Состояние бит на момент соревнований.

2. осуществляет проверку качества городков и измерение их параметров:

Длина городков;

Диаметр или толщина городков;

Ширина фаски;

Качество торцов городков;

Отсутствие вмятин и сколов на торцовых и цилиндрических поверхностях городков;

Маркировка стоячих и верхних городков для высоких фигур.

Осуществляя текущий контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря и своевременное исправление дефектов, СТК выполняет следующие функции:

1. регулярная проверка игровой поверхности "города" и "пригорода" на предмет горизонтальности и наличия деформации;

2. своевременное исправление дефектов игрового покрытия "города" и "пригорода";

3. регулярная проверка состояния бит и городков на предмет выхода из строя и наличие дефектов износа;

4. своевременное отстранение неисправного инвентаря от использования в соревнованиях до устранения дефекта или изъятие в случае несоответствия Правилам.

2. Комиссия по допуску

В день приезда для проверки заявочных документов главный судья из состава судейской коллегии назначает комиссию по допуску в составе председателя и нескольких членов комиссии (2 или 4).

В обязанности комиссии по допуску входят:

1) проверка предоставляемых документов на соответствие их требованиям Положения и Правил;

2) допуск команд и участников, прошедших комиссию по допуску, к участию в соревнованиях;

3) отстранение от участия в соревнованиях спортсменов с не оформленными должным образом документами, не допущенных по состоянию здоровья или не соответствующих по каким-либо требованиям Положению или Правилам;

4) составление протокола заседания комиссии по допуску с указанием решения о допуске участников или команд к соревнованиям. Протокол подписывает председатель комиссии и все её члены.

5) выступление председателя комиссии на первом заседании главной судейской коллегии о результатах прохождения участниками и командами комиссии по допуску.

После оглашения результатов комиссия по допуску прекращает свою работу.

3. Заседания судейской коллегии

Все заседания судейской коллегии проводит главный судья, а в его отсутствие его заместитель. Протоколы заседаний судейской коллегии ведутся главным секретарем или другим членом судейской коллегии по назначению главного судьи. Решения по каждому вопросу повестки дня утверждаются путем голосования, в котором участвуют только члены судейской коллегии.

3.1. Первое заседание судейской коллегии проводится в день приезда совместно с организаторами соревнований и представителями команд, которые должны быть оповещены заблаговременно.

На повестку дня выносятся два основных вопроса:

1. Доклад председателя комиссии по допуску о результатах работы и допуске участников;

2. Проведение жеребьевки.

При необходимости повестка дня может быть расширена по предложению участников заседания после утверждения решением судейской коллегии.

По первому вопросу председатель комиссии по допуску докладывает судейской коллегии:

1. о количестве поданных заявок;

2. об общем количестве участников, заявленных для выступления в соревнованиях;

3. о количестве участников и команд, допущенных к соревнованиям;

4. о причинах отстранения некоторых спортсменов или команд от участия в соревнованиях;

5. о замечаниях по оформлению заявочных листов и других документов (если таковые имеются).

По второму вопросу главный судья соревнований сообщает самолично или доверяет донести информацию главному секретарю или своему заместителю. При необходимости, собравшимся напоминают основные моменты Положения, в которых определен способ проведения соревнований. После этого приступают к жеребьевке (см. . Жеребьевка). При проведении и личных и командных соревнований может проводиться жеребьевка только личных соревнований, а жеребьевка командных соревнований может быть проведена позднее.

3.2. По окончании каждого игрового дня главный судья собирает судейскую коллегию на заседание, на котором утверждаются результаты игр минувшего дня, рассматриваются спорные вопросы, возникшие в процессе соревнований, разбирается качество судейства, протесты и дисциплинарные нарушения. Кроме этого, на заседании могут рассматриваться текущие вопросы, требующие коллегиального решения.

3.3. По окончании соревнований главный судья собирает судейскую коллегию на заключительное заседание, на котором утверждаются результаты соревнований.

4. Жеребьевка

4.1. В первом туре личных соревнований, проводимых на выбивание определенного количества фигур, главный секретарь распределяет игроков по площадкам по результатам жеребьевки. Во втором туре осуществляется последовательная смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам в строгой зависимости от результатов первого тура. В третьем туре игроки распределяются по парам строго по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой пары определяются жеребьевкой. Во втором и третьем турах игроки, показавшие лучшие результаты, выступают последними в лидирующей группе. Время выступления лидеров должно быть удобно для зрителей.

4.2. Жеребьевка соревнований, проводимых по системе с выбыванием, проводится с учетом рейтинга участников, пар или команд, условия определения которого оговариваются Положением. Игроки, пары или команды, имеющие наилучший рейтинг, должны встречаться на последних этапах соревнования.

4.3. Жеребьевка соревнований, проводимых по группам, производится с учетом рейтинга участников, пар или команд, так, чтобы сильнейшие участники, пары или команды попадали в разные группы в соответствии со своим рейтингом, способ определения которого оговаривается в Положении.

4.4. В первом туре соревнований, проводимых на выбивание фигур определенным количеством бит, спортсмены, пары или команды распределяются по времени и по площадкам согласно жеребьевке. В последующих турах соперники распределяются согласно показанным ранее результатам с последовательной сменой площадок. При этом команды, пары или участники, показавшие лучшие результаты, выступают последними в лидирующей группе. В последнем туре распределение участников по заходам и площадкам происходит согласно результатам, показанным перед последним туром. Площадка для игры каждой пары в последнем туре определяется методом исключения уже использовавшихся обоими соперниками площадок. Если таковой не оказывается, то выбирается площадка, на которой еще не играл соперник, имеющий лучший результат перед последним туром. Время выступления лидеров должно быть удобно для зрителей.

5. Отчетные документы

5.1. Для отчета в проводящей организации главная судейская коллегия подготавливает пакет документов, в который входят:

2) отчет главного судьи, заверенные подписями главного судьи и главного секретаря;

3) протоколы заседаний судейской коллегии, заверенные подписями главного судьи и главного секретаря;

4) протоколы комиссии по допуску, заверенные подписями председателя и её членов;

5) заявки всех команд и участников, заверенные печатями спортивных организаций и медицинских учреждений и подписями руководителя и врача;

6) протоколы игр, заверенные подписями судьи и секретаря, обслуживавших встречу, главного судьи и главного секретаря;

7) итоговые протоколы, заверенные печатью проводящей организации и подписями главного судьи и главного секретаря;

8) справка о составах команд, заверенная печатью проводящей организации и подписями главного судьи и главного секретаря;

9) справка о составе судейской коллегии, с указанием квалификации судей, места проживания и выполняемой работы.

5.2. К завершающему дню соревнований главная судейская коллегия должна подготовить пакет документов, которые передаются представителям участвующих команд. В этот пакет входят афиши, все итоговые протоколы соревнований, справка о составе судейской коллегии и справка о составах команд, участвовавших в соревнованиях, заверенные печатью проводящей организации и подписанные главным судьей и главным секретарем.

Обзор документа

Правила определяют порядок и условия проведения соревнований по городошному спорту. Они распространяются на все официальные спортивные соревнования, проводимые на территории России.

Приведены требования к участникам соревнований, инвентарю для игры.

Массовые соревнования в коллективах физкультуры, молодежных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрощенным правилам.

Уже через неделю - 18 и 19 сентября 2015 года на спортивной площадке центра семейного отдыха "Забава" в парке Победы города Липецка состоится Кубок Липецка по русским городкам.

Игры пройдут в четырех группах - Суворова, Гейслера, Горького и Павлова - на восьми игровых площадках. Победители групп составляют финальную группу, разыгрывающую места с 1 по 4. Команды, занявшие вторые места в группах составляют финальную группу, разыгрывающую места с 5 по 8. Команды, занявшие третьи места в группах составляют финальную группу, разыгрывающую места с 9 по 12. Команды, занявшие четвертые места в группах составляют финальную группу, разыгрывающую места с 13 по 16.

Награждение победителей и лауреатов турнира - в 19.00 19 сентября 2015 г .
Помимо оговоренных положением призов, лучшие игроки турнира получат в подарок книгу А.И.Логинова "Городошный спорт в Липецкой области: Возрождая традиции - укрепляем нацию! "

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении турнира по русским городкам
«Открытый Кубок Липецка по русским городкам»


1. Общие положения

1. Спортивное соревнование «Открытый Кубок Липецка по русским городкам» проводится согласно решению президиума Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация городошного спорта России» от 21.07.2015 г.

2. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с правилами по русским городкам, прописанным в настоящем Положении.

3. Спортивные соревнования проводятся с целью:
- развития городошного спорта и русских городков в городах и районах Липецкой области;
- воспитания патриотизма;
- укреплений знаний об отечественной истории, традициях и обычаях предков;
- пропаганде асоциальных проявлений среди молодежи;
- консолидации граждан по месту жительства на основе здорового образа жизни и спортивных состязаний;
- формирования устойчивых групп любителей городошного спорта по месту жительства;
- развитие спортивной инфраструктуры городошного спорта в Липецке и Липецкой области;
- обмена опытом проведения соревнований по русским городкам.

4. Турнир на Кубок Липецка по русским городкам является стартовым в системе ежегодных турниров на Кубок Липецкой области по русским городкам. За участие в каждом турнире и занятые места каждой команде-участнице начисляются очки, которые суммируются по сумме турниров.

2. Права и обязанности организаторов

2.1. Организаторами соревнований выступают Всероссийское дворовое олимпийское движение , Ассоциация дворовых видов спорта , Федерация городошного спорта Липецкой области , центр семейного отдыха «Забава».

2.3. О коррективах в проведение соревнований Оргкомитет обязан известить участников не менее чем за два дня до дня начала проведения соревнований.

3. Обеспечение безопасности участников и зрителей

3.1. Спортивные соревнования проводятся на специально подготовленных спортивных площадках, отвечающих требованиям соответствующих правовых актов, действующих на территории Российской Федерации по вопросам обеспечения общественного порядка и безопасности участников и зрителей.

3.2. Участие в спортивных соревнованиях осуществляется только при наличии договора о страховании: несчастных случаев, жизни и здоровья. Договор предоставляется в мандатную комиссию на каждого участника спортивных соревнований.

3.3. Медицинские осмотры участников спортивных соревнований осуществляются ВФД по месту жительства (ежегодный допуск к участию в соревнованиях).

3.4. Каждый участник должен иметь справку о состоянии здоровья, которая является основанием для допуска к спортивным соревнованиям.

4. Место и сроки проведения

4.1. Соревнования проводятся на спортивной площадке центра семейного отдыха «Забава» в парке Победы города Липецка с 18 по 19 сентября 2015 года.

4.2. Регистрация участников заканчивается за сутки до дня начала соревнований.

5. Требования к участникам соревнований, условия их допуска

5.1. К командным соревнованиям допускаются все желающие граждане Российской Федерации в возрасте от 9 лет на основании заявки.
5.2. Допускается различный уровень спортивной подготовки участников.
5.3. Численный состав команды - до 4 человек, в том числе 2 основных игрока и 2 запасных.
5.6. Команды обеспечиваются Оргкомитетом необходимым для игры количеством городков и бит.
5.7. Одна организация может выставить одновременно не более трёх команд. При осуществлении жеребьевки команды разводятся по разным группам.

6. Заявки на участие

6.1. Именные заявки на участие в спортивных соревнованиях представляются в мандатную комиссию в день приезда.

6.2. К заявке прилагаются следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий и подтверждающий место регистрации спортсмена;
- договор страхования (оригинал) на каждого участника;
- справка о состоянии здоровья;
- зачётная классификационная книжка (если имеется);
- квалификационная книжка судьи (если имеется).

6.3. Предварительная заявка на участие в соревнованиях представляется в организационный комитет соревнований не позднее, чем за 10 дней до дня начала соревнований на электронную почту [email protected] или по телефонам 8-900-600-48-00, 8-950-809-34-14.

7. Программа и временной регламент соревнований

7.1. Соревнования на Кубок Липецка по русским городкам проходят в два дня и предполагают квалификационный отбор и финальный турнир. Квалификационный отбор имеет своей целью дополнительное определение сильнейших команд в случае, если заявок на участие будет больше 16.

7.2. Оргкомитет, в случае необходимости, имеет право внести изменения в программу соревнований, исходя из погодных условий, количества команд-участниц или иных форс-мажорных обстоятельств.

7.3. Соревнования проходят в четырёх группах по четыре команды в каждой. Каждая из команд играет с каждой командой из своей группы, определяя победителя.
Названия групп:
1. Группа А.В. Суворова (русский генералиссимус, любивший играть в городки)
2. Группа Х.-Г. Гейслера (немецкий художник, составивший документальные описания русских городков в 1805 г.)
3. Группа А.М. Горького (русский писатель, любитель игры в городки)
4. Группа И.П. Павлова (академик медицины, любитель игры в русские городки)

7.4. Победители групп составляют финальную группу, разыгрывающую места с 1 по 4.
Команды, занявшие вторые места в группах составляют финальную группу, разыгрывающую места с 5 по 8.
Команды, занявшие третьи места в группах составляют финальную группу, разыгрывающую места с 9 по 12.
Команды, занявшие четвертые места в группах составляют финальную группу, разыгрывающую места с 13 по 16.

7.5. Матч проводится по победы каждой из команд в двух партиях. За победу в каждой партии начисляется 1 очко. Если партия закончилась вничью, то каждой команде начисляется 0,5 очка. Таким образом, счёт в матче может быть 2:0, 2:1, 2,5:0,5, 2,5:1,5. В случае, если в результате ничейных партий счёт очков одной из команд доходит до 2 очков, эта команда побеждает.

7.6. Партия считается сыгранной после того, когда все 5 городков противоположной команды будут выбиты из круга.

7.7. Очередность начала бросков в матче определяется жеребьевкой. Каждая последующая партия начинается по очередности, независимо от результата ранее сыгранной партии.

7.8. Городок считается выбитым, если его большая часть пересекла линию круга.

7.9. Броски производятся попарно из пределов своего круга - сначала бросает игрок одной команды, потом игрок другой команды. После этого бросают вторые номера, и т.д.

7.10. Если команда выбила городки, а у другой команды остались биты поочередности, то вторая команда обязана доиграть игру до равного количества брошенных бит или до полностью выбитых городков.

7.11. В начале и конце каждого матча команды обязаны поприветствовать и поблагодарить друг друга.

7.12. Игры проводятся на 8 игровых площадках размерами 6х20 метров одновременно. Диаметр круга - 3 метра.

7.13. В целях проведения турнира устанавливается следующий временной регламент соревнований:

26 сентября, суббота
15.00. Начало разминки команд
15.30. Жеребьевка команд-участниц финального турнира
15.50. Начало построения.
16.00. Открытие турнира
16.15 - 17.40. Проведение матчей в четырех полуфинальных группах
17.45 - 18.50. Проведение матчей в четырех финальных группах
19.00. Награждение победителей и лауреатов

8. Награждение победителей и призёров

8.1. Участники команд, занявших призовые места в соревновании, награждаются медалями и дипломами. Команда-победительница дополнительно награждается кубком.

8.2. Победители и призеры могут награждаться и иными призами, определёнными Оргкомитетом.

9. Условия финансирования

10.1. Представители Оргкомитета соревнований обеспечивают долевое участие (по согласованию) по награждению победителей и призёров соревнований, по оплате работы судей, подготовке инвентаря и площадок.

10.2. Дополнительное финансирование, связанное с организационными расходами по подготовке и проведению соревнований, подготовке игровых площадок, обеспечению инвентарем, призовым фондом, охране, звуковому и музыкальному сопровождению устанавливаются за счёт организационных взносов, устанавливаемых для команд-участниц в размере 1 (одной) тысячи рублей.

10.3. Каждая из команд-участниц может использовать свой рекламный баннер во время проведения турнира.

10.4. Расходы по командированию (проезд, питание, размещение) и страхованию иногородних участников соревнований обеспечивают командирующие их организации.

Проведённые турниры по русским городкам.

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:

1. Пушка 2. Вилка 3. Звезда
4. Стрела 5. Колодец 6. Коленчатый вал
7. Артиллерия 8. Ракетка 9. Пулемётное гнездо
10. Рак 11. Часовые 12. Серп
13. Тир 14. Самолёт 15. Письмо

Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров.

Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии — 13 м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии — 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.

«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.

Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.

Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.

Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи