Православные конфессии. Основные религиозные конфессии на территории Российской Федерации

Вторым по значимости после государства институтом политической системы общества, безусловно, являются рели­гиозные конфессии и организации, хотя в современной учеб­ной российской политологической литературе данный факт подчеркнуто игнорируется и подвергается своеобразному «табуированию». Мы можем найти большое количество материа­лов о других негосударственных институтах политической си­стемы общества: политических партиях, общественных орга­низациях, корпорациях, тайных обществах и даже группах вли­яния, но упоминание о религиозных конфессиях и организаци­ях в качестве весомого института политической системы об­щества мы не встретим практически нигде. В лучшем случае найдем несколько строк, в которых упоминается о них как о разновидностях общественно-политических организаций, без раскрытия их сущности и роли в общественно-политических процессах.

Причина такого подхода кроется, конечно же, не только в «наследии» долгое время господствовавшего в России агрес­сивного атеистического режима, но и в навязываемых нам За­падом процессах секуляризации, а также привнесенных к нам с Запада же и активно продвигаемых секулярных идеологичес­ких концепциях, прочно укоренившихся в системе российских общественно-политических и гуманитарных наук.

Что характерно, в обоснование «правильности» подоб­ного подхода со стороны его апологетов часто звучат слова о том, что в соответствии с Конституцией РФ Российская Феде­рация есть государство светское и что, дескать, религиозным конфессиям и организациям не место в политике.

Ущербность подобных аргументов очевидна. Во-первых, в связи с тем, что принцип светскости государства отнюдь не означает его атеистичности и принципиальной враждебности укреплению влияния религиозных конфессий и организаций, в том числе и на политические процессы. Во-вторых, игнориро­вание влияния традиционных религиозных конфессий и орга­низаций на политические процессы в силу господства в совре­менных общественно-политических и гуманитарных науках различных «секулярных» идеологем приводит к отрицанию и игнорированию огромного количества фактов, свидетельству­ющих об обратном, а значит - к искажению объективной ис­тины. В-третьих, отрицать факт влияния традиционных рели­гиозных конфессий и организаций на политическую жизнь со­циума - значит отвергнуть весь исторический опыт развития российского общества и государства (с ведущей ролью в нем Русской Православной Церкви, с которой не могут быть срав­нимы никакие политические партии, общественные организа­ции и корпорации), а также богатое наследие русской полито­логической школы.

Поэтому, используя это наследие, необходимо приложить все усилия к восстановлению исторической справедливости и возрождению в системе общественно-политических и гумани­тарных наук традиции рассмотрения религиозных конфессий и организаций как особо значимого после государства инсти­тута политической системы общества.

И в этом ключе нельзя, конечно же, проигнорировать работы таких выдающихся русских мыслителей-политологов, как К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин и Л.А. Тихомиров, кото­рые уделяли большое внимание изучению данного института, обозначая его как «Церковь», что было вполне естественно и органично для дореволюционной России и тогдашнего состоя­ния научного знания в системе общественно-политических и гуманитарных наук.

Размышляя о специфике положения Церкви как значи­мого института политической системы общества, они рассмат­ривали ее прежде всего сквозь призму взаимоотношения с го­сударством, отмечая его двойственную природу «как нравствен­но-религиозного и как юридического союза» , что, конечно же, актуально и в настоящее время.

По мнению К.П. Победоносцева, одним из знаменатель­ных явлений современного ему общества являлась «борьба цер­ковных начал с государственными», основным источником которой являлась «искусственно создаваемая теория отноше ний между государством и церковью» .

В соответствии с данной теорией, «политическая наука по­строила строго выработанное учение о решительном отделении Церкви и государства, учение, вследствие коего по закону, не до­пускающему двойственного разделения центральных сил, Церковь непременно оказывается на деле учреждением, подчиненным го­сударству» . При этом Церковь «представляется не чем иным, как учреждением, удовлетворяющим одной из признанных государ­ством потребностей населения - потребности религиозной, и но­вейшее государство обращается к ней с правом своей авторизации, своего надзора и контроля, не заботясь о веровании. Для государ­ства как для верховного политического учреждения такая теория привлекательна, потому что обещает ему полную автономию, ре­шительное устранение всякого, даже духовного, противодействия и упрощение всех операций церковной его политики» .

Критически осмысливая положения данной теории, К.П. Победоносцев утверждал, что «государство безверное есть не что иное, как утопия невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства. Религия, и имен­но христианство, есть духовная основа всякого права в госу­дарственном и гражданском быту и всякой истинной культу­ры. Вот почему мы видим, что политические партии, самые враждебные общественному порядку партии, радикально от­рицающие государство, провозглашают впереди всего, что ре­лигия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь лич­ный и частный интерес» .

В результате анализа исторических примеров и систем взаимоотношений государства и Церкви, К.П. Победоносцев выделил три системы взаимоотношений, в соответствии с ко­торыми эти отношения исторически себя проявили в западно­европейской истории.

Первая система, «самая древняя и известная - система установленной, или государственной, Церкви. Государство при­знает одно вероисповедание из числа всех истинным вероиспо­веданием и одну Церковь исключительно поддерживает и ей покровительствует, к предосуждению всех остальных церквей и вероисповеданий. Это предосуждение означает вообще, что все остальные церкви не признаются истинными или вполне истин­ными; но практически выражается оно в неодинаковой форме, со множеством разнообразных оттенков, и от непризнания и от­чуждения доходит иногда до преследования. Во всяком случае, при действии этой системы чужие исповедания подвергаются некоторому, более или менее значительному, умалению в чести, в праве и преимуществе сравнительно со своим, господствую­щим исповеданием. Этой системе следуют ныне, за немногими исключениями, все европейские государства» .

Вторая система предполагает одинаково беспристраст­ное отношение государства ко всем вероисповеданиям - «вне всякого покровительства, равно как и вне всякого предосуждения, ни одной церкви не признавая ни своей, ни чужою, и пре­доставляя каждой ведать и устраивать свои дела и обряды как угодно. Это система равенства церквей, или, по новейшей фор­муле, изобретенной Кавуром, система “свободной церкви в свободном государстве”, любимая система нынешней партии либералов в мире. Она принята прежде всего и полнее всего осуществляется в североамериканских Соединенных Штатах, а в последнее время допущена английским законодательством относительно Ирландии. На бумаге и в теории система эта пред­ставляется простейшею и совершеннейшею: поборники ее ве­рят и утверждают, что рано или поздно она будет введена по­всюду как единственное средство к верному и справедливому разрешению отношений между государством и церковью» .

В основе этой теоретически отвлеченной системы, по мнению К.П. Победоносцева, лежит «не начало веры, а начало религиозного индифферентизма, или равнодушия к вере» . Эта система «поставлена в необходимую связь с учениями, пропо­ведующими нередко не терпимость и уважение к вере, но яв­ное или подразумеваемое пренебрежение к вере как к прой­денному моменту психического развития в жизни личной и национальной. В отвлеченном построении этой системы, со­ставляющей плод новейшего рационализма, церковь представ­ляется тоже отвлеченно построенным политическим учрежде­нием или частным обществом, для известной цели устроенным, подобно другим, признанным в государстве, корпорациям. Сознание этой самой цели представляется тоже отвлеченным, ибо на нем отражаются многообразные оттенки связанных с тем или другим учением представлений о вере, начиная с от­влеченного уважения к вере как к высшему моменту психичес­кой жизни до фанатического презрения к верованию как к низ­шему моменту и к началу вреда и разложения» .

Третья система подразумевает воздержание государства «от всякого предпочтения или покровительства тому или дру­гому вероисповеданию или верованию, только ограничивает или устраняет вовсе такие верования, которые признает поло­жительно ложными или вредными для общества. Система эта основана на том предположении, что несравненно легче и удоб­нее рассудить, какое верование ложно, чем определить, какая вера истинна. Такой системы держится великобританское пра­вительство в ост-индских владениях» .

В истории, как отмечал К.П. Победоносцев, возможно наблюдать примеры соединения первой системы с третьей (т.е. «признание одного вероисповедания господствующим с тер­пимостью для всех прочих и с устранением вредных верова­ний» ), а также и второй системы с третьей (на примере отно­шения правительства США к мормонскому вероучению).

На взгляд К.П. Победоносцева, «все эти системы действу­ют на практике в разных государствах, ни одна из них нигде не представляется бесспорною: напротив, именно в настоящую пору повсюду действующая система составляет предмет горя­чих пререканий и споров, и повсюду идет речь об изменении и преобразовании принятой системы» .

Б.Н. Чичерин, в отличие от К.П. Победоносцева, выде­лял не три, а четыре возможных системы, определяющие взаи­моотношения и положение Церкви в государстве. Это «1) те­ократия, или подчинение государства Церкви; 2) господству­ющая Церковь; 3) признанные церкви; 4) церкви терпимые. Различные системы могут существовать совместно в отноше­нии к разным вероисповеданиям» .

«Теократия, - на взгляд Б.Н. Чичерина, есть обществен­ное устройство, в котором религия владычествует в гражданс­кой области. Здесь является сознание высшего порядка, кото­рому должны подчиняться люди; но этот порядок основан не на единстве общественного тела, а на религиозном учении, обязательном как для правителей, так и для подданных» .

Теократия характерна для большинства религий древ­него мира, а также ислама, «который, хотя и позднейшего про­исхождения, но является лишь повторением старых теокра­тических типов», обнимая «человека всецело, не ограничива­ясь одними верховными нравственными началами, но опре­деляя и всю внешнюю жизнь людей» . «Теократия противо­речит существу христианства, которое касается только внут­реннего человека, предоставляя внешнюю область светским властям и отношениям. Христианство имеет в виду цель не­бесную, а не земную; оно действует убеждением, а не при­нуждением. Истинная область его есть Церковь, а не государ­ство. Поэтому в христианском мире теократическое начало всегда было неполное или водворялось в силу особенных ус­ловий» .

Для системы взаимоотношений Церкви и государства, которую Б.Н. Чичерин обозначил как «господствующая Цер­ковь», характерен принцип, в соответствии с которым «госу­дарство оказывает преимущественное покровительство одной только Церкви, получающей высшее политическое положение; остальные только признаны или терпимы, или даже вовсе не терпимы. Через это господствующая Церковь прямо получает значение государственного установления. Оставаясь нравствен­но-религиозным союзом помимо государства, она, в качестве политической корпорации, вводится в состав государства, ста­новится членом его организма и получает в нем привилегиро­ванное место. Основание то, что известное вероисповедание, исторически сросшееся с жизнью народа, признается суще­ственным государственным интересом; в нем государство ищет нравственной опоры.

Привилегии, даруемые господствующей Церкви, могут быть более или менее значительными. При совершенной не­терпимости они могут простираться до исключения всякого другого вероисповедания из государства. При меньшей степе­ни нетерпимости стеснения могут касаться только сект, отде­лившихся от господствующей Церкви, а потому более или ме­нее ей враждебных. Привилегии могут состоять в ограничении гражданских и политических прав лиц, принадлежащих к дру­гим исповеданиям» .

Для системы взаимоотношений Церкви и государства, обозначенной Б.Н. Чичериным как «признанные церкви», ха­рактерна ситуация, когда «государство оказывает одинаковое покровительство всем церквам, признанным государственны­ми корпорациями. Таково, например, положение церквей во Франции, где различные вероисповедания, католическое, про­тестантское, даже еврейское и магометанское пользуются оди­наковым покровительством и пособиями со стороны государ­ства. Признанные церкви могут существовать и совместно с господствующей. Так например, у нас господствующая Цер­ковь есть Православна, но рядом с ней признаны католичес­кая, протестантская, еврейская и магометанская, каждая с сво­им законным устройством и официальным положением. При­знанные церкви составляют государственные корпорации так же, как и господствующая; но они не связываются исключи­тельно с государством. Последнее становится от них незави­симым; оно видит в них существенный интерес известной части народонаселения, дает им защиту, пособия, права, даже участие в управлении, но не привилегированное положение. При равноправии церквей гражданская область совершенно изъемлется из ведения Церкви; это - общее поле для всех вероисповеданий» .

В системе взаимоотношений Церкви и государства под наименованием «терпимые церкви» «церковь теряет характер государственной корпорации; она остается частным союзом. Государство может допускать или не допускать подобные со­юзы. Мы видели, что свобода вероисповедания ограничивает­ся требованиями нравственности и государственного порядка. Государство не обязано терпеть сект безнравственных или от­рицающих государственную власть. Однако, за этими исклю­чениями, всякое вероисповедание должно быть терпимо в силу свободы совести.

Терпимость может быть оказана в больших или меньших размерах. Основание здесь двоякое: религиозные общины мо­гут быть допущены или как товарищества, или как частные корпорации, то есть как настоящие церкви» .

Как видно из вышеизложенного, небольшое различие в классификации систем возможных моделей взаимоотношений Церкви и государства у К.П. Победоносцева и Б.Н. Чичерина (представителей противоположных друг другу консервативного и либерального направлений русской политологической мыс­ли), состоит лишь в том, что К.П. Победоносцев специально не выделял, а Б.Н. Чичерин выделял теократию как отдельную систему. В остальном же, за исключением некоторых отличий в наименованиях-обозначениях систем типологии взаимоотно­шений Церкви и государства, они по своей сути и содержанию схожи.

Л.А. Тихомиров, рассматривая историю развития монар­хических форм государственности, выделил три типа отноше­ний государства к религии:

Л.А. Тихомиров отмечал, что в истории христианских государств «в исторической практике <…> возникло несколь­ко форм взаимоотношений Церкви и государства. В римском католицизме возобладала идея подчинения государства церков­ной власти. В крайнем развитии этой идеи предполагается, что Папы имеют верховную власть над всем миром. Императоры и короли получают от Папы свои владения на данном праве как вассалы Апостольского престола, так что подчинены Папе не только в церковных, но и в светских делах. Светская же власть не имеет права вмешательства ни в какие духовные дела <…>. В протестантизме явилась обратная идея государственно-цер­ковных отношений. Возникла она вследствие того, что, по уче­нию Лютера, Церковь состоит из совершенно равных членов, без различия иерархических благодатных даров. Власть епис­копская принадлежит им коллективно. Священническая бла­годать принадлежит каждому христианину. Церковная власть принадлежит тому же обществу, которому принадлежит и го­сударственная власть, так что если оно вручает эту власть го­сударю, то переносит на него и епископские права. Государь становится обладателем как политической, так и церковной власти <…> В Византии государственно-церковные отноше­ния были построены на идее, не имеющей ничего общего с протестантскою, а именно на союзе Церкви и государства» .

Оптимальной формой взаимоотношения Церкви и го­сударства Л.А. Тихомиров считал их союз, характерный преж­де всего для православных монархий. Только в нем, на его взгляд, «и возможно сохранение независимости религиозно­этического начала от государственного без разрыва между Церковью и государством» . И это и есть единственно вер­ная и правильная идея, хотя «фактическое ее осуществление более всего зависит от степени искренности взаимоотноше­ний, а это, в свою очередь, определяется глубиной и искрен­ностью веры в народе и в представителях власти церковной и гражданской» .

Описывая активно проявляющиеся секулярные тенден­ции в жизни современных ему обществ, Л.А. Тихомиров отме­чал, что «почти повсюду начинается прекращение союза госу­дарства с Церковью. Религиозные настроения народов ослаб­ляются, и государства начинают отвергать для себя обязанность руководиться в своей деятельности принципами христианства. При таком положении вещей для Церкви становится уже бес­цельно оставаться в подобии союза, который только связывает ее, но ничего не дает для ее сознательной деятельности» .

Таким образом, возникает еще одна система взаимоот­ношений Церкви и государства, характерная прежде всего не для монархий, а для демократий. А именно: система отделения Церкви от государства. При такой системе взаимоотношений «государство не берет на себя излишней и непосильной обузы руководить религиозными отношениями. Оно снимает с себя всякую ответственность за действия Церкви, предоставляя сле­дить за ними самим ее членам. Для государства остается тогда лишь следить за действиями Церкви с такой же точки зрения, как за деятельностью всякой другой корпорации, то есть пре­секать в ней все нарушающее общие для всех граждан государ­ственные законы, не делая никакого различия между наруши­телями закона, будут ли это верующие или неверующие, ду­ховные или светские» .

Однако, такая система взаимоотношений Церкви и госу­дарства целесообразна в том случае, «когда нация, которой дер­жится государство, не имеет общего верования» . В случае, если подданные или граждане государства не принадлежат к одной церкви и являются не единоверными, на взгляд Л.А. Тихомиро­ва, возможны два пути решения проблемы:

  1. Совершенно отрешить политику государства от свя­зи с религией и устанавливать исповедную политику на каких- либо общих политических или философских основаниях.
  2. Почерпнуть разумные способы государственного от­ношения к иноверцам из учения своей собственной веры.

Историческое решение исповедной политики, вообще говоря, держалось второго пути. Наиболее распространенное современное решение основано, напротив, на отделении Цер­кви и веры от государства, то есть на стремлении поставить государственные отношения вне связи с отношениями испо­ведными .

«Но если, - по мнению Л.А. Тихомирова, - отделение Церкви от государства исходит из преднамеренной тенденции отрезать политические отношения от воздействия религиозно­этических, то это система крайне вредная для нации, для раз­вития народа и общественных отношений» .

В настоящее время применительно к системе взаимоот­ношений государства и религиозных конфессий и организаций употреблять понятие «Церковь» будет не совсем корректно, поскольку в системе религиоведческих дисциплин, и прежде всего социологии религии, стало общепринятым выделять че­тыре типа религиозных организаций: Церковь, секту, деноми­нацию, культ.

Церковь представляет собой тип крупной религиозной организации, объединяющей как духовенство, так и мирян од­ного вероисповедания (или какой-либо его ветви, например, Православия или католичества), обладающей централизован­ным иерархическим правлением, общими основными положе­ниями религиозного вероучения, канонического права, систе­мой ценностей и правилами совершения культовых обрядов.

Церковь, как правило, находится в позитивных отношениях с обществом и имеет большое количество последователей, не имеет постоянного и строго контролируемого членства. При­надлежность к Церкви определяется скорее и часто традицией, фактом рождения в той или иной религиозной среде, когда на основе определенного обряда (например, крещения) индивид автоматически включается в данную религиозную общность.

Секта представляет собой сравнительно небольшой по численности и предрасположенный к изоляционизму и замы­канию в пределах своей общины тип религиозной организа­ции, характеризующийся негативным настроем к инакомыс­лящим и оппозиционностью к обществу и господствующей в обществе Церкви; настроениями избранничества; претензия­ми на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; под­черкиванием равенства всех ее членов, часто в сочетании с отсутствием деления на духовенство и мирян. Для сект ха­рактерно добровольное постоянно контролируемое членство. Большая часть членов той или иной секты включается в ее состав не по факту рождения, а примыкает к ней в молодом или зрелом возрасте.

Деноминация являет собой промежуточный тип религи­озной организации, способный соединять в себе черты Церкви и секты - в зависимости от особенностей характера ее образо­вания и тенденций развития. Деноминация отличается от Цер­кви меньшей степенью универсальности и в то же время заим­ствует у нее относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления. Подчеркивая свою избран­ность в сочетании с претензией на исключительность собствен­ных доктрин, ценностей и роли, деноминации демонстрируют отказ от изоляционистской позиции сект, практически участвуя в жизни общества, достигая компромисса со светской властью и Церковью. Деноминации не претендуют, подобно Церкви, на охват своим влиянием всех членов общества, но и не замы­каются, подобно сектам, внутри своей «избранной» религиоз­ной группы (например, баптисты), признавая возможность ду­ховного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. Как и в сектах, членство в деноминации осно­вано на принципе добровольности, постоянства и строгого кон­троля, хотя их деятельность и ограничена классовыми, нацио­нальными, расовыми или другими рамками.

Культ (харизматический культ) представляет собой тип малочисленной, крайне недолговечной, локальной, часто экст­ремистской, отличающейся эклектизмом, фанатизмом, мисти­цизмом вероучения религиозной организации, группы с нераз­витой организационной структурой во главе с харизматичес­ким лидером. Культ создается вокруг конкретной харизмати­ческой личности, являющейся основателем и руководителем этой организации, объявляющей себя либо «богом», либо пред­ставителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (на­пример, Сатаны). При наличии благоприятных обстоятельств культ может развиться в секту. Имея основные характеристи­ки секты, культ имеет ряд существенных особенностей, свя­занных прежде всего с процессом его формирования. Последо­вателями культа являются люди, отвергнувшие ценности ок­ружающего их мира, со схожим индивидуальным опытом и образом мысли, предписываемой манерой поведения. Им обыч­но не воспрещается поддерживать отношения с другими рели­гиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям.

Обозначенная классификация существующих типов ре­лигиозных организаций является в значительной степени ус­ловной и основанной на опыте изучения развития христианс­кой традиции, являющейся самой изученной в социологии ре­лигии и религиоведении. Понятие «церковь» не может быть применимо в описании типов религиозных организаций в ос­тальных мировых религиях, поскольку они не образуют в сво­ем развитии церковь в ее классическом понимании. На приме­ре анализа развития ислама, иудаизма и индуизма хорошо вид­но, что вне христианства очень сложно применять понятия «цер­ковь» и «деноминация», а также проводить четкое разграниче­ние между ними и другими типами религиозных организаций и институтов. А вот что можно сказать с большой увереннос­тью, так это то, что процессы образования тех или иных типов религиозных организаций, происходившие на протяжении всей человеческой истории, в последнее время значительно активи­зировались (прежде всего культов и сект). Но если традицион­ные для того или иного общества, культуры, нации или груп­пы религии оказывают конструктивное влияние на процесс жизнедеятельности общества, то возникший в последнее вре­мя целый ряд религиозных новообразований, активно распро­страняющих свое влияние на молодое поколение на Западе и территории бывшего СССР, в значительной степени носит ан­тиобщественный и антигосударственный характер. Речь в дан­ном случае идет о деятельности целого ряда религиозных орга­низаций, в отношении характера деятельности которых посте­пенно входят в научный обиход термины «тоталитарная сек­та» и «деструктивный культ» (например, АУМ Сенрике, раз­личные сатанинские культы и секты).

Поэтому для обозначения данного института политичес­кой системы общества целесообразнее будет применять тер­мин «религиозные конфессии и организации», при этом пони­мая под религиозными конфессиями традиционные для дан­ной страны религии (церкви и деноминации). Именно этот, на наш взгляд, «нейтральный» термин отображает всю внешнюю сторону многообразия религиозной жизни, которая сложилась в сложнейшую систему исторически традиционных религий и нетрадиционных вероучений.

Применительно к ситуации с религиозными объедине­ниями в Российской Федерации, традиционными религиозны­ми конфессиями следует признать распространенные в России религиозные конфессии (организации и объединения): Право­славие, ислам, буддизм, иудаизм, а также некоторые другие конфессиональные религиозные объединения и организации (например, католичество).

Использование этого термина позволит снять и преодо­леть некоторые нестыковки в научной типологии и классифи­кации религиозных организаций и объединений, а также вый­ти за рамки сухого и поверхностного законодательного опре­деления понятия религиозных организаций и объединений (со­держащегося в Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» ), и не ото­бражающего все аспекты и все многообразие религиозной жиз­ни современного российского общества.

Самой крупной по численности среди традиционных кон­фессий России является Русская Православная Церковь Мос­ковского Патриархата, влияние которой в последнее время, в особенности после воссоединения с РПЦЗ и активизации ее деятельности внутри страны, чрезвычайно возросло.

Второй по численности религиозной конфессией в Рос­сии является ислам, не имеющий в РФ в настоящее время еди­ного духовного центра. Спецификой ислама как религии явля­ется то, что он не предполагает обязательность четкой духов­ной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличия единого духовно-административного центра в масштабах государства. На территории РФ действуют два Ду­ховных управления мусульман: Духовное управление мусуль­ман Европейской части России и Сибири (г. Уфа), охватываю­щее все группы татар и башкир, и Духовное управление му­сульман Северного Кавказа (г. Махачкала), которое объеди­няет народности Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов. В пос­ледние годы наблюдалась борьба между центральным Духов­ным управлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России за главенство над проживающей в России мусульманской общиной. Иудаизм в своем распрост­ранении исторически ограничен численностью еврейских об­щин. Ареал распространения буддизма как еще одной тради­ционной нехристианской конфессии регионально локализо­ван: буддизм традиционно исповедуется коренным населени­ем ряда регионов (Калмыкии, Бурятии, Тувы). Среди протес­тантских церквей в России самой крупной деноминацией яв­ляется Церковь Евангельских христиан-баптистов; в нее вхо­дит свыше 500 тыс. взрослых членов, объединенных в 387 религиозных общества.

Судить о численности приверженцев традиционных ре­лигий и деноминаций в РФ очень сложно. «В общественной и политической жизни нашей страны в основном заметны лиде­ры “этнических” религий. Для политиков и религиозных лиде­ров представление о количестве верующих в современном об­ществе - это свидетельство о степени влияния христианских церквей, мусульманских и буддистских объединений и т.д. Прежде всего, цифры, которые часто упоминаются в прессе, формируют представление о силе и влиянии самих религиоз­ных лидеров» . «При высоких показателях уровней религиоз­ности, фиксируемых исследователями на основе самооценки респондентов, выявляется их несоответствие характеристикам религиозного сознания и поведения <.> Религиозность же тех, кто считает себя верующими, часто носит ситуативный харак­тер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренчес­кая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью. Нередко люди называют себя православными или мусульманами, воспринимая эти религии как существен­ный элемент культурной традиции того народа, к которому они принадлежат» . Иными словами, декларируя о своей принад­лежности к определенной религиозной конфессии и традиции, человек вовсе не обязательно разделяет ее вероучение, участву­ет в таинствах, обрядах, является членом религиозной общи­ны. Фактически он обозначает свою принадлежность к той или иной группе, культурной среде и национальному образу жиз­ни (русский - значит православный; башкир - значит му­сульманин; еврей - значит иудей и т.д.), хотя соответствую­щая религия и имеет для его сознания особую, по сравнению с другими религиями, ценность.

Такую же ситуацию мы наблюдаем и в других традици­онных конфессиях, например, в иудаизме, где большинство еврейской общины России не считает себя иудеями (т.е. еврея­ми, не просто связанными с еврейской религиозно-культурной традицией и организациями, ее формирующими, но при этом и верящими в Бога). Социолог О.Е. Казьмина, исследуя конфес­сиональный состав населения Российской Федерации, отмеча­ет, что определить реальную численность иудаистов среди рос­сийских евреев нелегко, поскольку «значительная часть рос­сийских евреев не религиозна, хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос» . Говорить о численности буддистов еще сложнее, поскольку в буддизме отсутствует представление об обязательной для каждого почи­тателя Будды религиозной практике.

Обращаясь же к проблеме взаимоотношений религиоз­ных конфессий и организаций с государством в настоящее вре­мя, следует отметить, что значительное количество государств официально и демонстративно позиционируют себя как госу­дарства «светские», стремясь не связывать себя какими-либо обязательствами во взаимоотношениях с религиозными кон­фессиями и организациями, ограничивая определенными сфе­рами взаимодействие с ними и стараясь не вмешиваться во внут­ренние дела друг друга.

Такая позиция отнюдь не означает принципиальной враж­дебности государства к институту религии и стремления госу­дарства окончательно секуляризировать все сферы человечес­кой жизнедеятельности. Поэтому и неудивительно, что как в странах Запада, так и вне пределов распространения западно­европейской культуры можно встретить различные модели вза­имоотношения государства и религиозных конфессий и орга­низаций, о которых писали классики русской политологичес­кой школы: теократию (Ватикан и Исламская республика Иран); господствующую религиозную конфессию (Греция, Великоб­ритания, Финляндия и Скандинавские страны); признаваемые (Испания, Италия) и терпимые (США, Франция) конфессии и религиозные организации, пользующиеся различного рода (в том числе и финансовой) поддержкой со стороны государства.

Выбор той или иной модели взаимоотношений между собой этих институтов зависит от исторической традиции их взаимодействий, характерных для той или иной страны и об­щества, а также от занимаемой позиции руководства государ­ства и религиозных конфессий.

Для православной Российской империи до эпохи Сино­дального периода истории Русской Православной Церкви была характерна модель союза (симфонии) Церкви и государства, привнесенная к нам из Византии. В Синодальный период сво­ей истории Русская Православная Церковь являлась фактичес­ки господствующей Церковью, сочетающей лишь некоторые принципы концепции симфонии Церкви и государства со сво­им новым правовым статусом, низведенным к превращению ее в особую часть государственной системы. В постсоветской России Русская Православная Церковь, как и другие традици­онные религиозные конфессии в условиях светского государ­ства, существуя как отделенный и независимый от государства институт и корпорация, стремится взаимодействовать с госу­дарством в рамках разработанной ею концепции «соработничества» - сотрудничества Церкви и государства (применяя концепцию симфонии к новым для нее условиям).

В соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви» «областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период яв­ляются:

а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотруд­ничеству между людьми, народами и государствами;

б) забота о сохранении нравственности в обществе;

в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

г) дела милосердия и благотворительности, развитие со­вместных социальных программ;

Введение

Более 97% зарегистрированных на сегодня в Украине религиозных общин являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции.

· Украинская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата - УПЦ МП и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата - УПЦ КП - насчитывает около 12082 религиозных организаций;

· Украинская Автокефальная Православная Церковь - УАПЦ - насчитывает около 1234 религиозных организаций;

· Украинская Греко-Католическая Церковь - УГКЦ - насчитывает около 3765 религиозных общин;

· Римо - Католическая Церковь в Украине - РКЦ- насчитывает около 1079 религиозных общин;

· Армянская Католическая Церковь - АКЦ

Протестантские церкви насчитывают почти 8,5 тыс. религиозных организаций.

В Украине также действуют приблизительно 1400 религиозных организаций харизматического направления, 297 - иудейских и 1182 - мусульманских.

Цель работы: Изучить конфессии на территории Украины

Задачи работы: Изучить конфессиональные ресурсы Украины

Конфессии. Виды конфессий

Конфессии

Конфессия (лат. confessio -- "исповедание") - это или вероисповедание особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Любая конфессия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства. Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельно человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят, прежде всего, от религиозного сознания людей.

Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или вероисповедании, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве - церковь, секта и деноминация. Церковь включает большинство или значительную часть населения страны или территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта - общее название религиозных вероучений, отклонившихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов. С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церкви. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.

В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В иудаизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций.

По наличию или отсутствию Бога творца конфессии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических конфессиях (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях (буддизм, даосизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным.

По территориально этническому признаку конфессии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные конфессии обычно ограничены территориально, и, по сути, представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные конфессии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно. Мировые конфессии имеют большой территориально страновой обхват и большое число приверженцев. Мировыми конфессиями являются христианство, ислам, буддизм.

По количеству богов конфессии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических конфессиях имеется лишь один Бог - верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, буддизм и сикхизм.

Политеистическими конфессиями являются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамоно теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа - Брахмана.

По наличию ряда общих черт религии подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям - относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Конфессия являет собой религиозный подраздел. Объединение разных конфессий представляют религию в целом. Если взять отдельно рассматриваемую религию и провести ассоциацию с многотомником, то каждый том будет представлять отдельную конфессию в данной религии.

Существует множество различных религий, у каждой из них свои последователи. При этом верующих разделяет не только отношение к Богу, но и принципы, которыми следования своей вере. Помимо этого, сложились различия подхода к религии внутри нее. Именно это и есть конфессия — разветвление отношения в вере.

Мировые религии включают в себя:

  • иудаизм, в котором верующие до сегодняшнего дня ожидают пришествия Бога;
  • христианство, где главным действующим лицом веры считается Иисус Христос;
  • ислам, верующие четко следуют заповедям прописанным в Коране, почитая Аллаха и признавая его единым Богом для всех;
  • буддизм, считающийся со стремлением к абсолютному расслаблению, не признающий личного Бога.

Конфессии мира

Все мировые конфессии имеют свои подразделения.

  • Христианские конфессии включают в себя три направления: православие, католицизм и протестантство. Каждая из перечисленных конфессий смотрит разным взглядом на религию, их вероисповедание имеет различную основу.
  • Также три группы сочетает в себя предшественник христианства иудаизм. Не узнавшие в Иисусе Бога, приверженцы иудаизма подразделяются на сторонников хасидизма, ортодоксального и реформистского иудаизма.
  • Ислам, олицетворяющий веру всех мусульман в мире, также имеет свои направления. Среди многочисленных сторонников древнейшей религии есть сторонники суннизма, миизма и ибадизма.
  • Официальное призвание в буддизме получили такие направления, как махаяна, ваджраяна и тхеравада.

Конфессии христианства

Изначально существовала Единая Православная Церковь Христова, представляющая общую веру христиан. Вначале второго тысячелетия от данной церкви происходит отделение католицизма, а затем и он подразделяется на отдельные ветви протестантов. Объединившись впоследствии, ветви создают свою конфессию — протестантство.

Православие включает в себя пятнадцать поместных православных церквей. Все церкви имеют одну базу канонов, одинаковые догмы и общие таинства. Находясь в совместных молитвах, представители православия хранят веру христиан в ее первоначальном состоянии. Каждое представительство донных церквей, объединившись, входит в общую, единую для православных верующих, Вселенскую Церковь.

Все составляющие Церкви Православия наделены равными правами и административной независимостью. Во главе же православия как конфессии состоит Христос, а главенствующим единством заведует евхаристия.

Конфессии католицизма

Возникший в противовес православию католицизм, сформирован в Западной Европе феодального строя. Расколовшаяся в начале второго века Римско-католическая Церковь освободилась от православия, и проведя двадцать первый Вселенский Собор узаконила принятые изменения. Новшества признавали во главе Церкви Папу Римского, а саму Церковь как единственную из признаваемых.

Приверженцев католицизма отличала большая тяга к враждебности против инаковерующих, которых верующие называли еретиками. Основная власть во вновь образовавшейся конфессии принадлежала Римским Папам и наделяла духовенство определенными привилегиями.

Конфессия протестантства

Возникшее в шестнадцатом веке протестантство было спровоцировано обширным движением противников католицизма, несогласных с множеством крайностей поддерживаемых католиками. Возражающий против старых устоев, лидер нового движения создает девяносто пять пунктов плана реформ, прибитые им к дверям церкви, полностью отвергая поклонение привычным святым и постановления Соборов.

Толкование Библии происходит у протестантов со своим оригинальным видением, поэтому можно сказать, что фактически протестантов лишили Церкви, что привело к разветвлению конфессии на множество направлений. Среди деноминаций протестантства можно упомянуть баптистов и пятидесятников.

Россия и ее конфессии

Являясь в первую очередь вероисповеданием, конфессия представляет религиозное учение, объединившее множество верующих. Входящие в ее состав приверженцы четко соблюдают принципы и законы принятые нормой учения. Пример христианства показывает образования разных конфессий, обладающих разными символами и исповеданием. Теперь конфессия является неотъемлемой составляющей понятия религии.

Существующее в России уважительное принятие всех религий мира, подтверждается свободой вероисповедания. Принятый закон, учитывая равные права всех форм вероисповедания и конфессий, наделяет правом работать на территории страны представительства различных религий и их конфессий.

Что такое религия. Понятно, что ответ на этот вопрос про­звучит по-разному, если его давать с религиозных и научных позиций. При этом оба подхода к определению религии име­ют право на существование. В этом параграфе рассматривает­ся взгляд на религию как на одну из важнейших составных частей духовной культуры, её стержня. Так религию понима­ют в обществознании в широком смысле слова. А в узком смысле подразумевают конкретную религию - а это духов­ная общность людей, имеющая единое происхождение, ха­рактеризующаяся определённой догматической и культовой спецификой.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование Бога или богов.

Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Го­ворят о тысячах религиозных форм и видов, которые возни­кали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племён, наций, по­скольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурного целого лишь тогда, когда у него появля­лась система высших ценностей, неприкасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать сохра­нившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то об­щее число религиозных верований достигнет многих десят­ков тысяч.

Классификация религий. Возможны различные класси­фикации религий, конфессий в зависимости от критериев, которые лежат в их основе.

Конфессия - церковь, вероисповедание.

В современной учебной литературе часто используется такая классификация.

1) Исторические типы:

а) архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животного и растение (тотем), обла­дающих сверхъестественной силой,

Фетишизм - поклонение фетишу, неодушевлённому предмету, наделяемому сверхъестественной силой,

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населя­ют мир наравне с людьми;

б) современные религии:

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам),

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселен­ной (буддизм, даосизм, конфуцианство).

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов,

Монотеистические - вера в одного-единственного бога.

3) По степени охвата населения:

Мировые - христианство, буддизм, ислам,

Локальные (племенные, местные верования, нацио­нальные религии) - иудаизм, конфуцианство, син­тоизм и др.

Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления при­роды, до учения о едином Боге Творце (монотеизм). У всех монотеистических религий много общих черт.

Сошествие во ад. Фрагмент мозаики. V в.

Мировые религии. О количестве мировых религий учё­ные не пришли к единому мнению: хотя большинство схо­дится на числе 3 (христианство, буддизм, ислам), в литера­туре часто можно встретить упоминание о 4, 5, 7 и даже больше универсальных религиях, причисляемых к миро­вым. К примеру, Иерусалим часто называют священным го­родом трёх мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. В этом ряду отсутствует буддизм; если его вклю­чить, то мировых религий станет 4.

Мировые религии - понятие, характеризующее наибо­лее распространённые и значительные религиозные си­стемы на нашей планете.

Первыми, кто решил делить все религии на мировые и остальные, были христиане. Поначалу они относили к ми­ровым религиям христианство, иудаизм и язычество. В те времена христианство ещё не разделилось на западное и восточное, а ислам не возник вовсе.

Согласно мнению группы американских исследователей, мировыми религиями признаются 12, а именно: бахаизм, буддизм, конфуцианство, христианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, таоизм и зороас­тризм. Ни одна из этих религий не представляет собой моно­литного целого. Напротив, благодаря схизме (расколу), происходившей рано или поздно в каждой из них, они дели­лись на множество течений и направлений. Поэтому спе­циалисты считают, что общее название - всего лишь соби­рательное имя для разнородных толков, имеющих друг с другом больше общего в части доктрины, организации и ре­лигиозной практики, чем с другими направлениями. К то­му же у них общая историческая судьба.

Однако наиболее распространена точка зрения, согласно которой существует только три мировые религии - христи­анство на Западе, буддизм и ислам на Востоке. Они отлича­ются полиэтнической распространённостью (т. е. получили распространение у многих народов) и отсутствием выражен­ной этноцентричности в своей догматике. Иудаизм - рели­гия преимущественно одной нации, хотя она широко рас­пространена во всём мире. К тому же в иудаизме резко вы­ражена этноцентричность - учение о евреях как избранном народе. Иудаизм, христианство и ислам - три теистиче­ские религии, адепты которых веруют в единого Бога. Хри­стиане верят в триединого Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.



Основной источник вероучения - Библия. Она состоит из двух частей - Ветхого Завета (Священное Писание как для христиан, так и для иудеев) и Нового Завета (признаёт-

ся только христианами). А мусульмане равно чтят и Ветхий и Новый Завет, а также Коран.

Христианство, буддизм и ислам, в отличие от националь­ных религий (иудаизм, индуизм и др.), имеют межнацио­нальный характер. Возникновение мировых религий - ре­зультат длительного развития политических, экономиче­ских и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер христианства, буддизма и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Ми­ровым религиям в большей или меньшей степени свой­ственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведу­щего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те каче­ства и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Ещё одна отличительная особенность мировых рели­гий - для них не существует социальных границ среди прихожан, все они равны, что также способствует распро­странению этих религий по всему миру.

Современная наука утверждает, что абсолютное боль­шинство известных религий возникло в качестве племен­ных культов. Мировые религии объединены рядом специ­фических характеристик: а) высокая степень абстрактности основных догматических положений, универсализм уче­ний; б) наличие догматики, допускающей различные вари­анты толкования исходного сакрального текста, исповеда­ния и обрядовой практики, способность к разветвлению ос­новного учения; в) социальная «растворённость» религии в обыденной жизни людей, причастность к их бытовым про­блемам и нравственным коллизиям, отсутствие жёсткой границы между сакральным и мирским, между служителя­ми и паствой (в отличие от обособленных жреческих каст), участие всех верующих в обрядовых церемониях (в отличие от древних религий, где обрядовая практика осуществля­лась только жрецами), обращённость этих религий непо­средственно к каждому верующему лично; г) сравнительная понятность основных догматических постулатов для верую­щих, возможность личного спасения через правильное по­ведение; д) формальное равенство всех людей перед Богом,


отсутствие сословных или национальных привилегий в во­просах веры.

Христианство делится на три основных направления: православие, католичество и протестантизм. Но не суще­ствует единой Протестантской Церкви (протестантских на­правлений и школ в мире несколько тысяч), а Православ­ная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Гру­зинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необхо­димо для того, чтобы отдельные Церкви были частью еди­ной Вселенской Церкви) и признают друг друга истинными Церквами.

Мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все её ча­сти в разных странах мира находятся в общении между со­бой, разделяют единое вероучение и признают папу римско­го своим главой. В Католической Церкви есть деление на об­ряды (общины внутри Католической Церкви, отличающие­ся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. По­этому есть католики римского обряда, католики византий­ского обряда и т. д., но все они являются членами одной Церкви.

В настоящее время Католическая Церковь насчитывает около двух тысяч различных орденов и движений. Посколь­ку большинство движений состоит из светских людей, они дают мирянам реальную возможность участвовать в жизни Церкви. В движениях (своего рода братствах) люди, не стре­мящиеся избрать монашеский путь, смогли реализовать свою потребность жить по Евангелию.


Согласно прогнозам учёных, при общем росте численности населения Земли огромный взлёт ожидает прежде всего ислам, количество приверженцев которого должно возрасти с 1,2 млрд в современном мире до 4,4 млрд к 2100 г.; христиан­ство увеличит число своих сторонников лишь до 2,2 млрд (прежде всего за счёт католической Латинской Америки). Ны­не христианство - самая распространённая на Земле религия.

Роль мировых религий в жизни человечества. Мировые религии можно уподобить мировым империям, простирав­шимся на огромных территориях. Тех и других в истории человечества было крайне мало. У буддизма, христианства и ислама подданных ещё больше, чем было у светских пра­вителей. Сакральной власти подчиняются миллиарды, мир­ской - десятки и сотни миллионов людей.

Религиозные ереси, секты, новые конфессии и религиозные организации, а их количество превышает несколько тысяч, не могут конкурировать с тремя мировыми гигантами в борьбе за умы и души людей. Каждая из них, будь то баптисты, Богоро­дичный центр или бахаизм, борется за жизненное простран­ство, стремясь отвоевать у мировых религий хотя бы клочок культурной территории. Несмотря на то что в большинстве стран новые религиозные течения официально регистрируют­ся, но в подавляющем большинстве они не поддерживаются го­сударством, не приветствуются населением, встречая подозре­ние, непонимание или откровенную вражду. Тем не менее уз­кий круг последователей сект и течений до фанатизма предан корпоративным ценностям и идеалам, которые основатели секты или нового течения выдают за откровение Божье.


Религии создаются не людьми, хотя у многих есть кон­кретные основатели. Последние выступают не от своего имени, они - посредники между этим и тем миром, доль­ним и горним. Они лишь доносят до людей волю Бога или богов, действуя от их имени и по их поручительству. Основ­ной вопрос здесь вовсе не о власти, а о смысле жизни и веч­ных ценностях. Религия - это богооткровение, а не сумма суждений частного лица по поводу устройства общества. Бо­гооткровение - вещь чрезвычайно редкая. У мировых ре­лигий есть весомые основания и доказательства того, что правом на него обладают только они, а многочисленные ере­си, как старые, так и новые, - всего лишь подделки, сурро­гаты, фальшивки. Мировые религии призваны хранить дар богооткровения с самого своего рождения в неизменном ви­де. Вот почему они столь консервативны, вот почему они не

----- н----- меняются и с трудом приспосабливаются к меняющейся ре­альности, законно полагая, что приспосабливаться как раз должна она, ибо религия - носитель вечных истин бытия.

Мировые религии, борясь и побеждая, существуют 2500 лет. И с каждым годом, каждым десятилетием их ду­ховная власть не ослабевает, а, напротив, укрепляется: чи­сло сторонников растёт, равно как и авторитет в мире. Се­годня эксперты говорят о столкновении цивилизаций, под­разумевая противоборство не империй или сверхдержав, а религий, в частности христианства и ислама.

Религиозные конфликты. Несмотря на то что Рели­гиозные войны ушли в прошлое, религиозный фактор во многих конфликтах продолжает играть важную роль. В последние десятилетия религиозную окраску носили конфликты в Боснии (противоборствовали католики, православные и мусульмане); Китае (коммунисты - их можно интерпретировать как атеистов - против христи­ан, буддистов и мусульман); Индии (индуисты, мусуль­мане, сикхи); Индонезии (христиане и мусульмане); Ближнем Востоке (иудеи, мусульмане, частично христи­ане); Северной Ирландии (христиане: протестанты и ка­толики); Шри-Ланке (индуисты и буддисты); Судане (христиане, мусульмане и анимисты) и пр. Властями во многих странах мира практикуется нетерпимость к ино­верцам и запрещаются определённые религии и культы.

Во всех крупнейших конфликтах конца XX - начала XXI в. присутствовала религиозная составляющая. Так, Католический костёл сыграл ведущую роль в становлении польской «Солидарности», а сербский патриарх Павел - в антимилошевичском движении. Антизападный и антимо- дернизационный характер носили и носят Исламская рево­люция в Иране (1978-1979). К этим примерам можно доба­вить исламское восстание на Филиппинах, преследование Индонезией католиков Восточного Тимора, конфликт Па­кистана и Индии в Кашмире, Чечня, Судан, Ольстер, кон­фликт Греции и Турции из-за Кипра и т. д.

В конце 1990-х гг. американские баптисты опубликовали итоговые цифры: по их оценке, в XX в. около 100 млн хри­стиан погибли как мученики за веру. Возможно, эта цифра и завышена, но всё же весьма показательна.

- ■ т Я ■ ! :->"■;■ ЯПШ Й*. - : ViЩ&- . ii" : : : " \ .:"" f

Двухсотлетний период Религиозных войн в Европе дале­ко позади, но слова Паскаля: «Люди никогда не делают зло в столь полном объёме и с такой радостью, как ради своей веры», - остаются актуальными.

Основные термины и понятия

■ншашннннапанваашмнаннаншшн Религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, миро­вые религии

Вопросы и задания

1. Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и атеистов? Почему?

2. Охарактеризуйте роль религии в жизни человека, общества, го­сударства. В чём состоит моральная сила религии?

3. Что такое мировая религия? В чём суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4. Какую роль мировые религии играли и играют в истории чело­вечества?

5. Какую роль играет религиозный фактор в современных кон­фликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь пово­дом для начала вооружённого противостояния?

Практикум

■■■■ннвнн^ннмшаааашнвннннваншнвввшн

1. Опираясь на ваши знания истории, проиллюстрируйте кон­кретными примерами классификацию религий, данную в па­раграфе.

2. Одна из книг, посвящённая сравнительному анализу религиоз­ных текстов буддизма, христианства и ислама, получила название «А Бог у нас один». Предположите, что и каким образом пытался доказать автор.

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи