Население ныроб. Путешествие пермь-пянтег-чердынь-ныроб-камни ветлан и полюд

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет . Население - 4945 чел. (2016). Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 года до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей) .

Исторические места и архитектура

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

Население

Численность населения
1869 1875 1926 1970 1979 1989 2002
476 → 476 ↗ 896 ↗ 5911 ↗ 5952 ↘ 5526 ↗ 7500
2006 2007 2009 2010 2012 2013 2014
→ 7500 ↘ 7300 ↘ 7234 ↘ 5523 ↘ 5331 ↘ 5291 ↘ 5224
2015 2016
↘ 5152 ↘ 4945

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района .

Радиостанции

Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

Культура и досуг

Известные уроженцы

  • Ю. А. Берг - губернатор Оренбургской области .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ныроб"

Ссылки

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. См. ОКТМО .
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа .
  4. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV - начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. - 2009. - № 6. - С. 194
  5. Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  6. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  7. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  8. . .
  9. . .
  10. . Проверено 25 января 2015. .
  11. . Проверено 2 января 2014. .
  12. . Проверено 10 сентября 2014. .
  13. . Проверено 31 мая 2014. .
  14. . Проверено 16 ноября 2013. .
  15. . Проверено 2 августа 2014. .
  16. . Проверено 6 августа 2015. .
  17. на сайте .

Отрывок, характеризующий Ныроб

В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.

Сайт Ныроб, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Ныроб

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Ныроб. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Ныроб. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Ныроб представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Ныроб вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Ныроб. Быстрая доставка.

Выкладывал, тогда же хотел и Ныроб выложить. Ведь ездили-то мы туда в один день. Но не выложил. А сейчас спохватился. И решил, что лучше уж поздно, чем никогда.
В Чердыни мы остановились у памятника Ленину и стали спрашивать дорогу в Ныроб. Впрочем, об этом я уже писал. А потом мы долго ехали через проливной дождь, грязь, заросли огромного борщевика. И думали, а не свалится ли нам на голову бревно с проезжающего лесовоза. Раньше, когда я служил в этих краях, такое бывало. Но за двадцать с лишним лет крепления на лесовозах стали надёжнее. А ещё мы думали, а не повернуть ли нам назад, уж слишком мокрым, грязным и гиблым казалось место.
Но любопытство пересилило. И вот, мы въезжаем в Ныроб.

В нескольких постах я уже писал о древней истории Ныроба. Писал и о том, что название Ныроб переводится с коми-пермяцкого как "Поле Носа". Одного из четырёх первых жителей крошечной тогда (в начале 17-го века) деревушки звали Иванко Нос. Впрочем это имя у Белдыцкого упоминается, можете прочесть сами.
А скульптурный портрет того Иванки Носа я тоже как-нибудь выложу. В чердынском музее имени Пушкина этот портрет есть, только вот пост про него я так и не написал.

Мы едем по посёлку. Ныроб - посёлок длинный. Он состоит из трёх частей. У каждой части - своё предназначение. Первая часть называется Люнва. Здесь тюрьмы. Зоны жилые и рабочие. Лесопилки и огромные кучи опила за высокими заборами. Здесь же была и наша часть внутренних войск.

Следующая часть - историческая, деревянная. Собственно Ныроб. Здесь стоят храмы и старинные дома, здесь находится та самая яма, в которой томился Ныробский узник - Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя из династии Романовых, тоже Михаила. Здесь же музей. И ещё одна часть посёлка называется Городок. Там стоят довольно большие по деревенским меркам каменные дома, в которых раньше жили офицеры внутренних войск, а теперь живут сотрудники ГУФСИН.


И где-то там же, в Городке было Управление Ныробских лагерей, которое раньше называлось "Ныробспецлес" или Ш-320. Спецлес - потому что там использовали труд "спецконтингента" - заключённых. "Спецлесу" подчинялись тюрьмы и лагеря на огромной территории Чердынского района. Теперь многие из этих тюрем уже покинуты людьми, заброшены.
А мы едем и едем мимо длинных заборов с колючей проволокой и вышками. Говорят, что здесь, в Ныробе живёт людей больше чем в райцентре, в Чердыни. Причём большая часть их живёт здесь, за колючей проволокой.

Проезжаем допотопную заправку, которую построили ещё, наверное, при Брежневе.

И ни одного знакомого места. А ведь я прожил здесь около года, когда служил в армии. Осталось только смутное общее впечатление. Низкорослые северные сосны, дождь, туман и пропитанный водой песок под ногами. Может быть, тут всё изменилось после того, как построили дорогу? Но дорога была здесь и раньше. И насколько я помню, она проходила прямо под окнами нашей части.
Вдруг вижу - почта. Вот. Это именно та почта, куда я ходил получать посылки и переводы из дому. Значит воинская часть совсем недалеко.

И тут я увидел водонапорную башню. В восьмидесятых годах её построил полковник по фамилии Ганаба. И этот офицер словно Демидов в Невьянске решил увековечить с помощью башни своё имя. На каждой грани шестигранной башни он установил щит с одной буквой своей фамилии. Когда я приехал впервые в часть, то сразу увидел эту башню и спросил:
-А что здесь написано?
-Написано "Ганаба", это фамилия нашего бывшего зампотылу.
Вон она, эта башня, совсем немного выглядывает справа из-за забора. Не знаю, сохранились ли на ней те самые буквы. А часть наша была вон там, где белые дома. Сейчас после расформирования той части внутренних войск, которая охраняла заключённых, эти здания принадлежат ГУФСИН. Мы хотели дойти дотуда, но решили, что далеко, дождливо и грязно. И не пошли.

К тому же нам больше хотелось увидеть темницу Михаила Никитича.
Тут из дверей почты вышел пожилой мужчина в серой куртке. Он был единственным здесь человеком кроме нас. И Аля спросила его:
-А где тут храм, где темница Михаила Никитича?
Мужчина только развёл руками.
-Не знаю.
Я заметил на груди этого человека довольно большую беленькую табличку. Человек с табличкой действительно мог не знать, где тут и что. Это был заключённый-бесконвойник. Хоть его уже не держат взаперти в зоне, но скорее всего, он так и живёт тут в этом довольно большом тюремном мирке и нет у него необходимости выходить в посёлок. Он туда и не ходит, вот ничего и не знает.
А я вспомнил, что дорога тут одна, что если ехать строго по ней, то как раз туда, куда нужно и приедешь.

А это ворота зоны. Вон та зелёная дверь служит для пропуска людей в зону. Коричневая дверь ведёт внутрь периметра. Зайдёшь туда и окажешься между двумя высокими заборами. А на воротах для транспорта скорее всего написаны разные грозные предупреждения. "К воротам не подходить, с караулом и заключёнными не разговаривать, ничего им не передавать. Карается тем-то и тем-то".

История Ныроба уводит нас в далекие времена. Впервые Ныробка с шестью дворами упоминается в 1579 году в писцовой книге И. И. Яхонтова по Чердынскому уезду: "Ныробка Чердынского уезда была махонькой деревушкой из шести дворов, со всех сторон сжатая лесом. Хозяевами здешними были Микитка Ларев, Сенька Дмитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль и Якуш Черной".

Археологические материалы указывают иной возраст Ныроба — XIII век. О древнем населении края рассказывают находки возле камня Светик, что стоит в излучине реки Колвы вблизи бывшей д. Подбобыка, и на стоянке человека эпохи бронзы на верши - не этого камня. У села Искор и поселка Шунья обнаружены серебряные бляхи с охотничьими сценами. Бляхи были изготовлены волжскими булгарами в XII веке и проникли в этот край благодаря торговым связям. Исследования па - мятников проводили С. И. Сергеев (1895 год) и В. П. Денисов (1957, 1962 годы), все предметы, обнаруженные археологами, находятся в Эрмитаже.

Судя по названию, основали Ныроб коми- пермяки. Название поселения образовано из двух коми-пермяцких слов: «ныр» — нос и «ыб» — поле, т. е. «Носово поле», или «поле Носа» В переписи 1579 года среди жи - телей деревни упоминался Иванко Нос, в фамилии которого запечатлен русский перевод слова ныр. Неслучайно среди жителей Ныроба фамилия Носов стала распространенной.

Г ерб утвержден Решением Думы Ныробского городского поселения № 86 от 6 июня 2007 года. Герб Ныробского городского поселения является олицетворением исторического пути развития и возрождения традиций символики земли Пермской, воспитания патриотических чувств. Форма герба — французский щит.

В центре в золотом поле изображена фигура идущего вправо по зеленой полосе черного быка с красными глазами, рогами, копытами и кольцом в носу. Вверху щита — изображение кометы, внизу — голова льва. На щите надпись: «Ныроб». Обоснование символики: — золотое поле — христианские добродетели: Вера, Справедливость, Милосердие; — черный бык с красными глазами, рогами, копытами и кольцом в носу — символ мировоззренческих представлений местных жителей на традиционный охотничий промысел. Флаг утвержден Решением Думы Ныробского городского поселения 12 июня 2009 года. Он представляет собой золотое полотнище с черной окантовкой, в центре которого черный бык с красными глазами, копытами, рогами и кольцом в носу идет в сторону древка. Отношение длины полотнища к ширине 5:3.

Ныробка не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали для расправы над Михаилом Никитичем Романовым. События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов вместе со своими четырьмя братьями были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место.

Жизнь ныробцев, как и всей России, изменилась с воцарением в 1598 году на российском престоле Бориса Годунова. Начало его царствования отмечено рядом положительных преобразований в стране, но вскоре отно - шения между царем и боярами осложнились, и под царскую опалу попали многие знатные фамилии. С особой беспощадностью Годунов расправился с известным в московском обществе родом бояр Романовых, состоявших в близком родстве с последними царями — Иоанном и Федором. Сестра Никиты Рома - нова, Анастасия, была первой женой Иоанна Грозного. Пятерых сыновей Никиты Романова, связанного с царским родом, вместе с женами, детьми и племянниками Годунов сослал в заточение. Старшего — Федора приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарет. Жену его также постригли в монахини под именем Марфа, разлучили с детьми и сослали в Заозерье. Василия и Ивана приказал сослать в Пелым. Александра — к берегам Белого моря, а младшего сына — Михаила повезли в деревню Ныробку Чердынского уезда.

Почти два месяца продолжалось печальное путешествие боярина из Москвы в Ныроб.

В сентябре 1601 года возок с узником в сопровождении шести стражников под командой пристава Тушина прибыл в глухую деревень - ку. Закованного в трехпудовые оковы, бояри - на Михаила заключили в земляное узилище. Началось тяжелое безрадостное пребывание его на пермской земле. Мучительно долго в страшном одиночестве тянулись зимние дни и ночи. Голод, холод, тяжесть оков и нрав - ственные страдания приближали конец зем - ной жизни боярина. К лету 1602 года положе - ние узника ухудшилось. Стражники его почти не кормили, видимо, желая его смерти. Добро - сердечные ныробцы нашли способ оказать посильную помощь мученику. Они научили своих детей бросать в яму «святому», как они называли узника, хлеб и другие припасы. Молоко и квас наливали в дудочки растений и залепляли с обоих концов мякишем. В на - граду детишки слышали из ямы слабый го - лос заключенного, призывающего на них Божие благословение. Благодаря такой помощи узник, к неудовольствию стражи, продлил свою жизнь. По доносу ныробца, в доме которого разместился пристав Тушин, за оказание помощи М. Н. Романову пятеро крестьян были взяты под стражу и отправлены в Казань. «И те крестьяне пытками разными пытаны, и с пытки один в Казани умер». Ныробка опустела, и в каждом доме оплакивали своих кормильцев. В 1602 году М. Н. Романов скончался и был похоронен недалеко от места заточения.

В Ныробе сохранился памятник архитектуры — каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году).


«Пять куполов, пять глав небесных…

Напоминают мне они

Пять древних странников безвестных,

Сквозь тьму бредущих на огни…»

С. Володина




К западу от Никольской церкви находится другой памятник архитектуры - Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова.

В настоящее время она обезглавлена и достаточно невзрачна, совсем не похожа на культовое учреждение. Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области.

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова. Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах.

Вокруг ямы - забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Летом 1998 года в рамках паломнического визита Россию посетили высокие гости, потомки Дома Романовых: Глава Российского Императорского Дома Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Владимировна, Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Леонида Георгиевна (мать Марии Владимировны) и Наследник Цесаревич Великий Князь Георгий Михайлович и сопровождавшие их лица. Про - грамма визита Августейшей Семьи была составлена таким образом, чтобы они смогли по - бывать в тех местах, в которых происходили со - бытия, непосредственно связанные с историей династии Романовых. Впервые за несколько веков потомки царской фамилии побывали на месте темницы М. Н. Романова, где благочинный Северного Благочиния протоиерей Виталий Садков и отец Федор отслужили панихиду по мученику. Помолились за своего пращура и гости. «...Это большое счастье посетить такое место и помолиться за душу предка. Сердце радуется и душа успокаивается» , — сказал после панихиды Князь Вадим Олегович Лопухин, первый вице-предводитель Российского Дворянского Собрания.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село. Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню. 22 мая и 19 января в это место совершаются крестные ходы.

«Вода Никольского источника,
Живая, сладкая вода,
Печали все и все пророчества
В ней растворятся навсегда…
Лесная даль преображается
И замирает, чуть дыша…
В воде Никольской отражается
Святого узника душа…»

С. Володина

Святым среди жителей края издавна считается Никольский родник. Его вода отличается изумительным вкусом. Местные жители связывают это с тем, что в течение длительного времени в нем была схоронена явленная икона Николая Чудотворца.






1613 год ознаменовался для Ныроба необычным явлением: «...в версте от деревни Ныробки явилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Какие-то купцы проезжали мимо Ныробки с Бухонина волока. Проехав с версту от деревни, они увидели стоящую на пеньке икону. Должно быть, не считая себя достойными взять в руки святыню, они проехали в Чердынь и объявили о виденном ими тамошним жителям. Чердынцы тотчас же поспешили в Ныробку, взяли явленную икону и увезли ее в Чердынь. Но на следующее утро иконы в Чердыни не оказалось. Ее нашли опять на том же самом месте, где она явилась. Чердын - цы увезли ее к себе во второй раз, но и на этот раз случилось то же самое. Тогда на месте явления, построили маленькую деревянную часовню и поставили в нее явившуюся икону»

Поселок – родина Алексея Васильевича Флоренко (1922 – 1944 гг.), артиллериста, Героя Советского Союза (1944 г.), в его честь названа школа.

Ныроб как и другие населенные пункты имеет и свои особенности, одной из которых являются названия улиц. Например, улица Ворошилова получила свое название в честь Климента Ефремовича Ворошилова, он отбывал здесь ссылку, а в будущем стал видным политическим и военным деятелем Советского государства (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей).

С Ныробом связано имя Климента Ефремовича Ворошилова — известного в прошлом советского военного и государственного деятеля. В марте 1913 года он был отправлен в далекий Чердынский край под гласный надзор полиции на два года. Сначала содержался в чердынской тюрьме, затем его перевели в село Ныроб, где проживало немало политических ссыльных. В этом селе Ворошилов вначале жил в доме П. О. Елыко - мова. Позднее, когда к нему приехала жена, они поселились в двухэтажном деревянном доме у Анастасии Ивановны Пономаревой. По законам того времени только законная супруга могла проживать с мужем, на - ходящимся в ссылке. Поэтому К. Е. Ворошилов выехал навстречу невесте, и 13 ноября 1913 года в Введенской церкви села Камгорт они обвенчались. В метрической книге Камгортской церкви записано: «Административно-ссыльный Климент Ефремов Ворошилов 32 лет из крестьян Харьковской Губернии, Старобельского уезда Боровской волости, хутора Воронова, православного вероисповедания, первым браком обвенчался с мещанкой еврейкой Подольской губернии Ямпольского уезда местечка Красного Гитлей Дувид-Гершевой Горбман 26 лет, присоединенной к православной вере через Таинство Святого крещения с наречением имени Екатерина, первым браком. Священник Зосима Лавров, диакон Иаков Митяшевъ». Камгортский храм сохранился до наших дней. К. Е. Ворошилов свободно общался с жителями села и другими ссыльными и нанимался вместе с ними косить сено домохозяевам. Очень быстро завел дружбу с начальником почтового отделения Владимиром Петровичем Милициным. Вскоре К. Е. Ворошилова и его жену пере - вели на жительство в село Пянтег. Освобо - дился он 24 марта 1914 года, и Ворошиловы уехали в город Царицын. Связь с Ныробом у Ворошилова возобновилась в конце 1920-х годов и не прекращалась до последних дней его жизни

Ныроб - посёлок в 40км севернее Чердыни. По населению он превосходит райцентр (7 тыс. жителей), но визуально Ныроб представляет собой большое и мрачное село, которое я про себя окрестил "деревня Зековка". В наши дни это один из крупнейших центров "республики зеков", раскинувшей на севере Пермского края, да и тюремные традиции здесь насчитывают около 400 лет: в 1601 году сюда по приказу Бориса Годунова был сослан и замучен его основной соперник - боярин Михаил Никтич Романов. А в результате еще в конце 17в. здесь появилось нечто вроде современных "монастырей новомучеников" с красивейшей Никольской церковью.

Чердынский район удивляет своей историчностью - что-нибудь примечательное есть почти в каждом деревне, а церквей на единицу площади (а тем более на единицу населения) больше, чем в Тверской области. Помимо Ныроба, самое интересное село - Пянтег , где сохранилась уникальная церковь, вероятно перестроенная из башни острога в 1617 году. Возраст самого сруба же не известен, и это не просто старейшее здание Урала, но и старше любого другого минимум на 100 лет.

Однако Пянтег - по другой дороге, до него 60км, а автобусы ходят всего дважды в день и возят народ в Чердынь на работу, поэтому я туда не попал.

Но и на Ныробском тракте интересно почти каждое село. Например, Покча в 5км от Чердыни - здесь в 1472-1505 годах (когда Чердынское княжество было вассалом Москвы) помещалось русское воеводство, от которого сохранились едва заметные валы городища; в 19в. появилось несколько кварталов купеческих домиков, достойных уездного города, Казанская часовня примитивного вида и Благовещенская церковь (1885), в которую дважды (в самом начале и в самом конце ХХ века) ударяла молния:

В селе Вильгорт - тоже несколько купеческих особняков и очень красивая Троицкая церковь (1772, трапезная и колокольня 1902):

Фото: Сергей и Мария Поповы, из "Народного каталога православной архитектуры ".

Еще две церкви - в сёлах Камгорт и Искор. В тайге в 5км от Искора - скала Узкая Улочка высотой 50м, рассечённая от основания до вершины трещиной чуть меньше метра в ширину. На горе - остатки валов и святилища, а поверье гласит, что тому, кто взойдёт по "улочке" наверх отпустятся все грехи.
Словом, концентрация истории в Чердынском районе на уровне Псковщины.

А потом въезжаешь в Ныроб, точнее в его дальний район Люнва:

Путника тут встречают ЗОНЫ. Они тянутся вдоль дороги на несколько километров - тройные заборы, кольца колючей проволоки, вышки, бараки, трубы котельных, угрюмые тюремщики, горы дров и опилок. Лай собак и вой пилорамы. "Население" этих лагерей - по разным данным (неофициальным) от 2 до 4 тысяч человек, то есть в "республике зеков" это полноценный город.

И здесь же жилые дома. Страшно представить эту жизнь среди зон, когда происходящее за периметром можно наблюдать из окон. К слову, побеги из лагерей тоже регулярны, и опасность столкнуться с беглыми уголовником велика по всему району.

Адекватно фотографировать на Ныробском тракте у меня не получилось - оба раза автобус был переполнен, а я сидел не там, где надо. Поэтому прошу прощение за использование чужих фото и убогое качество своих.

Сам Нароб по своему устройству напомнил мне Соликамск, только меньше раз в 10. Тоже длинный и беспорядочный, и тоже состоит из трёх районов. В Соликамске - промзона, Старый Соликамск и Боровск. В Ныробе - Люнва, Старый Ныроб и Городок.

Старый Ныроб - большое и неуютное село, у меня ассоциирующееся скорее с Сибирью, чем Уралом. Хотя при всей удалённости главная улица тут асфальтирована, а на увале стоят вышки сотовой связи:

Приземистые и грубо сколоченные уральские избы на фоне увалов:

Водопровода тут нет, и воду набирают вот в таких сооружениях - почему они такого размера, сказать не могу. Может быть, насосные станции, а может быть резервуары:

Народ тут, как мне показалось, не агрессивный - но угрюмый и замкнутый. Впрочем, от взглядов мне часто делалось не по себе. Козлы и петухи тоже встречаются:

Однако в Ныробе есть кое-что, ради чего стоит сюда приехать - Никольская церковь, построенная в 1704 году в память Михаила Романова:

В начале 17в. Ныроб был одним из самых дальних владений России - Сибирь тогда была еще в процессе колонизации, и ссылать туда кого-то было негосбезопасно. Михаил Никитич был сослан сюда, по сути, на смерть - его держали в яме с решёткой, куда проникали и дождь, и снег, и где нельзя было даже встать в полный рост, да еще и в оковах весом около 30кг. Жители, видя такое изощрённое и непонятное издевательство, в тайне помогали боярину - носили ему еду и воду, за что неоднократно подвергались пыткам. Романов умер спустя полгода.

Что было дальше, все знают. Хотя Годунов был достаточно мудрым правителем (например, Московский университет вполне мог появиться в начале 17 века), ему не повезло с погодой, два неурожая подряд вызвали страшнейший во всей русской истории голод (погибло до 1/3 трети населения), перешедший в Смутное время, финалом которого стало воцарение Романовых. Про Ныроб они не забыли - еще при Михаиле Фёдоровиче жители Ныроба были освобождены от податей, а в конце 17в. началось строительство мемориальной церкви.

Храм вышел одним из красивейших на Урале - его украшения достойны церквей Соликамска:

Правда, впечатление малость испортил разговор с настоятелем - поп тут точь-в-точь такой, каким его представляют ненавистники РПЦ. Ну что ж - бывает, не все ж такие! А вот девушка, мывшая пол в храме, наоборот показалась мне очень доброй и светлой.

Дом при церкви:

Крест "В память репрессированных РОССИЯН" - это очень неполиткорректно:

Вторая церковь - Богоявленская (1736), обезглавлена и невзрачна:

Здесь же и замечательный деревянный Дом Культуры:

А чуть в стороне - вот такой домик, занятый неким "Мемориальным центром М.Н. Романова":

Подозреваю, это что-то типа музея, но на дверях висел замок, и никаких признаков того, что кто-то его откроет, не было.
А еще чуть дальше (точнее, если ехать из Чердыни, чуть ближе) - Яма Романова:

"Яма новомучеников" - это именно уральский феномен. Ганина Яма, куда были сброшены тела царской семьи, Алапаевская шахта, где так же было с телами семи великих князей - они появились в 1918 году. Династия Романовых вышла из Ипатьевского монастыря и прервалась в Ипатьевском доме, и более того - начала и закончила свою историю в уральских ямах.

Очень красивую модерновую ограду вокруг Ямы построили еще в начале ХХ века. Внутри ограды - обширный пустырь и ажурная часовня над собственно Ямой, похожая больше на клетку:

Ворота оказались наглухо заперты, как и дверь Мемориального центра. В общем, я решил тупо перелезть через забор. Часовня оказалась закрыта на засов, но не замок, и я спокойно отворил дверь:

Вот и сама Яма. Мне не верится, что это подлинник - скорее, всё-таки муляж. Но муляж исторический, ему не менее сотни лет:

На дне - цветы, иконы и мусор. Причём они там мирно уживаются - в этом, по-моему, вся наша жизнь!

Две мемориальных доски 1915 года, когда Яма реконструировалась (а сама часовня, кстати, современная - до Революции была деревянная):

В прошлом тут лежали и подлинные оковы Романова, ныне хранящиеся в Чердынском музее:

Тридцать килограмм, а еще решётка над головой и негде защититься от холода... В общем, судьба Николая Второго, которого "всего лишь" расстреляли, ЗДЕСЬ кажется еще не такой жуткой. В прошлом паломники надевали оковы на себя и молились в яме. Ныне приходят в музей и просто прикладываются к ним.

Около ограды - бывшая богадельня, а ныне больница в приятном модерновом здании (единственном в посёлке):

Дальняя часть Ныроба, в которой находится автостанция - Городок. Пешком от автостанции до церкви идти около получаса, но так как весь Ныроб - одна улица, автобус проезжает мимо храмов и туда, и обратно, причём в черте посёлка еще и с кондуктором.

Застроен Городок в основном вот такими домами, а народ там более люмпенизирован, чем в Старом Ныробе - видимо, пришлые:

Ныроб считают тут "краем земли" - далее нормальные люди почти не живут, а зон больше, чем деревень. А еще дальше, за полосой глухих лесов, вновь начинается обитаемая земля Республики Коми. Вообще же, Чердынский район находится на широте Южной Карелии.

В Ныроб я ездил из Чердыни ненадолго. В самой Чердыни ночевал две ночи - вечером первого дня приехал из Соликамска, утром третьего уехал в Березники. И в целом Пермь Великая вполне достойна Вологодщины.

С Пермью Великой на этом закончим, но поездка в Пермь Великую - меньше половины всего этого путешествия.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи