Форма по окуд — что это? Окуд — общероссийский классификатор управленческой документации Что такое форма окуд и окпо.
- Ответственный за поддержку классификатора: Ростехрегулирование
- Основание: Постановление Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 01.07.1994
- Утвержден: 08.06.2009
- Вступил в действие: 01.09.2009
Код ОКУД | Наименование формы | КЧ | Индекс | Периодичность |
---|---|---|---|---|
0500000 | Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации | 9 | ||
0300000 | Унифицированная система первичной учетной документации | 1 | ||
1000000 | Унифицированная система внешнеторговой документации | 1 | ||
0400000 | Унифицированная система банковской документации | 8 | ||
0900000 | Унифицированная система документации пенсионного фонда российской федерации | 7 | ||
0700000 | Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий | |||
0600000 | Унифицированная система отчетно-статистической документации | 1 | ||
0800000 | Унифицированная система документации по труду | 5 | ||
0200000 | Унифицированная система организационно-распорядительной документации | 2 |
Что такое ОКУД
ОКУД – сокращенное название общероссийского классификатор управленческой документации, входящего в Единую систему кодирования и классификации технико-экономической и социальной информации. Классификатор призван упорядочить информационные потоки, унифицировать регистрацию форм. ОКУН заменил существовавший ранее аналогичный Общесоюзный рубрикатор.
Разработчики унифицированных систем документации – это разнообразные государственные российские министерства и ведомства. Они утверждают единые формы документов, становящиеся впоследствии объектами общероссийского классификатора управленческой документации. В ОКУД применена трехступенчатая иерархия, где каждая позиция включает в себя 2 блока – наименование объекта и идентификацию.
Как классифицируются объекты в ОКУД
ОКУД – составная часть Единой системы кодирования и классификации социальной и технико-экономической информации, которая охватывает унифицированные формы и системы документации, которые разрешены к применению в народном хозяйстве. Разработан классификатор для решения таких задач, как:
- Регистрация форм документов
- Сокращение количества используемых форм
- Упорядочения в народном хозяйстве информационных потоков
- Исключения неунифицированных форм документов из обращения
- Обеспечение систематизации и учета унифицированных форм документов на основе их регистрации
- Рациональная организация контроля над использованием унифицированных форм документов
- Контроль над составом форм документов
- Исключение дублирования информации, которая применяется в сфере управления
Объекты классификации ОКУД – межведомственные и межотраслевые унифицированные формы документов, которые утверждены ведомствами и министерствами РФ. В классификаторе приведены кодовые обозначения и наименования унифицированных форм документов, которые входят в унифицированные системы документации.
Какие разделы кодов ОКУД существуют и какова структура кода
В первом блоке представлены контрольное число и код, которые имеют следующий вид: ХХ ХХ ХХХ Х, восьмая последняя цифра является контрольным число, первые семь цифр представляют собой коды ОКУД.
Первая ступень иерархии – это первые и вторые символы, она обозначает класс форм. Другими словами, на данной стадии классификации будет выявлена принадлежность конкретной формы документа к определенной УСД. Вторая ступень иерархии ОКУД обозначена третьими и четвертыми символами, означает она подкласс форм. К третьей ступени относится регистрационный номер формы документа.
Ко второму блоку относится наименование объекта, которое представляет собой само название формы документа, конкретизированное либо общее для различных ступеней классификации.
В обязательном порядке коды общероссийского классификатора управленческой документации проставляются в унифицированных формах документов. В некоторах классах форм, кроме указанных блоков, указывается иногда, например, индекс, периодичность и т.д. Связано это с преемственностью обозначений, которые приняты в органах государственной статистики.
Разрешается законом создавать новые формы первичной документации компетентными органами власти. Но тогда они обязаны вести отраслевой классификатор, созданные на основе ОКУД. В соответствующих классах и подклассах должны быть использованы определенные серии кодов.
Необходимо добавить, что были исключены в классификаторе классы, которые касаются УСД ВС РФ.
Общероссийский классификатор управленческой документации входит в Единую систему классификации и кодирования социальной и технико-экономической информации, включая в себя УСД и разрешенные к применению формы документов; упорядочивает информационные потоки, унифицирует регистрацию форм, изъял из оборота неунифицированные и дублирующие информацию формы. Он заменил ранее существовавший аналогичный Общесоюзный рубрикатор.
Разработчиками УСД (унифицированных систем документации) являются различные российские государственные ведомства и министерства. Именно они и утверждают единообразные формы документов, которые и становятся затем объектами ОКУД. В данном классификаторе используется трехступенчатая иерархия, причем каждая из позиций включает по 2 блока – идентификацию и наименование объекта.
Структура кодов ОКУД
Первый блок представляет собой код и контрольное число (КЧ) и имеет следующий вид: ХХ ХХ ХХХ Х, где последняя (8-ая) цифра – КЧ, а первые семь – коды ОКУД. Первая ступень иерархии показана 1 и 2 символами и обозначает класс форм. Иными словами, на этой стадии классификации выявляется принадлежность конкретной формы документа к определенной УСД. Вторая ступень иерархии ОКУД обозначена 3 и 4 символами и означает подкласс форм.
Иерархия ОКУД
Здесь выявляется общее содержание тех или иных форм и их область применения. Третья ступень иерархии (5, 6 и 7 символы) определяет регистрационный номер формы документа. Исключение составляет документация по учету сельхозпродукции и сырья, где 5 знак – это общее всех операций, а номер регистрации обозначен знаками 6 и 7. Второй блок – наименование объекта – являет собой само название формы документа, общее или конкретизированное для разных ступеней классификации.
Коды ОКУД в обязательном порядке проставляются в унифицированных формах документов. Кроме указанных блоков (кода, контрольного числа и наименования объекта) в некоторых классах форм указывается также «Индекс» (для 3 и 6 классов) и «Периодичность» (для 6 класса), например, годовая, квартальная и т. п. Это связано с преемственностью обозначений, принятых в органах госстатистики.
Закон разрешает создавать новые формы первичной документации компетентными органами власти в подведомственных им организациях. Однако они должны вести отраслевой классификатор на основе ОКУД и использовать определенные серии кодов в соответствующих подклассах и классах.
Следует добавить, что в классификаторе были исключены классы, касающиеся УСД Вооруженных Сил РФ, а регистрация их форм была выведена в ведомство Генштаба ВС РФ. И наконец, необходимо помнить, что все новые формы документов должны быть зарегистрированы во ВНИИКИ Госстандарта РФ методом включения их в общероссийский классификатор управленческой документации.
В Российской Федерации применяется единая система кодирования и классификации информационных массивов. Она состоит из отдельных классификаторов, охватывающих различные области предоставляемой в органы статистики информации. Известны общероссийские классификаторы, например, ОКОФ (основные фонды), ОКУН (услуги населению), ОКЕИ (единицы измерения) и ряд других. Частью этой системы является ОКУД – классификатор управленческой документации, применяемый, как и другие, в общероссийском масштабе.
ОКУД: назначение и история изменений
ОКУД (или ОК 011-93) утвержден 30/12/93 г. Госстандартом, постановлением №299, начал действовать с 01/07/94 г. Классификатор неоднократно уточнялся и дополнялся. В настоящее время действует редакция документа от 12/12/18 г.
Госстандарт подготовил еще одно изменение (108) от 27/12/18 г. Оно вступает в силу с 01/03/19 г. Текст изменений официально публикуется в информационном указателе «Нацстандарты». Кроме очевидной цели – уменьшения количества применяемых бланков, классификатор необходим для решения определенных проблем учета и обработки информации, таких как:
- Создание условий для исключения неунифицированных документов из оборота (уменьшения их количества). Законодатель считает унифицированные бланки более удобными в обращении.
- Регистрация форм, а далее их учет, систематизация.
- Создание и поддержание упорядоченности информации о хозяйственной жизни.
- Контроль в регионах за использованием унифицированных бланков документации.
- Контроль содержания форм с целью исключить из них дублирующуюся информацию.
На заметку! Ранее в России применялся общесоюзный КУД под номером 1 89 012.
Классифицируются документы общероссийские, применяемые в межотраслевом, межведомственном документообороте и разрабатываемые в министерствах (ведомствах).
Структура ОКУД
Классификатор представляет собой перечень наименований и кодов форм документации, сгруппированных по блокам-системам: организационно-распорядительной, первичной учетной, устанавливаемой Банком РФ и прочей документации.
Каждый такой блок сам объединяет схожие группы документов, например, организационно-распорядительный состоит из сгруппированных форм по созданию, ликвидации, реорганизации. В каждой такой группе собраны документы одного вида.
Исходя из сказанного, можно определить структуру кода:
- первые две цифры – класс;
- вторые две цифры – подкласс;
- третья группа цифр, три позиции – номер формы;
- цифра для контроля.
Пример: код по ОКУД 02 11 111 7, «Положение об организации». Класс 02 — «организационно-распорядительные», подкласс 11 – «по созданию организации», 111 — «регистрационный порядковый номер положения об организации». Расшифровав код, можно получить полную информацию о бланке и его назначении. Цифра, контролирующая правильность введения кода, — 7.
Для некоторых групп документов код может несколько видоизменяться в связи со сложившейся практикой кодировки. Например, класс 03 содержит еще одно звено кода. Особо выделяются группы документов по учету сельхозпродукции, сырьевых сельскохозяйственных запасов, по отраслям.
Классы 60-79 в документе не приводятся. Они закреплены за российскими Вооруженными Силами.
На базе действующего ОКУД федеральные исполнительные властные структуры могут создавать собственные формы для подконтрольных организаций, согласовывая их создание с Комитетом по статистике (пост. Пр-ва №835 от 8/07/97 г.). Они используют класс 03. Если создаются отраслевые либо ведомственные классификаторы и возникнет необходимость создания новых классов, используются зарезервированные создателем коды от 80 до 99.
Документы организации и ОКУД
При разработке внутриорганизационной документации, не относящейся к унифицированной (или утверждении к применению унифицированной), нередко возникает вопрос об ОКУД. Обязательно ли при утверждении отдельных документов или альбома унифицированных форм в организации применять ОКУД или действовать по правилам его формирования при разработке собственных форм? Относится ли этот реквизит к обязательным?
ФЗ-402 от 6/12/11 г., ст. 9, определяет обязательные реквизиты документа:
- название;
- наименование фирмы;
- дату;
- содержание события хозяйственной жизни;
- измерители – натуральные или денежные;
- фиксируемую величину;
- подпись ответственного лица, с расшифровкой, должность.
Код ОКУД, как обязательный, в ФЗ не поименован, из чего следует, что отсутствие ОКУД не лишает документ законной силы. Ведомственные документы подтверждают эту позицию (например, документ Минфина №ПЗ-10/2012 от 4/12/12 г., письмо Роструда №ПГ/1487-6-1 от 14/02/13 г.).
В то же время если в организации повсеместно используется ОКУД унифицированных форм, то нарушением это не является. При скачивании формы из сети или использовании типографской ОКУД может отсутствовать по причине, указанной выше: он является необязательным реквизитом либо форма не является унифицированной.
Чтобы точно определить ОКУД документа, следует обратиться с запросом в статистический орган. Ожидание ответа может занять некоторое время. Ускорить получение сведений можно, зайдя на официальный сайт Госкомстата и найдя информацию самостоятельно. Официальный запрос имеет смысл в случае, если эту информацию необходимо затем предоставлять в официальные инстанции, например, в суд.
Тезисно
- ОКУД – классификатор управленческих форм документов унифицированного характера, принятых в России. Код включает класс, подкласс, рег.номер документа и контрольное число.
- Некоторые классы учитывают особенности включенных в них документов добавлением дополнительных звеньев в код. В классификаторе зарезервированы классы для «оборонки» и для новых классов документации, если возникнет необходимость в их использовании.
- ОКУД не является обязательным реквизитом документа, хотя в форме обычно проставляется. Информацию об ОКУД могут предоставить по запросу органы статистики.
42. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) и государственные стандарты на унифицированные системы документации как нормативные документы.
План: - Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), ОК 011-93 как составная часть «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК)» (краткая структура); - назначение ОКУД - государственные стандарты на документацию как нормативные акты: предпосылки появления, история, особенности содержания.- ГОСТ Р 6.30-2003: структура, содержание, отличия от ранее действующих.
Общероссийский классификатор управленческой документации является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.
ОКУД предназначен для решения следующих задач: регистрация форм документов; упорядочивание информационных потоков; сокращение количества применяемых форм документов; исключения из обращения неунифицированных форм документов; обеспе/чение учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации; контроль за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления; рациональная организация контроля за применением унифицированных форм документов.
Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские унифицированные формы документов, утверждаемые Министерствами РФ – разработчиками унифицированных систем документации.
Классификатор содержит наименование видов управленческих документов и их коды – идентификаторы форм документов.
Единые требования к оформлению документов зафиксированы Государственном стандарте (ГОСТ). История возникновения: Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации - Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов - ОС * Т (общесоюзный стандарт). В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР Постановлением от 9 июля отменили порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОС * Тов и различных отраслевых стандартов была введена категория - государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). Определенной вехой в развитии стандартизации явилось Постановление Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. "Об организации работы по стандартизации в СССР". В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Если говорить о современных стандартах о документации, то важным является ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Его структура: область применения; состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов; Приложения.
Его главное отличие от ранее действующих ГОСТов в том, что он носит рекомендательный характер. Появились новые реквизиты, среди которых: Основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика/ код постановки на учет.
Организации применяют в управленческой и отчетной документации в большинстве своем стандартизированные документы. Эти бланки содержат информационное поле «Код ОКУД», которое есть практически во всех унифицированных (типовых) формах, и в обязательном порядке должно быть заполнено при формировании документа или отчета.
В чем заключается назначение этого кода и для чего он необходим, как узнать ОКУД организации по ИНН и возможно ли это, расскажем в нашем обзоре.
ОКУД: что нужно знать о классификаторе
ОКУД ОК 011-93 – Общероссийский классификатор управленческой документации, разработанный в 1993 г. и введенный в обращение на территории РФ Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299 (последняя редакция 11.09.2018). Данный вариант классификатора стал оптимизированным аналогом действовавшего до июля 1994 г. ОКУД 1 89 012.
Классификатор идентифицируется как часть обобщающей системы ЕСКК (Единая система классификации и кодирования РФ) и содержит утвержденные к применению на территории России унифицированные бланки и формы документов.
Форма документа по ОКУД – это унифицированная форма, которой по регламенту классификатора (в соответствии с госстандартами) присвоен оригинальный код. Как выделенная часть обобщающей системы, классификатор решает ряд организационных задач, в числе которых:
регистрация стандартизированных форм и бланков документов, используемых в официальном документообороте;
систематизация и учет зарегистрированных унифицированных бланков и форм;
контроль за содержанием и структурой регистрируемых форм и бланков, допускаемых к обращению.
Введение в действие классификатора ОКУД явилось крайне необходимой мерой оптимизации, и позволило:
значительно сократить количество применяемых в документообороте форм и бланков и исключить из обращения формы, не прошедшие стандартизацию;
исключить дублирование информационных составляющих в формах различного назначения, применяемых в документообороте;
создать и оптимизировать документооборот между госаппаратом, госслужбами и хозяйствующими субъектами;
организовать оптимальную систему контроля по использованию унифицированных бланков и форм.
Как узнать ОКУД организации по ИНН
Как правило, коды ОКУД с учетом вида деятельности по умолчанию прописаны в бланке (форме) документа, если таковая выполнена по унифицированному стандарту. Однако нередко возникают ситуации, когда стандартизированной формы под руками нет, а необходимо узнать код ОКУД. Можно ли код ОКУД узнать по ИНН?
Поскольку коды ОКУД являются определяющим статистическим элементом документа, и в системе ЕСКК не взаимосвязаны с основными регистрационными данными конкретного субъекта хозяйствования, узнать ОКУД по ИНН компании или ИП нельзя.
Посредством стандартных процедур выяснить необходимую информацию о коде ОКУД по ИНН (узнать онлайн или иным способом) через общедоступные сервисы не представляется возможным. ОКУД не присваивается организациям – это код для форм документов.
ОКУД ИП по ИНН узнать нельзя по той же причине – предпринимателям (как и организациям) ОКУД не присваивается.
Как выяснить код формы по ОКУД. Как узнать по ИНН другие коды
Не имеет смысла обращаться в органы статистики в поисках кода документа: в унифицированных бланках всегда указывается их восьмизначный код – таким образом и можно узнать ОКУД.
По ИНН бесплатно Росстат предоставляет информацию по всем остальным статистическим кодам, присвоенным субъекту, а не бланку (ОКПО , ОКАТО, ОКОГУ, ОКВЭД и др.). Письменный запрос отправляется в орган госстатистики по месту нахождения организации (месту жительства ИП).
Найти статкоды можно и в онлайн-режиме (за исключением кода ОКУД). По ИНН узнать онлайн Росстат-коды можно с помощью специального ]]> сервиса ]]> .
Подробнее о том, как узнать присвоенные коды Росстата мы рассказывали в нашей статье .
При обстоятельствах, когда нет возможности самостоятельно подать запрос в отдел статистики по месту фактической регистрации объекта, можно прибегнуть к помощи третьих лиц – организаций, специализирующихся на оказании услуг подобного рода, делегировав посреднику определенные полномочия.