Правовые основы товарного рынка в российской федерации. Правовое регулирование товарных рынков Прав урегулирование деятельности рынка и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, субъекты и источники правового регулирования приемки товаров. Условие о приемке товара в гражданско-правовых договорах и в отдельных видах обязательств, правила оформления актов приемки. Порядок выдачи и приемки груза от транспортных организаций.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

    Рассмотрение понятия и значения основных правовых категорий, касающихся приемки товаров, таких как товар, приемка, субъекты приемки, источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества. Порядок проведения экспертизы качества товаров.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Изучение классификации товаров и товарораспорядительных документов как объектов коммерческого права. Исследование средств индивидуализации товаров. Государственное регулирование в области защиты прав потребителей. Обзор особенностей банковских договоров.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2012

    Понятие, виды и инфраструктура товарного рынка. Участники розничного рынка электроэнергии. Универсальные и специализированные биржи, их основные функции. Право продажи электрической энергии (мощности). Энергосбытовые и энергоснабжающие организации.

    презентация , добавлен 22.09.2016

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Понятие и характеристика товарного рынка, а также правовая основа конкуренции между субъектами предпринимательства. Описание недобросовестной конкуренции и правовая защита от нее. Регулирование естественных монополий, этапы развития законодательства.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2016

    Анализ сущности и понятия товарного знака, особенностей правового регулирования его использования в Российской Федерации. Характеристика применения судами законодательства при рассмотрении споров, связанных с незаконным использованием товарных знаков.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2012

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

По мере развития рыночной экономики, реального осуществления экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг, свободы ценообразования и других возможностей, инициирующих торговую деятельность, все большая роль отводится государственному регулированию торговой деятельности. При этом государство устанавливает правила экономического поведения и не осуществляет непосредственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Среди основных направлений государственной политики в этой области можно выделить: поддержание предпринимательства и формирование конкурентной среды, снятие излишних административных ограничений, нормативно-правовая регламентация торговой деятельности, обеспечение поставок для государственных нужд, контроль за торговлей, защита прав потребителей.

Товарный рынок – это сфера обмена товарами между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. Основной целью товарного рынка является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Правовое регулирование товарного рынка осуществляется на основе Конституции РФ, федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые определяют системные задачи по созданию конкурентной среды и выходу на рынок новых предпринимателей.

Особое место в структуре товарного рынка России занимают организации оптовой торговли, к которым относятся оптово-розничные объединения, посреднические организации и специализированные организации – оптовые рынки, ярмарки, биржи. Анализ действующего законодательства позволяет установить, что оптовая торговля включает деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Оптовой торговлей могут заниматься любые предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.

В отличие от розничной торговли, правила которой регулируются многочисленными нормативными актами, оптовая торговля в основном регламентируется ГК РФ. Помимо нормативно-правовых актов федерального уровня данная сфера деятельности регулируется и на уровне субъектов федерации.

Самостоятельное место в системе правовых форм организации товарного рынка занимают договорные формы реализации товаров, работ и услуг, к которым действующее законодательство относит: куплю-продажу, поставку для государственных нужд, контрактацию, энергоснабжение. Единственной договорной формой реализации товаров оптом является договор поставки

Предыдущая

ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Структура товарного рынка

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:

1) изготовители товара;

2) оптовые торговые и иные посреднические организации;

3) организации розничной торговли;

4) потребители.

Изготовитель товара – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).

Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами. Виды оптовой торговли:

1) по месту исполнения – в местах оптовых продаж, в торговом заведении;

2) по времени передачи товара – по предварительным заказам, с немедленной передачей товара;

3) по сроку оплаты товара – с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;

4) по обязанности доставки товара – с доставкой, без доставки.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота. Виды розничной торговли:

1) продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;

2) продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по каталогу или по описанию;

3) продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о продавце, продукции и действиях, которые необходимо совершить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;

4) продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, которые тем или иным образом касаются развития товарного рынка в России:

2) ФЗ «О защите конкуренции»;

Продолжается процесс совершенствования технического регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по развитию товарного рынка пришелся на 2002–2004 гг.

контрольная работа

2. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг). Понятие товарного рынка, его функционирование

Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Ст. 18 ГК РФ гласит, что граждане Российской Федерации могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. Это право гражданина может быть ограничено только на основании соответствующего федерального закона.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий способен реализовать это право.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:

* правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);

* дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их -- ст. 21 ГК РФ);

* иметь местожительство (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно) Гражданский кодекс РФ. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /под ред. О. М. Козарь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. - М.: Спарк, 2004. .

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу. По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста).

Особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, заключаются в следующем.

Этот статус гражданин приобретает в результате его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации его хозяйства. При этом особой регистрации владельца хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения.

Предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку по действующему законодательству (ст. 401 ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины. Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.).

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, по решению суда может быть признан несостоятельным (банкротом).

Предприниматель (индивидуальный) может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не запрещено совмещать с предпринимательством. В отличие от юридических лиц имущество индивидуальных предпринимателей, составляющее объекты коммерческой деятельности, может переходить по наследству и по завещанию. Что касается права заниматься предпринимательской деятельностью, то оно по наследству не передается.

Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения -- лицензии, которая является официальным документом, дающим право на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока.

Товарный рынок - сфера товарного обмена. Российский товарный рынок представляет собой совокупность отношений по перераспределению материальных ценностей. Правовые условия конкуренции на товарном рынке определены Конституцией, Гражданским Кодексом, Федеральными законами "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. С. 231. .

Правовое регулирование секторов российского товарного рынка отличается неоднородностью и различным уровнем регламентации. В соответствии с Конституцией России, гражданским, административным, финансовым законодательством урегулированы отдельные вопросы организации и функционирования товарного рынка. Однако фактически регламентированы преимущественно функции различных органов и институтов в соответствующей сфере.

Внедоговорные обязательства

компенсация морального вреда (4). Если общим вопросам регулирования деликтной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, в действующем законодательстве уделено значительное место, то норм...

Возмещения вреда вследствие недостатков товаров, работ или услуг

Защита прав потребителей

Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил...

Защита прав потребителей

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга), при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потреби теля...

Особенности рассмотрения различных категорий гражданских дел

1. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных...

Пенсии: общая характеристика. Законодательство РФ о защите прав потребителей

Центральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации...

Правовое обеспечение качества и безопасности продукции

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям для выпуска продукции и оказания услуг высокого качества являлось постоянной заботой государства. При этом методы и способы...

Правовое регулирование договора купли-продажи

Источники правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам относят международные договоры, отечественное законодательство, обычаи...

Правовое регулирование поставки для государственных (муниципальных) нужд

Правовое регулирование процедуры заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд...

Предпринимательское право

С принятием и вступлением в силу нового Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" выяснилось...

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Регулирование качества продукции

Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей...

Учет и контроль организации закупок товаров (работ, услуг) для нужд подразделений ОВД

Исследование для написания диплома проводилось в бухгалтерии МО МВД РФ «Заподнодвинский». Глава 1.Теоретические основы проведения государственного заказа в ОВД §1...

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи