Чкаловская авиабаза станет авиационной дивизией особого назначения. На чкаловский аэродром придут изменения Авиадивизия особого назначения

Дивизия выполняла задания Ставки Верховного Главнокомандования и командования ВВС КА по перевозке руководителей партии, правительства и Красной Армии, по перебазированию частей и соединений ВВС, по выброске парашютных десантов, и парашютистов в глубокий тыл противника, по доставке боеприпасов партизанам, перевозке грузов различного назначения.

За период войны дивизией произведено 111048 самолетовылетов, среди которых 3408 особо важных. Перевезено членов Правительства, маршалов, генералов, офицеров и др. пассажиров 404362 человека и 34019 тонн груза.

В декабре 1943 г. произведен перелет со Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берия на Тегеранскую конференцию.

В числе пассажиров дивизии были также такие видные деятели Партии, Правительства и Армии, как Маленков, Булганин, Жуков, Василевский, Шапошников, Буденный, Тимошенко, Новиков, Воронов и др.

28.07.44 г. произведен перелет с Польским Комитетом Национального Освобождения.

В январе-феврале 1945 г. группа экипажей дивизии выполняла задание Правительства в связи с проходившей Крымской конференцией.

В апреле-мае 1945 г. группа самолетов дивизии совершила перелет из Москвы в Сан-Франциско с делегатами конференции Объединенных Наций.

Состав дивизии

Подразделение Период Примечание
1 тап ОН
2 тап ОН
3 тап ОН

В географическом словаре "Все Подмосковьеu, изданном в 1967г., написано: "Чкаловский, бывший рабочий поселок у одноименной станции на железнодорожной ветке Мытищи -Монино. Включен в городскую черту г. Щелково 8 августа 1959 г. Образован в 1959 г. Привлекательность поселку придает его положение в лесистой местности. Поселок хорошо озеленен, имеет высокий уровень благоустройства и правильную планировку. Численность населения в 1939 году - 2800 жителей, в 1959 г. - 12 500 жителей".
Чкаловский назван поселком, что предусматривает наличие поселкового совета, но его в Чкаловском никогда не было. Отсутствовал поссовет и на территории, прилегающей к заводу ЖБК (ранее занимавшемуся обработкой мрамора, за что получил в народе название "мраморный"), и на территории радиоцентра №5. Все население Чкаловского -и военное, и гражданское, да и отделение милиции - приписано к Свердловскому сельсовету.
История мест, прилегающих к посёлку Чкаловский, уходит далеко в прошлое. Старожилы рассказывали, что окрестные земли принадлежали помещикам, владевшим деревнями Хотьково, Жеребцы, Никифорово. До Москвы 40 км, рядом большой Ногинский тракт, где разбойники терроризировали население. Казаки, несущие службу вдоль Ногинского тракта, не только не боролись с грабежами, но и сами их организовывали. В лесу, неподалеку от дороги, у казаков было своеобразное убежище, где они переодевались перед тем, как учинить грабеж на большой дороге, здесь же возвращали себе вид "блюстителей порядка", когда ограбленные взывали о помощи.
В 1920-х годах развернулось строительство радиостанции второй по мощности в СССР, названной впоследствии именем ВЦСПС. В эти же годы построили железнодорожную ветку, соединившую Щёлково и Монино. Так вблизи строительной площадки радиоцентра появилась железнодорожная станция Томская, названная так в честь профсоюзного вождя Томского. Почти одновременно рядом с радиостанцией развернулось строительство огромного аэродрома. Между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово на возвышенности предстояло вырубить большой лесной массив, выкорчевать пни, оставив ровное без ям и бугров летное поле.
Раньше Научно-испытательный институт ВВС располагался на центральном аэродроме столицы. Почему состоялось перебазирование его в Щелково, сегодня никто не ответит. Может быть, близость монинского аэродрома была причиной тому. В 1932 году первую посадку на аэродроме совершил тяжелый бомбардировщик ТБ-3 № 311, пилотируемый B.П. Чкаловым.
На восточной окраине аэродрома в те годы находилась деревня Жарково. Просуществовав, может быть, века, деревня исчезла с лица земли. Причиной этому стала авиакатастрофа 26 сентября 1937 года. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е.Дацко предстоял испытательный полет на учебном бомбардировщике СБ. Однако произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из деревенских домов.
Рядом с железнодорожной станцией находился поселок радиоцентра, сохранившийся до настоящего времени, а за шоссе - военный городок. В военном городке построили первые пять четырёхэтажных дома из серого кирпича, без балконов и ванных помещений. Они назывались ДОСами -дома офицерского состава. Сегодня с обеих сторон этих домов проходят улицы Институтская и Супруна. Первые поселенцы сажали на этих улицах деревья.
В 1930-е годы на аэродроме построили стартовую горку, получившую в народе название "Чкаловской", для разгона тяжелых самолетов, и в первую очередь машины "РД". Через 30 лет по приказанию начальника гарнизона ее снесли.
Грандиозным сооружением городка был Жилкомбинат. На первом этаже комбината располагались магазины, поликлиника, музыкальная школа и библиотека. В 1950-e годы в подвале находился завод по производству газированной воды. В этом же здании временно располагался филиал школы №12, которой в зависимости от политической ситуации в стране то присваивали, то отбирали имя К.Е. Ворошилова. Здесь же находилась и станция юных техников.
Жилкомбинат задумали реконструировать, реконструкция затянулась, грандиозный пожар уничтожил часть здания. Пожарище расчистили, на его месте построили новый высотный дом.
История института ВВС тесно связана со Щелковом, и в ней немало трагических моментов. Согласно документам 1940 года территория аэродрома именовалась "705-я авиабаза НИИ ВВС КА". В этом же году произошла трагедия, потрясшая всех жителей Щелкова. 21 мая вскоре после взлета на борту опытного высотного истребителя "100" начался пожар, и кабина экипажа заполнилась дымом. Летчик капитан Хрипков А.М. принял решение посадить аварийную машину. Как следует из аварийного акта, "... на пробеге самолет врезался в группу детей из детского сада, игравших в кустах на лугу. В результате 10 человек погибли (дети и руководитель) и один ребенок ранен. Самолет пробежал 454 м и перевернулся вверх колесами, попав в ров, идущий вдоль железной дороги Щелково - Чкаловская". (Самолет остановился как раз напротив химического завода за платформой "37 км" (ныне Гагаринская).
В годы войны на аэродроме "Чкаловский" базировался 126-й истребительный полк, прикрывавший небо Москвы. В 1941 году на гарнизонном стадионе появился первый ряд могил пилотов 126-го полка, затем следующий ряд одинаковых надгробий: Здесь лежит один из самых результативных летчиков первого года войны, бывший беспризорник Иван Ридный. В городке живет его друг и однополчанин Герой Советского Союза Петр Белясник.
Это кладбище стало немым свидетелем не только военных, но и послевоенных лет. Оно приняло первопроходцев реактивной авиации. Здесь находится могила летчика-испытателя Ф.Ф. Демиды, командира летного отряда 2-го управления НИИ ВВС. Вскоре после взлета на немецком трофейном истребителе Ме-262 (первом из самолетов с турбореактивными двигателями, поступившем в институт) отказал один из моторов, и "Мессершмит" рухнул недалеко от деревни Кишкино.
13 июня 1958 г. произошла еще одна трагедия. Самолет-разведчик Ту-16Р авиации Северного флота совершал очередной полет по программе контрольных испытаний. Начался дождь, и руководитель полетов дал команду командиру экипажа капитану В.И. Волкову прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот, тяжелая машина заходила на посадку со стороны Щелкова. Тем временем дождь усилился и перешел в ливень, снизивший видимость до 50 м. Была одна надежда на систему слепой посадки "Глобус". Вот уже промелькнул железнодорожный мост и шоссе у старого переезда, но высота оказалась предательски малой. Самолёт стал цеплять тележками шасси крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. В результате катастрофы погиб экипаж самолета и пострадали десять жителей деревни, восемь из которых нашли смерть в своих домах. Семь домов было разрушено.
В 1991 году в День Воздушного флота командование Чкаловского гарнизона открыло для всенародного гуляния аэродром. С тех пор это стало традицией, но мало кто знает, что первая попытка устроить настоящий праздник была во второй половине 1950-х годов. Старожилы помнят выставленные на территории стадиона самолеты Як-18 и МиГ-15, вертолет Ми-1, авиационный двигатель ВК-1, разложенный парашют.
В день празднования очередной годовщины Дня Победы в 1968 году состоялось открытие первого в городке монумента, на котором возвышается истребитель МиГ-21. Совсем недавно на домах военного городка появились мемориальные доски с указанием имен Героев Советского Союза, проживавших в них. На бывшем ДОС №7 (ныне дом № 1 по улице Циолковского) на стене у последнего подъезда висит доска с именем В.А. Иванова. Первую доску установили в 1967 году в честь 25-летия полета Г. Бахчиванджи на ракетном самолете БИ-1. Нет пока доски на доме, где жил Н.А. Коровин, погибший при испытании истребителя с ракетным ускорителем и похороненный на Чкаловском кладбище, обойдены пока молчанием Герои Советского Союза Л.М. Кувшинов, Н.А. Костылев: список можно продолжить - память не должна умирать.
В октябре 1997 года торжественно и радостно прошло празднование 55-летия Чкаловской Краснознаменной авиадивизии особого назначения. Вспоминали этапы большого пути дивизии, говорили и о повседневном ратном труде военных летчиков - в любую минуту дежурный экипаж дивизии готов вылететь "по тревоге". Во всякой горячей точке планеты военные летчики дивизии оказывались одними из первых. Ашхабад и Чехословакия, Египет и Афганистан, Чернобыль и Чечня, Ангола, Эфиопия, Мозамбик и Куба - невозможно перечислить города и страны, куда бы не летали экипажи дивизии, выполняя особо важные задания. Летчики-ветераны А. Пoтрясов, Л. Пронников, П. Шамин провели за штурвалом более 10 тысяч часов - это четыреста дней. Только многодневным честным, самоотверженным трудом можно было достичь такого трудового успеха. Высшее командование Вооруженных Сил PФ отметило хорошую подготовку личного состава дивизии.

Дата открытия 10.11.1932 Владелец Министерство обороны России Эксплуатант ВВС России
Авиация войск национальной гвардии России
Авиация МЧС России Высота НУМ +152 м Часовой пояс UTC+3 Летом UTC+3 Время работы 05:00-09:00, 15:00-23:00 UTC Карта

Местонахождение на карте России

Взлётно-посадочные полосы
Внешние видеофайлы
Фильмография
(Фильмы о Щёлковском аэродроме)
Последний полёт Леваневского.
Чкалов. Загадочные обстоятельства гибели. Секретные истории
г. Щёлково-3 /пос. Чкаловский/ Гарнизонный дом офицеров Авиагородка 14 марта 1976 года. Песня о погибшем лётчике, посвящена дважды Герою Советского Союза Николаю Скоморохову и его погибшему другу. Высоцкий В. С.

Общая информация

Аэродром 1 класса, способен принимать самолёты Ан-124 , Ил-62 , Ил-76 , Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Классификационные числа ВПП (PCN): ВПП 12П/30Л 31/R/А/W/T, ВПП 12Л/30П 42/F/B/X/T.

На аэродроме дислоцировалась 800-я авиабаза (2 разряда, в/ч 63576), ныне Авиационная дивизия особого назначения в составе:

  • 353-й авиаполк особого назначения
  • 354-й авиаполк особого назначения

История

Начало 1930-х годов

В 1929 году в Москве было принято решение о создании вблизи Щёлкова новой лётной испытательной базы союзного значения между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово . Здесь была построена самая большая взлётно-посадочная полоса из железобетонных плит (ПАГ) в СССР . Также были сооружены аэродинамические трубы , гипобарические камеры , самолётные весы, опытный завод и др. научно-испытательные объекты. Немного позже здесь была построена стартовая горка (первый прообраз взлётной полосы «авианосцев трамплинного взлёта»), получившая в народе название «Чкаловской», для старта тяжёлых самолётов, и, в первую очередь, экспериментального типа машин «РД» .

Датой основания аэродрома считается 10 ноября 1932 года, когда был подписан приказ начальника управления ВВС РККА Я. И. Алксниса о приеме в эксплуатацию аэродрома. Этой датой был подписан и второй приказ - о перебазировании НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова) .

Уже 11 ноября 1932 года началось перебазирование с Ходынского аэродрома машин с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов шли в три колонны за лидером - бомбардировщиком ТБ-3 с бортовым номером 311 экипажа Чкалова В. П. . Окончательно перебазирование закончилось в 1935 году.

Середина 1930-х годов

В феврале-марте 1933 г. здесь лётчиком-испытателем Ю.И Пионтковским испытывается самолёт (пушечный истребитель) И-Z № 39009. Самолёт нёс одну действующую пушку (АПК-4) под левым крылом и её массогабаритный макет - под правым. Для проведения наземных стрельб соорудили деревянный помост. О проведении огневых испытаний интересно вспоминал один из соратников А. Н. Туполева И. О. Незваль , который в 1932 г. был направлен на авиазавод № 39 для помощи в освоении серийного производства ТБ-3.

Однажды директор вызвал меня и просил заняться проведением испытания истребителя Д. П. Григоровича . Надо было определить воздействие реактивной струи на обшивку фюзеляжа при стрельбе из пушек Курчевского , установленных на этом самолёте. Мне показалось это поручение довольно странным, так как в то время на заводе находился и сам Григорович, и сотрудники его КБ смогли бы это испытание провести сами. Однако директор настоял, чтобы это испытание провёл я… Испытание мы проводили зимой на территории НИИ ВВС в Щёлково. Тогда эта территория была только что отведена ВВС, и никаких построек там ещё не было. Нами там был сооружен помост высотой в 5-6 метров с наклонной плоскостью для затаскивания самолёта. Самолёт с завода перелетел в Щёлково, и там был установлен на помост, с которого и велась стрельба. Испытания особой сложности не представляли. После каждого выстрела нам надо было только на ощупь определять нагрев и следить за отрывом заклёпок. Поскольку ни отрыва заклёпок, ни нагрева обшивки нами обнаружено не было, мы составили акт с положительным заключением.

Казалось бы, что дело с ОКБ Григоровича на этом и окончилось. Однако спустя немного времени это дело имело для меня совсем неожиданное и при этом неприятное продолжение. Однажды утром меня просят ознакомиться с приказом директора о подчинении мне ОКБ Григоровича. Произошло ли это оттого, что директор переоценил мои способности, или просто по незнанию положения, но во всяком случае это было нелепое решение, и я тотчас побежал к директору, как мог объяснил неправильность его решения и просил немедленно отменить приказ. На самом деле, Григорович был маститый, широко известный конструктор самолётов и вдруг его подчиняют мне, совсем молодому, никому не известному конструктору. Конечно, это директор понял и тотчас отменил приказ.

С 14 сентября по 1 октября 1933 года здесь прошли госиспытания И-Z № 39010, вооружённого уже серийными пушками АПК-4.

Весной 1934 г. на аэродроме заканчивается строительство самой большой ВПП и здесь начинаются испытания самолётов-дублёров АНТ-25 . В 1934 г. к перелёту на побитие рекорда дальности готовились два АНТ-25: АНТ-25-1 готовил А. И. Филин , АНТ-25-2- И. Ф. Петров (другое название: РД-1 и РД-2 - "Рекорд дальности"). Испытания проходят с определёнными трудностями, не удаётся достичь заявленной мощности и дальности перелёта. Самолёты проходят доработку. Благодаря оклейке гофрированных частей самолёта полотном из ткани с последующим покрытием аэролаком, полировке поверхности выступающих частей, установке авиадвигателя М-34Р с редуктором, дальность полёта АНТ-25 увеличивается . 10-12 сентября 1934 года экипаж М. М. Громова (второй пилот - А. И. Филин, штурман - И. Т. Спирин) по замкнутому маршруту установил мировой рекорд дальности - 12 411 км, и всесоюзный рекорд продолжительности - 75 часов.

Я считаю, что Туполев - враг народа, - заявил чуть ли не с порога Леваневский. - На его самолётах летать отказываюсь и прошу занести это в протокол!

Однако у Г. Ф. Байдукова была своя твёрдая точка зрения в том, что АНТ-25 способен на трансконтинентальный перелёт (в отличие от С. А. Леваневского, который начал подбирать самолёт другого конструктора).

Уже осенью Г. Байдуков предлагает В. Чкалову организовать перелёт из СССР в США через Северный полюс. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский .

Конец 1930-х годов

C 11 августа по 28 октября 1937 г. на аэродроме проходил государственные испытания АНТ-42 , в январе и феврале 1938 года проводят испытания с неубирающимися лыжным шасси на скорость и высоту. В заключении к отчёту установлено: «Самолёт обладает потолком большим, чем современные скоростные истребители, и скоростями, близкими к скоростям истребителей на высоте 7000-8000 м» .

С декабря 1937 года завод № 156 приступил к доработке первого прототипа АНТ-42-1 (после ареста А. Н. Туполева самолёту было присвоено обозначение: «самолёт 42»), в ходе которой были установлены модернизированные моторы АМ-34ФРНВ (номинальная мощность - 1050 л.с.).

Позднее с аэродрома совершались старты с мировыми рекордами дальности .

С аэродрома 27 июня 1938 г. в 8 час. 36 мин. стартовал экипаж в составе лётчика В. К. Коккинаки и штурмана А. М. Бряндинского на самолёте ЦКБ-30 «Москва», который совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток .

24 сентября 1938 года в 8 час. 12 мин. утра по московскому времени известные всей стране лётчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна , капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолёте.

Великая Отечественная война (1941-1945)

С началом войны здесь формируются три истребительных полка (401, 402, 403), два полка пикирующих бомбардировщиков (410, 411), два тяжёлых бомбардировочных полка (420, 421), штурмовой полк (430), разведывательная эскадрилья (38) из трёхсот лётчиков-испытателей НИИ ВВС РККА, а также три батальона аэродромного обслуживания (760,761,762) .

Одним из легендарных лётчиков "Чкаловского аэродрома" с первых дней начала ВОВ связан С. П. Супрун . Подполковник, командир 401-й иап он (1-й истребительный авиационный полк особого назначения) 30 июня с первой и второй эскадрильями вылетел на Западный фронт на место базирования - аэродром Зубово, в 20 километрах южнее Орши . В тот же день он написал родителям в Сумы своё последнее письмо, это письмо хранится в Историческом музее в Москве:

Чкаловская
Дорогим родным.
Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных лётчиков-орлов. Приложу все свои силы, чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться. Целую всех.
Степан.

В этот же день с интервалом в пять минут вылетает 402-й иап (2-й истребительный авиационный полк особого назначения) под командованием подполковника П. М. Стефановского на место базирования - аэродром Идрица Западного фронта.

Эти авиаполки были оснащены тогда ещё секретными самолётами МиГ-3 . Заводские испытания начались в апреле 1940 г., лётчиком-испытателем был А. Екатов. Супрун же следил за ходом подготовки этой машины к серии, он был ведущим лётчиком-испытателем МиГа. В числе других испытания самолёта проводили А. Г. Кубышкин, А. И. Кабанов , П. М. Стефановский, А. Г. Кочетков , А. И. Филин (последний был расстрелян по приказу военного трибунала, в первых пунктах которого ему ставилось в вину занижение дальности МиГ-3).

В первые же дни войны оба полка показали высокие боевые качества.

3 июля 1941 года 410-й ОППБ (особый полк пикирующих бомбардировщиков) на Пе-2 под командованием полковника А. И. Кабанова (зам. командира Ф. Ф. Опадчий) приступает к боевым вылетам на Западном фронте. 18 боевых вылета совершает в полку зам. командира эскадрильи Герой Советского Союза С. С. Гайдаренко .

В июле 1941 года формируется 411-й ОППБ (особый полк пикирующих бомбардировщиков) на Пе-2 под командованием В. И. Жданова . Однако из-за его некомплекта материальная часть и личный состав были распределены по другим полкам. Жданова В. И. переназначили командиром эскадрильи 410-й ОППБ вместо Ф. Ф. Опадчего.

Формирование 412-го дальнебомбардировочного авиаполка (командир полковник В.И. Лебедев) началось 7 июля 1941 года, самолёты ТБ-7 собирали по всей стране. В ВВС РФ прямым наследником полка является 203-й отдельный гвардейский Орловский авиационный полк (самолётов-заправщиков) .

3 июля 1941 года формируется 430-й штурмовой авиационный полк, состоящий из самолётов Ил-2 под командованием подполковника Николая Иосифовича Малышева (зам. командира майор А. К. Долгов), место базирования - аэродром Зубово. Уже 5 июля 1941 года авиаэскадрилья полка А. К. Долгова наносит ощутимый удар по военной технике противника на лётном поле аэродрома в Бешенковичах . Впоследствии 6 августа 1941 г. на его базе из лётчиков НИИ ВВС формируется 38-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья .

В августе 1941 года принимается решение НКО СССР № 165163 от 15.08.41 г. отозвать лётчиков-испытателей с фронта . Также в связи с приближением линии фронта к Москве НИИ ВВС летом 1941 г. был перебазирован в г. Свердловск на аэродром Кольцово , а Приказом НКО СССР от 25 января 1943 г. институт был возвращён на Чкаловскую.

Послевоенные годы

18 августа 1980 года в День Воздушного Флота был торжественно открыт памятник около аэродрома. На открытии памятника выступил заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Ю. В. Сухов , испытавший Су-7Б в 1958 году .

Современное состояние

На аэродроме базировался 70-й отдельный испытательно-тренировочный авиационный полк особого назначения им. В. С. Серегина, входящий в состав «Центра подготовки космонавтов» (РГНИИ ЦПК). На вооружении полка состояли самолёты Ил-76МДК , Ту-154 , Ту-134 , Л-39 . На базе расформированного полка в 2010 году создано авиационное управление ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» , куда частично были переданы самолёты и лётно-технический состав полка .

С 1992 года на аэродроме базировалась 8-я Авиационная дивизия особого назначения (8-я АДОН, ранее 10-я ОКАБОН, до 1960 года 2-я авиационная Краснознамённая дивизия особого назначения (АКДОН)), в 2009 году переформированная в 6991-ю авиационную базу 1-го разряда. С 1 декабря 2010 года база вошла в состав 6955-й авиационной базы (Мигалово , с 2010 года - 8-й военно-транспортный авиационный полк, а на базе подразделений в Чкаловском сформирована 800-я авиационная база 2-го разряда.

С 1998 года в соответствии с распоряжением правительства России 1998 г. № 203 и согласно приказу МО РФ 1998 г. № 397 аэродром Чкаловский является аэродромом совместного базирования: помимо воздушных судов Минобороны РФ имеет право принимать воздушные суда МВД РФ, Роскосмоса , а также гражданские воздушные суда (только на ВПП 12Л/30П) по предварительному согласованию.

C 1961 по 2011 годы на территории размещался . На территории аэродрома дислоцирована войсковая часть 52531 и другие войсковые части (4 батальона обслуживания и охраны аэродрома).

В 2015 году на аэродроме Чкаловский формируется новое вертолётное подразделение вертолётов Ка-226Т .

В феврале 2017 года на основе 800-й авиабазы воссоздана Авиационная дивизия особого назначения .

Аэропорт Чкаловский

В соответствии с распоряжением правительства РФ от 19.12.1994 № 1973-р Чкаловский был открыт для международных полётов военных воздушных судов, став международным аэропортом - отсюда по разовым разрешениям осуществляются чартерные гражданские пассажирские и грузовые авиаперевозки, в декабре 1999 года было создано ОАО «Аэропорт „Чкаловский“», планировалось открытие специального пассажирского терминала .

Предполагалось, что с июля 2010 года из аэропорта Чкаловский будут осуществляться регулярные пассажирские рейсы в Абхазию самолётами ВВС России два рейса в неделю. Но вышел приказ Ространснадзора от 22.01.2009 № ак-25фс "Об отказе в предоставлении лицензии Открытому акционерному обществу «Аэропорт Чкаловский» с формулировкой: «Отказать в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности Открытому акционерному обществу „Аэропорт Чкаловский“ (сокращённое наименование - ОАО „Аэропорт Чкаловский“,….) в связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.»

Голландский архитектор Рейнир де Грааф в рамках выставки-конкурса на разработку концепции московской агломерации в 2012 г. предложил создать двойную электрическую инфраструктурную сеть (одна для высокоскоростной железной дороги, а ещё одна - для электрического общественного транспорта), которая соединила бы четыре периферийных «магнита» вокруг аэропортов «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково» и «Чкаловский». Аэропорт «Чкаловский», по мнению архитектора, следует преобразовать в грузовой, таким образом, он может стать одним из самых больших в мире.

Аэропорт Чкаловский вошёл в число претендентов на статус четвёртого международного аэропорта московского авиаузла .

В своём выступлении на третьей международной конференции «Рынок авиатоплива России» 28 марта 2013 года вице-президент «Транснефтепродукта» Владимир Назаров сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры с «Газпромнефть - Аэро» по подключению отвода от кольцевого магистрального нефтепродуктопровода к аэропорту Чкаловский. Этот отвод давно существует, но последний раз прокачка по нему от КНПП в аэропорт Чкаловский осуществлялась в мае 2001 года. Московский кольцевой нефтепродуктопровод (КНПП) представляет собой три закольцованных нитки трубопроводов, по которым, не смешиваясь, транспортируются бензин, дизельное топливо и керосин. КНПП подсоединён отводами к аэропортам Шереметьево, Внуково и Домодедово. Имеется также подводящий трубопровод от Московского НПЗ и нефтепродуктопровод от Рязанского нефтеперерабатывающего комбината.

Один из недостатков аэропорта Чкаловский в качестве предполагаемого 4-го международного аэропорта московского авиаузла - сложности с транспортной доступностью. Чтобы этот недостаток устранить, Министерство природных ресурсов 27.01.2014 разрешило вырубку около 40 га леса, в том числе относящегося к национальному парку Лосиный Остров , для строительства 6-типолосного дублёра Щёлковского шоссе. Новое шоссе будет иметь длину 19,8 км, проляжет в обход населённых пунктов и позволит добраться на машине от МКАД до будущего аэропорта за 15 минут.

Происшествия

Катастрофа Ан-26РТ 20 апреля 1988 года

Целью тренировочного полёта самолёта Ан-26 РТ, бортовой номер ВС СССР - 04, была отработка взлёта и посадки в ночных условиях без использования прожекторов и фар. После посадки экипаж принял решение на выполнение незапланированного взлёта с конвейера и с этой целью резко переместил ручку управления двигателем (РУД) с 0° по указателю положения рукоятки топлива (УПРТ). Перед отрывом самолёта произошло флюгирование винта правого двигателя, что экипаж своевременно не определил и продолжил взлёт. Обнаружив самовыключение двигателя на высоте 70 м и скорости 200 км/ч, экипаж выполнил три неграмотные попытки запуска вспомогательной силовой установки. Вопреки требованиям РЛЭ , запуск правого двигателя экипаж начал производить на недопустимо малой высоте и скорости. Самолёт вышел на срывной режим, задел крышу двухэтажного дачного дома, упал в небольшой пруд, разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла на удалении 15 км от аэродрома Чкаловский в селе Кудиново Ногинского района Московской области. Взлёт выполнялся с ВПП 12 .

Погибло 6 человек, все члены экипажа: командир корабля Мельников С. Н., помощник командира корабля Филиппов А. Ю., штурман Берендеев И., борттехник Глухов И., бортрадист Коростин В., бортмеханик Кузовков И.

Катастрофа Ил-76ТД 14 июля 2001 года

14 июля 2001 года грузовой самолёт Ил-76ТД авиакомпании «Русь» выполнял рейс в Норильск . Отрыв был произведён на скорости 290 км/ч, что на 25 км/ч превышает рекомендованную РЛЭ . На высоте около 10 метров командир воздушного судна (КВС) начал выполнять правый разворот с креном 7° с целью компенсации уклонения влево от курса взлёта.

В нарушение требований РЛЭ, в процессе разворота, на высоте 23-24 метров, была произведена перекладка стабилизатора с −5,4° до −3,9° на пикирование при отсутствии компенсирующего отклонения руля высоты. Наиболее вероятной причиной управления стабилизатором могла быть его установка в положение, не соответствующее фактическому значению веса и центровки.

Комиссией по расследованию было установлено, что управление стабилизатором на взлёте является характерным и регулярно повторяющимся нарушением КВС B. C. Бойко. При этом были также выявлены факты, когда командно-лётный состав сам использовал подобные приёмы управления самолётом на взлёте. Скорость набора высоты после отрыва самолёта составляла приблизительно 1,7 м/с, а после отклонения стабилизатора набор высоты прекратился и произошло снижение до высоты 20-21 метра. За одну секунду до столкновения с препятствием (деревья по курсу взлёта) руль высоты был отклонен на 11-12°, на кабрирование, однако избежать столкновения не удалось. Самолёт на удалении 930 метров от торца ВПП и правее оси на 47 метров столкнулся с деревьями в районе ближнего привода на высоте около 22 метров. В результате столкновения произошло разрушение третьего и четвёртого двигателей, правого предкрылка и закрылка, обтекателя ниши главных опор шасси. В дальнейшем самолёт на удалении 1460 метров от торца ВПП столкнулся с землёй и разрушился. Центровка самолёта диспетчером по центровке не рассчитывалась. Схема загрузки груза в самолёт не составлялась. В результате проведённых в ходе расследования исследований было установлено, что фактическая взлётная масса самолёта составляла примерно 204 тонны, центровка 29,8 % САХ. Таким образом, взлётная масса самолёта превышала максимально допустимую примерно на 14 тонн . После падения воспламенились 70 тонн авиационного керосина из баков самолёта. На тушение пожара были стянуты силы МЧС с части Московской области. Счастливым обстоятельством можно считать то, что самолёт упал в лес, не попав ни на один населённый пункт в этом достаточно густонаселённом районе, так как вокруг аэропорта расположены десятки дачных посёлков, а также город Щёлково и посёлок

Ил-76МД-90А / Фото:uacrussia.ru

Как сообщил 27 февраля 2017 года департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, авиационная база Воздушно-космических сил (ВКС) в Московской области переформирована в авиационную дивизию особого назначения.



Самолеты ВКС России на аэродроме Чкаловский. На переднем плане входивший в состав 800-й авиационной базы особого назначения пассажирский самолет Ту-154Б-2, направляющийся в ремонт на ОАО "Авиакор-авиационный завод" в Самару / Фото: russianplanes.net, Олег Гаврюшенко


В состав авиационного парка соединения ВКС входят транспортные и пассажирские самолеты и вертолеты Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ил-76, Ил-18, Ан-148, Ан-12, Ан-26, Ми-8 и другая авиационная техника.

Авиационная дивизия особого назначения ВКС предназначена для перевозки личного состава, техники и грузов в интересах Вооруженных Сил РФ, выполнения задач поисково-спасательного обеспечения, спасательно-эвакуационных работ и др.

Со стороны bmpd дополним, что ранее, 23 февраля 2017 года, газета Щелковского района Московской области "Время" сообщила , что "Восьмая дивизия создана из 800-й авиационной базы на Чкаловском аэродроме", о чем сообщил 23 февраля на митинге, приуроченном к Дню защитника Отечества, командир 8-й авиационной дивизии особого назначения Сергей Мовчан. Базироваться лётчики, как и ранее, будут на Чкаловском аэродроме.

"Поздравляю всех военнослужащих с 23 февраля. Для нас это знаменательная дата, ведь сегодня сформирована 8-я авиационная дивизия. Восстановлена традиция. Это большой праздник для наших лётчиков. Подрастающему поколению защитников желаю, чтобы они поменьше сидели в телефонах и побольше читали книг", - сказал Сергей Мовчан.

Семерым лётчикам в торжественной обстановке вручили государственные награды. Различных поощрений за службу были удостоены более ста военнослужащих дивизии.

Комментарий bmpd

Таким образом, 800-я авиационная база особого назначения на подмосковном аэродроме Чкаловский снова преобразована в 8-ю авиационную дивизию особого назначения.

Напомним, что данное соединение, традиционно отвечающее за перевозку руководящего и личного состава Вооруженных Сил, а также решающее ряд других задач, было сформировано в октябре 1942 года на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве как 2-я авиационная дивизия особого назначения (фактически большая часть сил дивизии базировалась на аэродроме Монино). В 1950 году переименовано во 2-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения. С конца 1957 года управление дивизии дислоцировалось в аэропорту Шереметьево, но в 1960 году дивизия была свернута в 10-ю отдельную Краснознаменную авиационную бригаду особого назначения и перебазирована на аэродром Чкаловский, являющийся базой соединения по настоящее время (вертолетная часть соединения дислоцировалась в Малино). 31 декабря 1981 года бригада переформирована в 8-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения.

С 1 декабря 2009 года 8-я авиационная Краснознаменная дивизия особого назначения была переформирована в 6991-ю авиационную базу 1-го разряда, а с 1 декабря 2010 года - переформирована в 800-ю Краснознаменную авиационную базу 2-го разряда. С 1 декабря 2014 года соединение именовалось 800-й авиационной базой особого назначения.

27 февраля 2017 года департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, авиационная база Воздушно-космических сил (ВКС) в Московской области переформирована в авиационную дивизию особого назначения.

Самолеты ВКС России на аэродроме Чкаловский (Московская область), 26.01.2017. На переднем плане входивший в состав 800-й авиационной базы особого назначения пассажирский самолет Ту-154Б-2 (регистрация RA-85360, серийный номер 79A360), направляющийся в ремонт на ОАО "Авиакор-авиационный завод" в Самару (с) Олег Гаврюшенко / russianplanes.net (ссылка)

В состав авиационного парка соединения ВКС входят транспортные и пассажирские самолеты и вертолеты Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ил-76, Ил-18, Ан-148, Ан-12, Ан-26, Ми-8 и другая авиационная техника.

Авиационная дивизия особого назначения ВКС предназначена для перевозки личного состава, техники и грузов в интересах Вооруженных Сил РФ, выполнения задач поисково-спасательного обеспечения, спасательно-эвакуационных работ и др.

Со стороны bmpd дополним, что ранее, 23 февраля 2017 года, газета Щелковского района Московской области "Время" сообщила , что "Восьмая дивизия создана из 800-й авиационной базы на Чкаловском аэродроме", о чем сообщил 23 февраля на митинге, приуроченном к Дню защитника Отечества, командир 8-й авиационной дивизии особого назначения Сергей Мовчан. Базироваться лётчики, как и ранее, будут на Чкаловском аэродроме.

"Поздравляю всех военнослужащих с 23 февраля. Для нас это знаменательная дата, ведь сегодня сформирована 8-я авиационная дивизия. Восстановлена традиция. Это большой праздник для наших лётчиков. Подрастающему поколению защитников желаю, чтобы они поменьше сидели в телефонах и побольше читали книг", - сказал Сергей Мовчан.

Семерым лётчикам в торжественной обстановке вручили государственные награды. Различных поощрений за службу были удостоены более ста военнослужащих дивизии.

Комментарий bmpd. Таким образом, 800-я авиационная база особого назначения на подмосковном аэродроме Чкаловский снова преобразована в 8-ю авиационную дивизию особого назначения.

Напомним, что данное соединение, традиционно отвечающее за перевозку руководящего и личного состава Вооруженных Сил, а также решающее ряд других задач, было сформировано в октябре 1942 года на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве как 2-я авиационная дивизия особого назначения (фактически большая часть сил дивизии базировалась на аэродроме Монино). В 1950 году переименовано во 2-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения. С конца 1957 года управление дивизии дислоцировалось в аэропорту Шереметьево, но в 1960 году дивизия была свернута в 10-ю отдельную Краснознаменную авиационную бригаду особого назначения и перебазирована на аэродром Чкаловский, являющийся базой соединения по настоящее время (вертолетная часть соединения дислоцировалась в Малино). 31 декабря 1981 года бригада переформирована в 8-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения.

С 1 декабря 2009 года 8-я авиационная Краснознаменная дивизия особого назначения была переформирована в 6991-ю авиационную базу 1-го разряда, а с 1 декабря 2010 года - переформирована в 800-ю Краснознаменную авиационную базу 2-го разряда. С 1 декабря 2014 года соединение именовалось 800-й авиационной базой особого назначения.

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи