Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека. Глобальные пробюлемы современности

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЮЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

I. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения , подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами , с другим человеком , с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности .

С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы к заданиям темы « Глобальные проблемы современности»

Часть 1


1 - 1
3 – 3
5 – 2
7 – 4
9 – 1
Часть 3

  1. С1 – С4
С1.

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».


  1. «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится…как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

  2. «свобода понимается как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

  3. «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
С3 . Гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм по следующим причинам:

  1. установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды;

  2. необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества;

  3. существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество;

  4. установка господства распространилась и на отношения человека к себе подобным, общественным интересам.
С4 . Отношения людей «с тем, что находится вне человека»:

  1. «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

  2. «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

  3. «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

  4. «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

  5. «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

  1. С1 – С4
С1 . Автором выделены следующие проблемы:

Ограниченность ресурсов;

Проблема «Север – Юг»;

Демографическая;

Последствия НТР.

С2 . Предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете);

Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

С3 . Примеры, подтверждающие утверждение автора:

Коммунистические идеологии;

Идеология Просвещения;

Иллюзия всемогущества науки и возможность её победы над голодом и болезнями.

С4 . Преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами в ближайшее время вряд ли возможно , так как этому препятствует следующее:

Ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

Малая доля участия в мировом разделении труда;

Рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

С5 (1). Основные глобальные проблемы современности:

Экологическая;

Демографическая;

Проблема «Север – Юг».

С6 (1). Примеры взаимосвязи глобальных проблем современности:

Угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны переводить вредные, экологически опасные производства в страны третьего мира, что обостряет проблему «Север – Юг»;

Угроза международного терроризма в современных условиях тесно связана с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает отставание от развитых в экономическом отношении стран.

С6 (2). Примеры, раскрывающие глобальный характер экологических проблем современного мира:

Потепление климата приводит к таянию полярных льдов и к повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т.е. ставится под угрозу среда существования человечества;

От загрязнения почв, атмосферы и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран континентов;

Исчезновение отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

39. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следуетотнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. В наше время глобальные проблемы: с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств; а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства. Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы около 400 тысяч лет назад, которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова. Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одной из важнейших причин исчезновения этого вида животных. Начавшийся около 12 тысяч лет назад переход от присваивающего характера хозяйствования к производящему, связанный, прежде всего с развитием земледелия, также приводил к весьма существенным негативным воздействиям на окружающую природу. Технология земледелия в те времена заключалась в следующем: на определенном участке выжигался лес, затем проводилась элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок. Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча полезных ископаемых. веках до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции серебряно - свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове. Существенные изменения в природных ландшафтах вызвало строительство городов, которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад, и конечно, значительной нагрузкой на природу сопровождалось развитие промышленности. Но хотя эти воздействия человека на окружающую среду приобретали все большие масштабы, тем не менее, вплоть до второй половины века они имели локальный характер.

Понятие культура. Духовная культура личности и общества и ее значение в общественной жизни.

40. Под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Культура является предметом изучения культурологии. Культура - это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Перефразируя Гегеля, писавшего об искусстве, можно сказать, что культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Она - вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Её величественное здание возвышалось веками. Её развитие связано с поступательным движением цивилизации. Слово культура Н.К. Рерих расшифровал как почитание света культ - почитание, ур - свет. В традиционном понимании слово культура от лат. Culture первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. возделывание человека. Уже у Цицерона появляется термин культура в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости. Слово культура употребляется по самым различным причинам и поводам. Восхищённые талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения; картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В общем и целом культура - настоящий букет характеристик, сложенная дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых различных точек отсчёта. Культура - это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно. Культуру можно представить себе как огромную лабораторию, в которой создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён. Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура - синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет, озаряющий его дорогу. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями. Сегодня взгляд на культуру - широкий, пространственный.
41. Многообразие культур, и их особенности, взаимодействие и взаимосвязь
Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна культура. Столько разногласий, конфликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире. Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, ты волей-неволей выявляешь нечто новое для себя, примеряешься, приглядываешься к тем удобствам, преимуществам, которые обнаруживаешь в нормах, традициях, способах деятельности, принятых у представителей другой культуры. Такое сравнение будит мысль, подвигает к изменениям, улучшениям. Точнее поэтому сказать, что жить в однообразном в культурном отношении мире не только скучно, но и нежелательно, даже опасно. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации - это для социолога важное основание для предупреждения: есть свидетельство неспособности данной системы к развитию, налицо признаки застоя.
Чем богаче многообразие культур, тем выше вероятность, что человеку удастся подобрать нужный вариант ответа на вызовы истории. Богаче арсенал идей, представлений, норм, способов деятельности, культурных предложений, которые могут быть использованы. В этом отношении внутреннее многообразие всегда признак развитой адаптационной способности, способности к развитию той или иной системы. Безразлично, идет ли речь о человечестве в целом или об отдельном обществе. Вместе с тем, нельзя и абсолютизировать принцип дифференциации, внутреннего многообразия. Оно не должно зайти настолько далеко, чтобы ставить под угрозу сохранения целостности системы.
Философский анализ культуры не может обойти такой аспект взаимосвязи культуры и общества - вопрос о многообразии мировой культуры, присутствии в ней разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических различий. Следуя диалектико-материалистической методологии, источник этих различий надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур. В докапиталистических обществах многообразие культур складывалось в условиях относительной обособленности различных регионов планеты. Такое их сосуществование продолжалось и в период генезиса капитализма, формирования современных наций. Но в процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. И хотя диалог культур происходил уже в глубокой древности, по мере того как история становилась всемирной, возможности взаимовлияния культур неизмеримо возрастали.
Выработанное в ходе историко-культурного развития разнообразие форм деятельности, мышления, видения мира все в большей степени включалось в общий процесс развития мировой культуры.
Вместе с тем имеют глубокие корни и различия культур, отражающие особенности бытия той или иной социально-исторической или этнической общности в их целостности и внутренней взаимосвязи с природной и социальной средой. Сложившись, культура каждой общности сама становится активно действующей исторической силой. Поэтому особенности культуры сказываются на конкретной истории народа, его социальном развитии.
Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры, а следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые, менее распространенные и сильные культуры. Но именно неповторимость национальных, региональных особенностей той или иной культуры ставит ее на соизмеримый с другими уровень.
Будучи важнейшим фактором развития мировой культуры, межкультурное взаимодействие обладает некоторой самостоятельностью, но все-таки оно является частицей общественно-исторического процесса и зависит от общественных отношений. Так, в период своей колониальной экспансии капитализм либо консервирует, либо подавляет, а иногда и просто уничтожает культуру порабощаемых им народностей, насильственно насаждая свою культуру. Перенося на социальную и культурную почву колониальных и зависимых стран машинную технику и товарное производство и разлагая тем самым традиционные социальные структуры, связанную с ними культуру, он осуществлял миссию, которую К.Маркс назвал цивилизующей функцией капитала. Но вместе с тем капитализм тормозил, а иногда и необратимо разрушал само
Наука в современном мире. Значимость труда ученого.

42.Наука и техника придали беспрецедентный динамизм, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей. Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность Земли, всю биосферу, человек создал вторую природу - искусственную, которая для его жизни стала значимой не менее первой. В. Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, которая преобразовала всю поверхность Земли и существенно повлияла на биосферу. Вторая природа встала в резко конкурентные отношения с естественной природой планеты. Для сегодняшней эпохи характерна любознательность человека в познании природы, которая часто противоречит нравственности. Все достижения материальной и духовной культуры вместе с людьми - ее носителями - составляют человеческую цивилизацию. Современный уровень развития цивилизации достигнут в результате развития науки.

Ученые же по большей части разобщены, одни из них работают в секретных и недоступных лабораториях, другие занимаются сложными вычислениями и доказательствами, все они пользуются языком, понятным только их коллегам. Вместе с тем на смену представления о том, что открытие, так или иначе, было бы совершено, независимо от личностного вклада конкретного ученого, приходит ясное понимание того, что за теорией стоит личность определенного ученого, философа или мыслителя.

Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

43.Свобода- способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий. Вопрос о свободе является одним из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости, отчуждения, ответственности. Взаимоопределения этих понятий и соответствующие схемы людского поведения изменяются от эпохи к эпохе, они специфичны для различных культурных систем. Для человека родоплеменного общества быть свободным означает принадлежать роду, племени, быть своим. Стать изгоем означало верную смерть; свободы от рода не мыслилось. Для человека индустриального общества, напротив, свобода носит, прежде всего, экономический и юридический смысл как свобода распоряжаться своими деятельностными силами, своей личностью, владеть средствами производства и обладать возможностью их создания. В ХХ веке в связи с тем, что люди вынуждены взаимодействовать в условиях многомерного социального бытия, свобода становится способностью человека к поведению, соразмеряющему самостоятельность индивида с действием разнообразных социальных, культурных, технологических форм, с умением осваивать и контролировать их воспроизводство. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник - стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны. Цель работы - изучение ответственности ученых за судьбы мира. В ходе работы решались следующие задачи: определить ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения; изучить степень ответственности ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования.

В современном мире в
результате природных
причин и активной
преобразовательной
деятельности
человека сложился
значительный
комплекс проблем
безопасности:
взаимосвязанных
угроз безопасности
личности,
общества,
государства и
мирового сообщества.
Человечество в конце XX в.
вступило в новую эпоху своего
развития.
Это время характеризуется
бурным ростом
информационных связей,
экономической интеграцией,
глобализацией социальных
процессов,
взаимопроникновением
национальных культур,
Падением духовного уровня
людей и норм поведения, а
также
рядом других признаков, но
прежде всего появлением
глобальных угроз, созданных
самим человеком и его
деятельностью.

В.И. Вернадский и его учение о ноосфере

Неизбежность наступления
принципиально новой эпохи
развития человечества была
предсказана В.И. Вернадским в
его учении о ноосфере, созданном
ещё в первой половине XX в.
В.И. Вернадский предвидел
возникновение проблем между
деятельностью человека и
состоянием среды его обитания.
Развитие последующих событий в
жизни Земли с середины ХХ в.
показало, что главные положения
учения В.И. Вернадского
оказались справедливыми.
Наблюдая за развитием
прогресса, его преобразующим
воздействием на окружающую
среду,
Вернадский предположил, что от
локальных (местных)
преобразующих воздействий на
условия обитания человечество
постепенно перейдёт к такой
жизнедеятельности, которая
начнёт влиять на эволюционные
процессы биосферы в глобальных
геологических масштабах.

Биосфера исторически развивается и
прошла следующие этапы эволюции.
I этап. Возникновение биосферы с ее
биотическим круговоротом.
II этап.
Усложнение циклической
структуры жизни в результате появления
многоклеточных организмов.
III этап. Возникновение человека и
общества.
IV этап. Превращение биосферы в сферу
разума - ноосферу.
На I и II этапах осуществляется
биогенез,
на III и IV совершается переход от биогенеза,
управляемого стихийными биологическими
факторами,
к
эволюции,
управляемой
человеческим сознанием, т.е. ноогенезу.

НООСФЕРА
- это новое состояние биосферы, при котором разумная
деятельность человека становится определяющим фактором ее развития.
Понятие "ноосфера" введено Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом в
1927 г. После знакомства с В.И.Вернадским, который в 1922-23 гг. читал свои
лекции в Сорбоне и высказывал мысль о качественно новом состоянии
биосферы, связанное с разумной деятельностью человека.
Представления Владимира Ивановича об этом феномене и послужили,
после некоторого переосмысления, основой для создания французскими
учеными понятия "ноосфера".
Сам В.И.Вернадский стал использовать этот термин лишь к концу жизни,
однако вся его научная деятельность была направлена на изучение данного
феномена.
Понятие "ноосфера" употребляется В.И.Вернадским как:
а) состояние планеты,
когда
человек становится преобразующей
геологической силой;
б) область активного проявления научной мысли и
в) главный фактор качественной перестройки биосферы.

Ноосфера представляет
собой область взаимодействия
человека и природы, в пределах
которой разумная человеческая
деятельность становится основным
определяющим фактором
развития.
Это высшая стадия развития
биосферы, связанная с коренным
преобразованием как природы, так и
самого человека, т.е. ноосфера
представляет собой не выделенный
над биосферой "мыслящий пласт", а
качественно новое состояние самой
биосферы, ее очередную
трансформацию в ходе эволюции.
Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и
существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность
человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех
происходящих процессов и обязательно сочетаться с "интересами" природы и,
во-вторых, решится задача овладения методами управления развитием
биосферы и создания необходимых для этого средств.

Структура ноосферы включает:
1. человечество,
2. социальные системы,
3. науку, технику и технологии в
единстве с биосферой.
Учение о ноосфере открывает для нас перспективы
для дальнейшего совершенства и развития науки
по пути достижения более развитого гармоничного
мира.

Вернадский предполагал и верил, что
переход человечества в ноосферу
будет вестись предусмотрительно, без
ущерба людям и природе.
«Вопрос о плановой, единообразной
деятельности для овладения
природой и правильного
распределения богатств, связанный с
сознанием единства и равенства всех
людей, единства ноосферы, стал на
очередь дня», - писал он.
Биосфера неизбежно должна будет
превратиться в ноосферу, т.е. сферу
господства Разума человека (ноо -
разум, лат.). Разум и
жизнедеятельность людей будут
«направлять» дальнейший ход
эволюции всего живого на Земле.
В эпохе ноосферы люди должны
принять на себя ответственность за
результаты своей деятельности, за её
безопасность для человека, за судьбу
всей биосферы.
Таким образом, эпоха ноосферы, по
Вернадскому, будет характеризоваться
двумя главными особенностями:
1. технологиями планетарных
масштабов и
2.подчинением деятельности
человечества его обобщённому разуму.
Разумность действий человеческого
общества чрезвычайно важна. Ведь
применение новых мощных технологий,
как и необдуманное применение
привычных технологий, может привести к
непоправимой ошибке и необратимой
катастрофе.
События последних лет показывают, что
человечество находится на грани
экологической катастрофы. Поэтому
главной особенностью новой,
постиндустриальной эпохи должен быть
приоритет безопасности
жизнедеятельности человека.

Безопасность всего общества
людей может быть обеспечена
только новым мировоззрением
- глубоким пониманием каждым из нас
своей роли и ответственности в этой жизни,
соответствующим образом жизни и
рациональной безопасной направленностью
деятельности людей.
Созданная человеком и существующая
техносфера -рукотворная комфортная среда
обитания человека -повлекла за собой ряд
серьёзнейших проблем, связанных с
безопасностью человека.
Становятся реальными опасности
исчерпания природных ресурсов, служащих
основой современных технологий.
Возрастает вероятность экологических
чрезвычайных ситуаций от загрязнения
окружающей среды отходами
жизнедеятельности и т.п.
Одна из самых главных проблем, которую
уже осознало общество -глобальная
демографическая проблема.
Ускорение прогресса повлекло за собой рост
численности населения земного шара.
Возникло противоречие между
ростом населения и
ограниченностью ресурсов
планеты: пресной питьевой воды,
плодородием почв и
следовательно обеспеченностью
пищевых ресурсов.
На возможность появления
демографической проблемы
обратил внимание на рубеже
XVIII-XIX вв. английский
учёный Т. Мальтус. Согласно его
теоретическим построениям
количество людей на Земле растёт
по закону геометрической
прогрессии, а производство
продуктов питания - по закону
арифметической прогрессии.
Балансом численности населения
и продуктов питания, по его
мнению, служат голод и войны.

В настоящее время вопрос о «демографическом
взрыве», о пределах роста численности населения
планеты, находится в центре обсуждений многих
учёных.
Прогнозы свидетельствуют о том, что численность
жителей Земли может удваиваться
через каждые 35- 40 лет.
ООН приняла решение считать семимиллиардным
человеком на Земле Даницу Мэй Камачо, родившуюся
на Филиппинах 31 октября 2011 г.
Возникает вопрос: «За счёт чего должен прекратиться
рост общего количества людей на Земле?» Это
произойдет за счёт голода, войн, эпидемий или
человечество найдёт другой выход из создавшейся
ситуации?
Или природа сама решит этот вопрос?

экзопланеты

Первые экзопланеты были
обнаружены в конце 1980-х
годов.
Сейчас такие планеты стали
открывать благодаря
усовершенствованным
научным методам, зачастую
на пределе их возможностей.
На 23 ноября 2015 года
достоверно подтверждено
существование 1995
экзопланет в
1264 планетных системах, из
которых в 495 имеется более
одной планеты.
экзопланеты
Следует отметить, что количество надёжных кандидатов в экзопланеты
значительно больше. Так, по проекту «Кеплер» на январь 2015 года числилось
ещё 4175 надёжных кандидатов, однако для получения ими статуса
подтверждённых планет требуется их повторная регистрация с помощью
наземных телескопов.

ВОПРОСЫ

При подготовке к ответам используйте дополнительные
источники информации, а также знания,
полученные при изучении других дисциплин.
1. Перечислить современные глобальные проблемы
человечества.
1. Что такое биосфера? Каковы её планетарные
функции?
2. Что такое техносфера? Когда она появилась, и
как она влияет на жизнь людей и живые организмы Земли?
3. Что такое ноосфера? Условия становления развитой
ноосферы.
4. Сделайте собственный прогноз, ответив на вопрос:
«Если на Земле сформируется ноосфера, как будет проходить
эволюция всего живого на Земле?»

1.9 Глобальные проблемы человечества.

Понятие «глобальные проблемы», их специфика;

характеристики и проявления конкретных глобальных проблем.

Сущность, особенности, причины возникновения.

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества.

Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям:

Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания). Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»). Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом). Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды , чистого воздуха, запасов минеральных веществ). Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете). Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне). Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей.

Классификация глобальных проблем, проведенная на основе многолетних исследований, помогает лучше понять существо глобальных проблем и наметить пути их решения. Все глобальные проблемы можно разделить на три группы.

1) Интерсоциальные проблемы , связанные с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т. д. Длительное время в центре интерсоциальных проблем находилось противостояние двух общественно-экономических систем, двух идеологий: капиталистической и коммунистической. Сегодня это противостояние ушло в прошлое, однако, не снизилась острота интерсоциальных проблем – изменился их характер:

    на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов, расползание которых может повлечь всеобщую военную катастрофу. По данным Международного института исследований проблем мира, только за последние 10 лет ХХ в. произошло 120 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и унесли жизни почти 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратились в беженцев. Наибольшее число горячих точек в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 20, в Африке – 16, в Европе – 5, на Ближнем Востоке – 3, в Южной Америке -2. Две трети нынешних конфликтов тянутся уже более 5 лет, а остальные – более 20 лет; обострилась проблема установления справедливого экономического порядка, т. к. существует резкое различие между странами по уровню общественно-экономического развития, а, следовательно, и уровня благосостояния населения. С одной стороны, небольшая группа развитых стран, с другой – большое число экономически отсталых государств, в которых качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов, что порождает большое число экологических проблем. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты: около 5 млрд. из 6 млрд. всего населения планеты. Россия относится к числу отсталых стран, и перед ней стоят те же проблемы, что и перед остальными. Решение этих проблем и достижение реального успеха возможно в случае мобилизации внутренних резервов и изменения системы международных экономических отношений.

2) Проблемы, связанные с взаимодействием общества и природы , можно разделить на несколько групп.

1. Под экологическими проблемами понимаются меры против загрязнения окружающей среды .

Они охватывают охрану водного и воздушного бассейна, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности:

    ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предполагает ограничение развития производства и соответственного потребления; стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Этот уровень не должен превышать критического уровня загрязнения и должен обеспечивать возможность обмена веществ между обществом и природой, не отражающегося отрицательно на состоянии окружающей природной среды; стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества.

Перечисленные стратегии могут использоваться одновременно, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Стратегии оптимизации и замкнутых циклов зависят от технологического совершенства производственного процесса. Ограничительная стратегия же не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки.

2. Проблемы ресурсов , таких как воздух, вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетических и сырьевых ресурсов. Например, проблема водных ресурсов считается наиболее острой в мире. Пресная вода составляет небольшую часть водного бассейна Земли – 2,5 – 3%. При этом наибольшая ее часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами ископаемого топлива, такими, как нефть, уголь, газ, горючие сланцы. Сырьевые ресурсы – это, прежде всего минеральное сырье, содержащее необходимые для промышленного производства компоненты. Сегодня нет достаточно точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако вполне очевидно, что запасы их исчерпаемы и невозобновимы.

3. Проблемы космического пространства и Мирового океана.

3) Проблемы, непосредственно связанные с человеком , его индивидуальным бытием , с системой «индивид – общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Эта группа проблем включает в себя проблемы здравоохранения, образования, контроля за численностью народонаселения, развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития личности.

Говоря о причинах появления глобальных проблем, ученые выделяют главную - духовно-нравственную, а она уже порождает проблемы экономические, политические и др. Такой духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало предпосылки для удовлетворения потребностей населения и в определенной степени освободило его от полной зависимости от тех или иных вещей. Таким образом, человек попадает в бесконечный круг, становится пленником собственных желаний и навязчивых идей. Глобальные проблемы тесно связаны между собой, и решать их необходимо комплексно.

Основные направления решения глобальных проблем.

Одно из наиболее популярных направлений - привить людям новые нравственно-этические ценности. В одном из докладов Римскому клубу были сформулированы основные принципы новой этики.

Развитие всемирного (планетарного) сознания, благодаря которому человек осознает себя членом мирового сообщества. Формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов. Развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии с ней, а не на ее подчинении. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

В то же время воспитание человека на принципах гуманизма и новой этики нельзя считать достаточным условием решения глобальных проблем. Важны соответствующие экономические и политические усилия, в частности:

    четкая международная система прогнозирования; концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией); всеобъемлющее изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем; вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень; наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. (Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для прогнозирования и принятия решений.)

Тесты ЕГЭ по теме: «Глобальные проблемы человечества».

Часть А.

А1. Укажите в нижеприведенном списке ту позицию, которую можно рассматривать в рамках глобальной проблемы разрыва между развивающимися и развитыми странами:

1) рост задолженности стран третьего мира Западу;

2) уничтожение лесов Африки и Амазонии;

3) сокращение запасов нефти и газа в развивающихся странах;

4) создание большого числа вредных производств развитыми странами.

А2. К экологическим проблемам относится:

1) опасность распространения ядерного оружия;

2) охрана здоровья;

3) борьба с международным терроризмом;

4) исчезновение многих видов животных и растений.

А3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.

Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик современного мира.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А5.

1) сохранение в ряде стран недемократических режимов;

2) влияние на политические процессы традиционных религий;

3) разрыв в уровне развития между «золотым миллиардом» (ведущими странами) и бедными странами;

4) резкое падение курса доллара по отношению к другим валютам.

А6. К глобальным проблемам современного мира относятся:

1) сохранение в ряде стран антидемократических режимов;

2) падение курса акций на фондовых биржах;

3) локальные войны, сохранение «горячих точек» в ряде регионов мира;

4) падение цен на нефть на мировом рынке.

А7. Верны ли суждения?

А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А8. Верны ли суждения?

А. Причина глобальных проблем заключается в невиданном расцвете производительных сил, в результате которого техногенная нагрузка на Землю резко возросла.

Б. Причина глобальных проблем состоит в том, что человек оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные результаты технического влияния.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А9. К глобальным проблемам современности относятся:

1) взаимодействие России и Запада;

2) освоение недр в странах Востока и Латинской Америки;

3) освоение мирового океана и космического пространства;

4) борьба с инфекционными болезнями.

А10. К глобальным проблемам современности относится:

2) проблема обеспечения промышленности сырьем;

3) проблема развития торговых связей;

4) проблема развития стран СНГ.

А11. К глобальным экологическим проблемам относится:

1) бедность некоторых регионов планеты;

2) угроза ядерной войны;

3) сокращение разнообразия биологических видов;

4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения.

А12. Демографическую проблему, как глобальную проблему характеризуют:

1) большая плотность населения в Западной Европе;

2) высокая рождаемость в государствах Востока;

4) низкий уровень доходов.

А13. К глобальным проблемам современного мира относится:

1) возникновение новых межгосударственных объединений;

2) завершение промышленного переворота;

3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты;

4) интенсивное развитие науки.

Часть В.

В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Истощение плодородного слоя почвы;

2) истощение запасов пресной воды;

3) спад производства;

4) увеличение задолженности развивающихся стран развитым;

5) кризис финансовой системы;

6) проблема войны и мира.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Часть С.

С1. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Прочитайте текст и выполните задания С2 – С5.

«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу…

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем все наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь…судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом».

(А. Печчеи)

С2. Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две-три проблемы.

С3. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем все наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

С5. Возможно ли, на ваш взгляд, в ближайшем будущем преодоление контраста между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.

Ответы к тестам ЕГЭ по теме:

«Глобальные проблемы человечества».

Часть А.

Часть В.

В1. 1246

Часть С.

Баллы

Могут быть приведены следующие примеры:

1) значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны третьего мира, некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);

2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война;

3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Приведены три примера, показывающие взаимосвязь двух глобальных проблем

Приведены два примера, примера, показывающие взаимосвязь двух глобальных проблем

Приведен один пример, примера, показывающий взаимосвязь двух глобальных проблем

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2) демографическая;

3) неравномерность развития (проблема «Севера и Юга»);

4) последствия НТР.

Приведены три проблемы

Приведены две проблемы

Указана одна проблема или ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть сделаны предположения, например:

1) Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете).

2) Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

Могут быть сделаны другие предположения.

Правильно указаны две позиции

Правильно указана одна позиция

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны, например:

1) коммунистические утопии;

2) идеология Просвещения;

3) иллюзия всемогущества науки и возможность ее победы над голодом и болезнями.

Могут быть приведены и другие примеры.

Правильно приведены три примера

Правильно приведены два примера

Правильно приведен один пример

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Дан отрицательный ответ и приведены аргументы , интерпретирующие глубину отставания «бедных» стран от развитых, например:

1) ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

2) малая доля участия в мировом разделении труда;

3) рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

Могут быть приведены другие аргументы.

Приведены три позиции

Приведены две позиции

Приведена одна позиция

Ответ неправильный

Максимальный балл

13 и менее – «2»

14 – 18 – «3»

19 – 23 – «4»

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи