Образование и профессиональная подготовка. Молодежная субкультура Начало трудовой деятельности

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub - частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.


В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-


Стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения - преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению


Сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина - неприятие образа жизни родителей, ко­
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
цию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь - социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

МОУ Ново-Усмановская СОШ Трусова Светлана Ивановна

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе

Тема « Молодежь в современном обществе»

Цели и задачи: 1) показать основные психологические осо­бенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать соци­альные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.

Оборудование: схемы, раздаточный материал, проектор.

Тип урока: урок-проблема.

Дата проведения урока: 23.10.08.

Ход урока

1.Организационный момент.

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привле­кают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего по­коления считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной про­блемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».

План урока.

    Молодежь как социальная группа.

    Процесс социализации молодежи.

    Молодежная субкультура.

2.Политинформация.

А сейчас проведем политинформацию. Политические, экономические, культурные новости.

3.Изучение нового материала.

Слово учителя

1. Молодежь как социальная группа

В самом общем виде молодежь - это социально-демографи­ческая группа, 11 выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются
общественным строем, религией, культурой, особенностями
воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и дея­тельности.

Почему молодежь как особая социальная группа стала вос­приниматься обществом только с переходом в индустриаль­ную фазу развития? Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

- (Примерный ответ. 1. Углубление труда, вызван­ное промышленной революцией, отделило семью от про­цесса производства и управления общественными процес­сами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необ­ходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже. 3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изме­нений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.) Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру.

Рассмотрим схему:

ИКТ. (1 слайд)

Социальная структура молодежи

Основанием для разделения молодежи могут являться

различные виды деятельности


Молодежь, работающая в промышлен­ности

Молодежь, работающая в сельском хо­зяйстве

Молодежь, работающая на транспорте

Молодежь, работающая в сфере обслу­живания

Каждая из указанных групп молодежи, составляя целое структурное образование, характеризуется, в свою очередь, внутренней дифференциацией профессионально-квалификационные различия;

семейное положение и т. д.

Предположите, какие основные психологические особенно­сти имеет молодежь.

-(Примерный ответ. \1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верх­ние - мировоззренческие - этажи.

2. Происходит осознание своего Я. 12

3. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума.

4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность.

6. Гипертрофированная са­мостоятельность находит выражение в подчеркнутой резко­сти собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.)

Слово учителя

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

(группы заранее распределены)

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактери­зуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; опре­делите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 18).

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка (пункт 3 § 18).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 18).

Вопросы для первой группы

    С какого периода согласно Конституции РФ гражданин мо­жет самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    Какие права и свободы получает молодой человек?

    С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

    Что означает полная правоспособность?

    Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

    Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

    Приведите примеры, показывающие возможности индиви­дуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

    Легко ли быть молодыми?

    Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в ин­фантилизме? Позицию аргументируйте.

    Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

Вопросы для второй группы

    Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

    На каких принципах строится образование в нашем обще­стве? Считаете ли вы их справедливыми? 13

    Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

    Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

    Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

    Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

    Когда подростки начинают задумываться о трудовой дея­тельности?

    Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

    Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возмож­ностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

    Какие факторы нынешней социально-экономической си­туации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

    Какие льготы на производстве предусмотрены для несовер­шеннолетних?

    Легко ли быть молодым?

    Молодежная субкультура

Слово учителя

Итак, не так уж легко быть молодыми. Трудности социализа­ции связаны с тремя главными обстоятельствами:

ИКТ (2 слайд)

    несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

    несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;

    противоречием между усилившейся ориентацией на са­мостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную куль­турную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.

    Молодежная субкультура обладает:

    своим языком;

    особой модой;

    искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подро­стковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию суб­культуры?

- (Примерный ответ. Внутренне одиночество. По­требность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от 14 социальной действительности или неприятие ее.

Попробуем нарисовать основные черты молодежной суб­культуры.

Особый характер отношений

Стремление к обособлению от старших (неформальный стиль поведения)


Молодежная субкультура

Защита в безжалостном мире конкуренции и соперничества

Стремление найти понимание и эмоциональную поддержку


Власть над другими

Противостояние официальному обществу


Физминутка

В нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре:

    рок-движение (антибюрократизм, пацифизм, антитоталита­ризм);

    сфера досуга (музыка, спорт и т. д.);

    экологические движения;

    молодежные политические партии;

    молодежные группы, бросающие вызов общественному
    мнению (фанаты в футболе и хоккее);

Радикальные националистические движения - скинхеды.

Познакомьтесь с дополнительным материалом и докажите, что эмо-киды - представители молодежной субкультуры.

ИКТ(3 слайд)

Эмо-кид - кто это? Эмо - эмоции, кид - ребенок: буквальное объяс­нение на пальцах - каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его. Эмо-кид - человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо - так шутливо называли 15 часть новых вашингтонских групп, которые начали играть стран­ную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости. Эмо - это образ жизни и мышления человека. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:

    Толстые, выкрашенные в черный цвет сальные волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба.
    Таким же образом волосы срезают высоко над ушами... Фактиче­ски любые сальные, выкрашенные в черный цвет волосы. Кусками спереди, пейсами сзади и по ушам, плюс взлохмачены.

    Бакенбарды.

    Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

    Тяжелые слаксы (широкие брюки), обычно очень плотные и ко­роткие.

    «Стариковские» штаны из полиэстера.

    Тонкие кофты из полиэстера, очень маленького размера с верх­ним рядом пуговиц и воротником. Также майки детского размера со случайными лозунгами на них или со спортивными номерами на спине.

    Узкие майки с хеви-метал-дизайном («1гоп Ма1ёеп», «Ме1аШса», «Мойэгнеао1»). Желательно немного заношенные.

    Теннисная обувь.

  1. Классическая верхняя одежда для улицы, в виде пальто.

    Заколки для ребят.

    Тесные жакеты и свитера с у-образным вырезом. Свитера темных тонов с поперечной полосой.

    Штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза.

    Эмо-куртки из серии «рабочая одежда», выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно-синего цвета. Одна-две нашивки.

    Бумажники с цепью, но еще круче - большое кольцо для ключей(стиль швейцара).

    «Кенгурушки» с металлической застежкой-«молнией».

    Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

    Анорексичная худоба.

Эмо-стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает непо­вторимость, исключительность

Как вы думаете, почему в молодежной среде так развита преступность?

Что собой представляют молодежные криминальные груп­пировки?

Предлагаю обсудить роль средств массовой информации в возникновении и развитии молодежной культуры. Выска­жите свое мнение о влиянии СМИ на16 молодые умы - «за» и «против» Мнение аргументируйте.

III. Итог уроков

Разделитесь на группы.

Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

    «Яйца курицу не учат» («Родители»);

    «Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

    «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

    «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Моло­дежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

    изобразить схематично или с помощью рисунка портрет со­временного молодого человека в

    соответствии со взглядами,характерными для данной социальной группы («родители»,«учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

    подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в кото­ром указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

    нельзя однозначно судить о современной молодежи;

    молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

    проблема молодежи была актуальна во все времена;

    в жизни современных молодых людей много проблем, ко­торые требуют внимания и разрешения.

4. Домашнее задание

Выучите § 18, составить синквейн на тему «Современная мо­лодежь - какая она?».

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub - частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.


В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.



Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-


Стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения - преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению


Сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина - неприятие образа жизни родителей, ко­
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
цию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь - социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь - один из скрытых ресурсов общества

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключа­ется в следующем: стабильно ли значение молодежи в обще­стве? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слиш­ком старым для работы, и требуется только молодежь. Об­щества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в груп­пы и движения, которые влияют на ход событий... Пробле­ма состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их ис­пользования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скры­тых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мо­билизации которых зависит его жизнеспособность...


Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы моло­дежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые раз­виваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей мо­лодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспро­изведение и повторение. Такое общество сознательно прене­брегает жизненными духовными резервами молодежи, по­скольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меня­ющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господству­ющей в них социальной или политической философии, опи­раются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обще­ствами, добивающимися изменений с помощью реформ и ре­волюций. И в том и в другом случае это должна быть мо­лодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 454-455.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мнению автора, раз­личаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодеж­ных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и ре­форм выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привле­кая известные вам факты прошлого и современности.

  1. Почему молодежь стали рассматривать в качестве самостоятельной социальной группы лишь с переходом к индустриальному обществу?
  2. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
  3. Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?
  4. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
  5. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
  1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
  2. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?
  3. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
  4. Что свойственно неформальным молодежным объединениям?
  5. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид, что работает.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, которые, по ее словам, «только работают, а в свободное время «зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуацию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского показателя. В то же время в отдельных регионах молодые безработные составляют половину всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», приведенные в современных научных изданиях: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»; «Молодежь - социально -демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний возраст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20 лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места своих отцов. В конце ХХ - начале XXI в. у двадцатилетних оказывались в живых и работали не только оба родителя, но часто и бабушки, и дедушки. При этом научно-технический прогресс вел к сокращению числа рабочих мест. Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы конкурентные преимущества и недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Манхейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь - один из скрытых ресурсов общества Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы и движения, которые влияют на ход событий...

Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность...

Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений.

Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меняющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ и революций. И в том и в другом случае это должна быть молодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которые старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - с. 454-455.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как, по мнению автора, различаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи?
  2. Приведите примеры существовавших в разных странах молодежных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством.
  3. Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и реформ выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая известные вам факты прошлого и современности.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, образа жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть довольно замкнутый и автономная по отношению к господствующей культуры (от лат. Sub - частица, указывает на пребывание под чем-нибудь, у чего-либо) или противостоять ее фундаментальным ценностям - контр культ ура.

Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однороден, в ней оказываются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер межличностных отношений, которые складываются. Они более тонко подходят к выбору партнера для общения.

В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некоторое целое, которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточен скорее на дружбе и дружбы в группах сверстников, чем в семье. Потребность в общении со сверстниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к отделению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и управляемыми взрослыми общественными молодежными организациями).

Потребность в общении у каждого превращается в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежного направления. Кто-то надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой содержит в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто стремится ощутить власть над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и несходстве, особенности. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных. Пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри груши. Вместе с тем, именно сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только отделяют себя от общества, но и в определенных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в шестидесятых гг. XX в. Некоторые выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках "уйти" от него, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране время появления неформальных молодежных объединений стали восьмидесятые гг. XX в. Наиболее влиятельным направлением стал рок-движение, объединенное, кроме захватов определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: анти-бюрократизмом, пацифизмом, Антитоталитаризм. В 1987 прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных площадках,

Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т.д.). Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнений к нему. Иногда, однако, происходят и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например, между группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с поведением, которое отклоняется от норм.

Крайний и опасное проявление отклоняющегося поведения от норм, - преступность - тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде (вспомните, что вы знаете о поведении, которая отклоняется от норм. Какие причины преступности В чем заключаются главные направления борьбы с ней?). Молодежные криминальные группировки отличает жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино отмечают не только подростки, но и молодежь. Проиллюстрируем это на следующем примере. В 1993 гг. В США был показан фильм "Программа". В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственной мужественности лежал на разделительной полосе оживленной шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тоже самое. Последствия оказались трагическими: оба были задавлены насмерть водителями, которые не заметили.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:

Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;

Включение в различные группы сверстников;

Своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;

Это скорее культура досуга, чем работа.

Основные понятия

Молодежь как социальная группа.

Тинейджеры. Инфантилизм. Субкультура. Контркультура.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные психологические особенности юношеского возраста?

2. Каких прав и обязанностей приобретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?

3. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?

4. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

5. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

6. В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?

7. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?

8. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

9. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры.

10. Что свойственно неформальным молодежным объединениям?

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Объясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из семьи. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, что, по ее словам, "только работают, а в свободное время" зависают "у телевизора". Прокомментируйте эту ситуацию.

3. С какими из следующих характеристик молодежной культуры вы согласны? Почему? Молодежная культура это:

Поиск возбуждения, автономии и индивидуальности;

Стремление создавать новое, а не просто принимать имеется;

Особая одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески.

4. Один исследователь так писал о подростковых неформальные группы: "Собираясь в группу, чувствуя в ней безнаказанность... умственно незрелые из-за возраста подростки повторяют историю варваров, разрушали все, что превышало их понимание и эстетический уровень. В них бушует агрессивный инстинкт" .

Согласны ли вы с такими оценками? Присуща какая-либо из указанных черт молодежным неформальным группам?

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи