Средства профессионального самосовершенствования. Современные проблемы науки и образования

Процесс профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности чрезвычайно индивидуален. Однако в нём всегда можно выделить четырех основных логических взаимосвязанных этапа:

  • 1. самосознание и принятие решения на самосовершенствование;
  • 2. планирование и выработка программы самосовершенствования;
  • 3. непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;
  • 4. самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.

Взаимосвязь и последовательное выполнение, задач четырех этапов самосовершенствования приведет к искомому результату: совершенствованию профессиональной подготовки педагога, развитию его профессионально-значимых качеств. Вместе с тем каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс профессионального развития.

Началом большой и кропотливой работы педагога по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное самосовершенствование.

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:

  • · самопознание себя в системе социально-психологических отношений, в условиях профессиональной педагогической деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
  • · самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения и самоанализа. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.
  • · самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявленными требованиями. Непременным условием объективности самопознания выступает адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение педагога к своим достижениям и недостаткам.

Наука отмечает два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те преподаватели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего педагога и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

На основе самоизучения и самооценки у педагога вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия решения на самосовершенствование происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании педагогом своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель будущей работы над собой. Здесь важно суметь волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.

Решение на самосовершенствование конкретизируется на этапе планирования. Планирование самосовершенствования - процесс многозначный. Оно связано: с определением цели и основных задач самосовершенствования как на перспективу, так и на определенные этапы жизни и деятельности педагога; с разработкой программы (плана) личностного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Способность учителя сознательно и самостоятельно ставить перед собой те или иные цели и задачи, определять направление самосовершенствования требует больших внутренних усилий. Без цели в жизни, без представления о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования человеку будет намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

Любому педагогу нужен профессиональный идеал, который бы являлся бы для него ориентиром в профессиональном становлении. Подобным идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый ему по книгам или телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых педагогах-гумманистах, идеи и жизни которых могут служить образцом для многих поколений учителей. Таким примером может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою».

Профессиональный идеал является своего рода эталоном, перспективой, воплощающей определённые цели и стремления. Идеал у любого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Кроме того, педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто её выбрал очень конкретные нормативные требования, без которых невозможно состояться как педагог.

На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить своё социальное назначение, и созданы обобщённые характеристики - профессиограммы. Профессиограмма даёт возможность каждому установить развитость у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

Что, касаясь планирования самосовершенствования, то это дело глубоко индивидуальное, главное предназначение которого - помочь организовать и упорядочить работу над собой. Наряду с программой по самосовершенствованию можно составить план работы над собой: план-максимум - на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самосовершенствования выступает систематическая и целеустремленная работа по совершенствованию качеств собственной личности, имеющихся знаний, умений и навыков. К сожалению, следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для специалистов с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени.

Так, согласно данным проведенных исследований, все респонденты (100%) утвердительно ответили, что человек должен заниматься профессиональным самосовершенствованием. В то же время только каждый четвертый среди них занимается хотя бы какой-то практической деятельностью в данном направлении.

Эффективность самосовершенствования специалиста значительно возрастет, если он приложит достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность деятельности специалиста на данном этапе заключается в том, что он контролирует работу над собой, постоянно держит ее в поле своего сознания (рефлексия) и на этой основе своевременно устанавливает (или предотвращает) возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы. «Рефлексия начинается тогда, когда возникает отклонение от образца или осознаётся неудовлетворённость прежними схемами». С этой целью можно вести дневники, планы, расписания и т.д., в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой, как правило, за прошедший день, неделю, месяц. Кроме улучшения контроля здесь срабатывают специфические психологические механизмы: если задача записана, зафиксирована на бумаге, то у человека существенно повышается ответственность за ее реализацию.

Способность анализировать свой собственный опыт, оценить успехи, разобраться в ошибках, учитывая внутренние и внешние мотивы, помогает педагогу определить дальнейшую индивидуальную траекторию самосовершенствования. Такой направленный самоанализ может быть весьма продуктивным и является одним из факторов, оказывающим существенное влияние на рост профессионального мастерства.

Вывод 4: Проблема организации самосовершенствования носит системный характер, зависит от множества факторов. В решении проблемы организации самосовершенствования педагогов должна стоять, в первую очередь, системный метод.

Самообразование и самосовершенствование молодого педагога-

путь к успешной профессиональной деятельности

В. Н. Вербицкая

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82»,

г. Кемерово

Учитель живет до тех пор, пока он учится;
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

Педагог - одна из самых прекрасных профессий на свете. Дорога к знаниям - нелегкая и бесконечно увлекательная.

Каждый молодой педагог должен понимать, что с получением диплома о педагогическом образовании, его профессиональное образование только начинается. Одной из основных частей непрерывного образования педагогических работников является самообразование. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Самообразование педагога направлено на непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС, на возможность в полной мере квалифицированно развивать универсальные учебные действия учащихся, четко и грамотно осуществлять учебно-воспитательный процесс выполняя Закон РФ «Об образовании».

С чего же нужно начать молодому учителю? Конечно, с изучения документации (положения, программы, и т.д.); изучения научно-педагогической литературы и методических рекомендаций (изученную теорию применять практически с учётом социальных, индивидуальных особенностей детей класса); участия во всех формах методической работы образовательного учреждения. Молодой педагог, мечтающий об успешной карьере, должен быть «зорким», чтобы увидеть рядом с собой главных своих помощников, коими могут стать коллеги по работе, учителя-стажисты. Именно их опыт нужно изучать и использовать, посещая уроки, участвуя в анализе открытых уроков, обмениваясь мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания. Молодому педагогу важно научиться использовать, психологические приёмы, позволяющие грамотно и плодотворно организовать учебный процесс, не унижающий детей, но настойчиво направляющий к цели. Эффективно взаимодействуя с высококвалифицированными педагогами молодой учитель постепенно становится компетентным учителем, коим быть уважительно, современно, почётно.

Самообразование – верный путь к успешной профессиональной деятельности молодого педагога и одна из форм профессионального самосовершенствования. В свою очередь, профессиональное самосовершенствование педагога – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Каковы же основные пути совершенствования педагога? Безусловно, это совершенствование педагогического мастерства и непрерывное пополнение педагогических знаний, которые достигаются путем самообразования. Это нравственное и физическое совершенствование, которое «идёт» параллельно с развитием общего кругозора и умением эффективно организовать свой рабочий день.

Современное общество предъявляет высочайшие требования к учителю. Каждый родитель желает, чтобы в класс, где учится его ребенок, вошел образованный, осведомленный в различных областях знаний, владеющий педагогической техникой и педагогическим тактом учитель. Сегодня от педагога требуется фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке, но при этом применение этих самых современных технологий не должно уничтожать личность ребёнка.

Постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства, творческое отношение к работе, владение методикой обучения и воспитания не могут остаться не заметными для учащихся и родителей. Поэтому, входя в класс, нужно помнить, что горящие глаза учителя, увлечённость своим предметом может иметь для маленького человека больший мотив в изучении предмета, чем страх быть наказанным или униженным. Молодой педагог изначально должен понимать, что учитель не только «даёт знания», но и речь учителя, внешний вид, моральные качества - образец поведения в обществе для юного гражданина.

Сегодня источников для самообразования и самосовершенствования молодого учителя множество: телевидение, газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио информация на различных носителях; курсы повышения квалификации; семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. И ч ем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует начинающий учитель, тем скорее он станет успешным квалифицированным педагогом, обладающим широким кругозором. Учителю необходимо постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться, ведь учитель - вечный ученик.

С оветов начинающему педагогу можно дать множество, но педагогическая деятельность будет результативнее, если есть желание на начальном этапе установить свою собственную высокую планку, быть готовым к сотрудничеству и, главное, убедить себя, что ты способен изменить мир в лучшую сторону.

Показателем успешной профессиональной деятельности педагога, который находится в постоянном творческом поиске, и стремится «расти» на высоком уровне, будут его успешные и востребованные в современном мире ученики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сахалинский Государственный Университет

Кафедра педагогики и методики начального образования

Методы профессионального самосовершенствования педагога

Выполнила:

Зверева Т.А.

Проверила:

Ст. преподаватель

Афанасьева Д.О.

Южно-Сахалинск

Введение

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры

Метод «портфолио» как способ профессионального развития

Использование навыков саморегуляции

Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из непременных условий эффективности любой профессиональной деятельности, в том числе педагогической, является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным образованием, прежде всего личностным образованием человека.

Профессиональная готовность педагога предполагает у него наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, умения мобилизовать свой профессиональный потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.

Важным условием успешности деятельности учителя выступают также и его готовность и способность к профессиональному и личностному росту, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно реализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с учащимися, с коллегами по работе.

Самовоспитание и самосовершенствование начинаются с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера. Требования к себе должны быть выше возможностей конкретного человека, только тогда возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе деятельности педагога, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит, вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании поддерживается в дальнейшем личным источником активности (убеждениями, чувствами долга, ответственности, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется пониманием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Вообще в условиях модернизации современного образования педагогу необходим постоянный профессиональный рост, самосовершенствование. Появление новых функций в должностных обязанностях, требований к знаниям, профессиональным умениям и другие положения, принятые государственными нормативно-правовыми актами, актуализируют необходимость специально организованной работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное самосовершенствование педагога.

Профессиональное самосовершенствование педагога - это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Профессиональное самосовершенствование педагога осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это относительно самостоятельные процессы, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации. Самовоспитание выступает как деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период (здесь не обойтись без самодиагностики), объективную их оценку и, возможно, даже рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию (с лат. «обращение назад» - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний), без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству. Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Но рефлексия - это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что происходит в процессе общения. Это еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные и когнитивные особенности, эмоциональные реакции.

В процессе самонаблюдения происходит осознание личностных качеств, мотивов, характерных сторон педагогической деятельности. На этом этапе можно использовать следующие методы диагностики:

Наблюдение;

Ведение педагогического дневника;

Тестирование свойств личности и профессиональных знаний.

Самоанализ устанавливает причинно-следственные связи в полученной о себе информации.

Этап самооценки предполагает определение отношения к себе и своей педагогической деятельности.

На этапе самокоррекции реализуется обратная связь, воплощается в деятельность результат предыдущих этапов самодиагностики.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры

Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски. Практика показывает, что знания, полученные учителями в вузах, нуждаются в апробации в школе. В этом случае и приходит на помощь специально организованная в школе система методической работы.

Методическая работа является необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворять запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена, прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма учителей. Необходим также учет особенностей мотивации учителей, т.е. выявлению мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

Повышение уровня теоретической специализации (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;

Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах;

Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодые учителя, учителя-предметники, классные руководители и воспитатели, учителя, испытывающие определенные затруднения в педагогической работе; учителя, имеющие разный педагогический стаж; учителя, не имеющие педагогического образования;

Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной характеристики деятельности учителя: общекультурную составляющую, методологическую и исследовательскую культуру, профессионально-нравственную культуру и культуру общения, дидактическую и воспитательную культуру, управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по каждому направлению формирования профессионально-педагогической культуры и может быть предметом изучения в течение длительного времени.

К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в школе относятся предметные методические объединения, единый методический день в школе, проблемные семинары и практикумы, школы молодого учителя, школы передового опыта, индивидуальная работа с учителями, проведение открытых и показательных уроков, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы.

Участие учителей в методической инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической работы. Методическая работа в школе по охвату вопросов, глубине их проработки позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива школы, так и для педагогического сообщества в целом.

Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность в конечном итоге определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием. Идея непрерывности образования реализуется не только в процессе перехода от одной формы обучения к другой: вуз - ИРО - семинары, курсы и т.д., но и периодами напряженного интеллектуального труда в промежутках между ними. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы.

Педагогическое самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности.

Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы.

Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя не изучали в вузах, но для современной школы они являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее обучение, модульное обучение, особенности обучения в школах нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, гражданского воспитания и др.

Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Оно зависит от умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.

Метод «портфолио» как способ профессионального развития

Одним из наиболее современных методов профессионального саморазвития педагога является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных учителей и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио представляет собой:

Набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.);

Методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;

Описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения наставника и оценки работы с его стороны);

Результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога.

По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.

Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки материалов по теме.

Какими могут быть основные цели работы над портфолио?

1. Помощь в развитии карьеры педагога.

В том случае, если педагог претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Возможно использование видеозаписи фрагментов работы - мероприятия, урока и т.д. Разумеется, они должны быть сделаны и могут демонстрироваться с разрешения детей или родителей. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы. Конспекты уроков, программы занятий или их фрагменты, материалы, отражающие динамику развития детей, также должны быть отражены в портфолио. Цель таких примеров - отразить умения специалиста по планированию своей деятельности, по постановке целей в работе и достижению их адекватными методами при адекватных затратах сил и времени. Примеры можно дополнить описанием наиболее часто используемых методов работы, способов выбора метода в зависимости от ситуации, т.е. своего рода методическим портфелем. Если педагог претендует на административную должность, необходимо отразить основные навыки административной работы (планирование, контроль, оценка, работа в команде и др.). Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога - документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, иметь указание должности и званий рекомендующих. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены в портфолио.

Последний раздел - документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.

Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем подбираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг снова становятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями.

Ежегодное портфолио следует завершать не позже чем через две недели после окончания учебного года - это оптимальный период для анализа работы за год. Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за одну неделю до учебного года - с рефлексивного размышления об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, учеников, коллег, школы в целом. Что можно дать для их развития, достижения общешкольных целей? Что можно взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым специалист будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой работы формулируется и записывается цель работы на год. Далее, один раз в месяц делается краткий обзор работы по достижению поставленной цели, а также общий анализ работы за месяц. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, конспекты литературы, статьи, обзоры книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.

3. Помощь в профессиональном развитии педагога.

Процесс определения целей профессионального развития, направлений специализации или переквалификации не всегда легок. Педагоги жалуются на недостаток времени для профессионального развития, «текучку», мешающую их росту. Портфолио поможет и в этом случае. Оно может служить отражением профессиональных достижений и способом постановки и достижения целей развития в работе.

Прежде всего, в таком портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт? В виде эссе или дневниковых записей должны быть зафиксированы взгляды специалиста на суть своей работы.

Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажировка, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей. Если работа по развитию предполагает участие наставника, то и для педагога, и для наставника должны быть определены формы работы и сферы ответственности. Программа развития включает в себя основные действия, сроки их исполнения и формы контроля.

Следующий раздел может быть посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником, разработка новых программ, анализ видеозаписей работы, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио можно вносить конспекты, видеоматериалы, ксерокопии статей и др.

Другой раздел портфолио можно посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий. Частично это направление было описано выше. Кроме постановки целей, сбора примеров использования, следует обратить внимание на анализ эффективности новых методов работы в различных ситуациях. Результатом анализа может стать резюме по использованию методики.

Последний раздел портфолио посвящается повышению профессиональной ответственности специалиста.

Особого внимания заслуживает содержательная сторона портфолио, касающаяся общих подходов к работе и оценке своей деятельности педагогом. В портфолио должен найти отражение уровень развития следующих основных умений:

Подбор форм и методов работы к конкретной ситуации или поставленной задаче - соответствие форм и методов работы цели, учет уровня развития ребенка; подбор проводится с учетом возможностей измерения достигнутых результатов;

Умения устанавливать и поддерживать контакт с учащимися, коллегами и родителями - создание соответствующего климата во время работы, умение удерживать внимание детей во время работы с ними, умение убеждать и объяснять, поддерживать диалог, эффективное использование времени;

Умение проводить диагностику и обучение - умение наблюдать за деятельностью детей, осуществлять обратную связь, находить и использовать способы количественной и качественной оценки развития и обучения детей, задавать эффективные вопросы.

При анализе следует учитывать, что не все в работе педагога зависит только от его умений и действий. Среди важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности, можно выделить организацию работы в школе, установившиеся взаимоотношения в педагогическом и ученическом коллективах и между учителями и детьми, другие организационные факторы; факторы, зависящие от несовершенства используемых методов работы.

Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие и, как результат, получение большего удовлетворения от работы.

И спользование навыков саморегуляции

Для представителей всех профессий, объектом которых является человек, периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники. «Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. По определению Ганса Селье, признанного авторитета в области изучения стрессов, стресс - это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Если стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему принято считать, что стресс - это плохо? От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нервных перегрузок.

Всё дело в пороге . Порогом в психологии называет величину раздражителя, при которой происходят качественные изменения ощущений или реакций. В случае стресса все, что находится до «порога», идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие выйти за «порог», способны достигать очень многого в своей жизни.

Уровень «порога» определяют три основные группы факторов:

1. Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.

2. Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное и экономическое положение человека и общества в целом и т.д.

3. Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (например, крупные ссоры и конфликты, экзаменационная сессия требуют адаптации до 2-4 месяцев, переезд на новое место жительства или смена места работы - до 1 года, изменение семейного статуса - до 2 лет и т.д.). В случае, когда несколько таких событий совершаются за короткий промежуток времени, способность человека к адаптации в других ситуациях понижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.

Чем быстрее человек адаптируется к изменяющимся условиям, тем легче он справляется со стрессовыми ситуациями. Приспособляемость и адаптация - это те механизмы, которые на протяжении веков давали биологическим организмам возможность выжить и развиваться. В них же заключается и способность человека регулировать свое состояние. Чем больше развиты у педагога эти механизмы, тем легче и радостнее ему работать. Деятельность педагога невозможна без нервных «встрясок», невыраженных отрицательных эмоций, поэтому более эффективно не ругать детей за то, что они не дают ему спокойно жить, а развивать в себе способность быстро приспосабливаться к изменениям.

Каковы же способы повышения стрессоустойчивости?

Первая группа способов основана на психофизиологической разрядке, освобождении от отрицательных эмоций, разрушающих человека физически и морально. Существует множество физиологических механизмов разрядки, внешне они проявляются в виде плача, смеха, дрожи, зевоты, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо их сдерживать ни у других, ни у себя. Известные способы саморегуляции, относящиеся к этой группе: побить подушку, выплакаться в пустой комнате, выговориться кому-либо, сосредоточенно, глубоко дышать, задерживая дыхание.

Вторая группа способов саморегуляции основана на вытеснении отрицательных эмоций положительными:

1. Основной из них заключается в развитии способности переключаться, создавая для этого специальные условия. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующее объекту ощущение и состояние организма. Например, сильное волнение или злость можно снять, представив себя в приятном месте (на пляже, в лесу, на берегу речки и т.д.).

2. Способность к адаптации напрямую зависит от умения расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм очень прост: в ситуации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к атаке или ее отражению, но когда ситуация опасности заканчивается, мышцы автоматически не расслабляются, а продолжают оставаться в напряжении.

3. Переключением может стать изменение отношения к миру. Несколько советов о том, как это сделать, дает Г.Селье:

Развивайте в себе положительные чувства - это любовь в самом широком смысле, включающая в себя благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством, - все эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелательность;

Старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;

Старайтесь избегать даже самых мягких форм бессмысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, так как они вызывают только ответную жестокость;

Изберите себе такое окружение (супруга/супругу, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;

Постарайтесь придать своей жизни определенную направленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упорного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетными, а непременно накапливаться в течение жизни.

Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство

Профессионализм учителя может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в свое работе. Многие учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. В чем заключается характеристика такой деятельности учителей?

Под педагогической умелостью понимают такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педвузах и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Все это изучается в педагогических вузах, но нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство .

Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя педагогическое мастерство есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

От обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они не обязательны. Главное в нем - совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, личным обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных данных, едва ли не определяющую роль в педагогической деятельности играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическому мастерству нужно учиться. И учеба заключается, прежде всего, в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем. Воспитатель должен так себя вести, чтобы каждое движение его воспитывало.

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество . Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных, материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с продуцированием новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство . «Новаторство - новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов». Само понятие происходит от лат. novator, что означает «обновитель - человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности». Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые педагогические технологии, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Заключение

Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л.Н. Толстой писал: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни». «Идеальных людей нет» - часто говорят люди, когда говорят об идеале. Понятие «идеал» не тождественно понятию «идеальный человек». Идеалом для нас может быть вовсе не идеальный человек. Ему могут быть присущи какие-либо недостатки, отрицательные черты, но он становится для нас образцом в главном, в том, что для нас наиболее ценно. Кроме того, идеал - это не обязательно конкретный человек, это может быть обобщенный образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для нас в человеке, что побуждает нас к саморазвитию и самосовершенствованию. Выбору идеала всегда предшествует определение цели и смысла своей жизни. В соответствии с этим мы находим тот образ, который становится для нас ориентиром в самовоспитании. Профессиональный идеал - это своего рода эталон, перспектива, воплощающая наши отдаленные цели и стремления. Он всегда недостижим.

С писок использованной литературы

педагогический профессиональный развитие

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник - М.: Гардарики, 2007.

2. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М.: гуманит. изд. центр Владос, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.

5. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А.Сластенин, В.П. Каширин. 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

6. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. 7-е изд. Мн.: Университетское, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и общая структура педагогической культуры. Экспериментальное обоснование технологии формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения. Анализ социально-культурной и педагогической ситуации, выявление основных противоречий.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Портфолио как один из наиболее современных методов профессионального развития. Типы портфолио: документов, работ, отзывов и комплексное. Некоторые советы педагогам. Оценка эффективности педагогической деятельности. Культура организаторской деятельности.

    презентация , добавлен 11.01.2013

    Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения, контингент учащихся, организация социально–педагогической деятельности с подростками из неблагополучной семьи. Методы и формы работы социального педагога профессионального училища.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Методологические и теоретические основы исследования профессионального самосознания учителя, психологические исследования проблемы в отечественной и зарубежной теории. Профессиональное самовоспитание и самосовершенствование педагога в условиях тренинга.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2011

    Сущность профессионального мастерства специалиста культуры. Основные уровни профессиональной компетентности специалиста. Знакомство со способами повышения профессионального мастерства: академическое образование, информационные технологии, конкурсы.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2011

    Педагогическая деятельность педагога профессионального образования. Профессиональные качества педагога профессионального обучения по направлению "Технологическое оборудование". Анализ содержания подготовки педагога для формирования значимых качеств.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Методология проведения научного анализа процесса саморазвития. Изучение теоретико-методологических аспектов профессионального саморазвития будущих педагогов. Комплексная оценка уровней и условий эффективности профессионального саморазвития педагога.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Роль старшего педагога и заведующей в руководстве работой по формированию речи детей. Контроль и методическая помощь воспитателям. Пути совершенствования их профессионального мастерства. Методы и формы работы с родителями и педколлективом детского сада.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Понятие профессионального самосовершенствования и его структура. Роль социально-психологических качеств личности студентов в успешности этого процесса. Формы самостоятельной работы в области формирования индивидуальных профессиональных навыков и качеств.

    презентация , добавлен 19.03.2014

    Психология педагогической саморегуляции. Управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью. Основные элементы психокоррекции в деятельности педагога. Аутотренинг в работе педагога.

К факторам, способствующим процессу саморазвития, можно отнести:

  • ? Мотивация достижения;
  • ? Мотивация саморазвития;
  • ?Толерантность к ситуациям неопределенности;
  • ? Открытость новому опыту;
  • ? Эмоциональная устойчивость;
  • ? Навыки конгруэнтного взаимодействия;
  • ? Ассертивность;
  • ? Наличие совладающего интеллекта;
  • ? Интеллектуальная и поведенческая гибкость.

В качестве факторов, препятствующих саморазвитию специалиста можно выделить:

  • ? Неразвитость способности к самопознанию;
  • ? Отсутствие ответственности;
  • ? Ригидность восприятия и поведения;
  • ? Отсутствие мотивации саморазвития;
  • ? Личностная тревожность и боязнь новизны;
  • ? Наличие психологических защит;
  • ? Препятствия, создаваемые другими людьми.

Средства и способы адаптации бесконечно многообразны. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться разными средствами и способами. Среди них можно выделить три группы - самоинформирование, самопобуждение (самомотивирование) и самоорганизацию. Каждая из этих групп включается в процесс профессионального самосовершенствования.

Профессиональное самосовершенствование является результатом осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые обеспечивают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное.

При этом влияние социальных условий (в том числе конкретных факторов профессиональной деятельности) на личное самосовершенствование в значительной степени опосредуется самой личностью, бытием ее уже сложившихся внутренних феноменов, системой личных требований человека к самому себе.

Профессиональное самосовершенствование можно понимать как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Если иметь в виду адаптацию к новым условиям деятельности, то в основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий. Преодолевая ступени самосовершенствования, человек в конечном счете адаптируется к новым требованиям профессиональной деятельности (рис. 1).

Рис. 1.

Еще одной предпосылкой, обуславливающей начало процесса адаптации человека к новым условиям деятельности, является его отношение к предъявляемым требованиям. При индифферентном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований педагог будет ощущать потребность в самосовершенствовании и понимать его как способ эффективной адаптации к профессиональной деятельности. Чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования подчиненных, необходимо решать двуединую задачу - создавать соответствующие условия повседневной профессиональной деятельности и формировать соответствующие потребности и мотивы.

Специалисты, как правило, занимаются самосовершенствованием по следующим основным направлениям:

  • а) развитие мировоззренческой и позиционной определенности, нравственности, расширение своего кругозора;
  • б) совершенствование профессиональных и организаторских качеств;
  • в) формирование общей, технической, правовой культуры, эстетических и физических качеств;
  • г) постоянное обновление знаний, совершенствование практических навыков и умений;
  • д) формирование навыков самостоятельной работы над собой, способности к постоянному самосовершенствованию, устойчивой мотивации личностного развития;
  • е) выработка умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами, овладение методами и приемами эмоционально-волевой саморегуляции.

Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Вычленяя в любой деятельности две стороны - адаптивную и творческую. Адаптация позволяет специалисту ознакомиться и ассимилировать уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность позволяет развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов и на основе этого "двинуть вперед" себя и свою профессиональную деятельность. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. К сожалению, как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, большинство специалистов останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности специалиста: принимаемых им решений, поведения в группе, работы в организации в целом, а также собственного развития.

Рефлексия - процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать своё поведение и принимать более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определённого уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех её видах, которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием.

Способы управления саморазвитием. Приведенные ниже семь способов управления саморазвитием были разработаны в 60-90-х годах, и очень важно помнить, что их использование необходимо тесно увязывать с конкретной ситуацией, в которой Вы находитесь.

Способ 1. Соответствие

Главный смысл этого способа заключается в самозащите. Чтобы максимально обеспечить свою безопасность и избежать нежелательных результатов, Вы ищите правильные решения и действия, Вы стараетесь следовать установленным правилам и процедурам.

Этот способ полезен, когда важно быстро выйти на правильные действия. Однако не следует забывать, что существует много слабоструктурированных работ и неоднозначных ситуаций, когда трудно или почти невозможно найти "написанный" ответ.

Способ 2. Приспособление

Известно, что нападение - это лучший способ защиты. Чтобы защитить себя, нужно "устроить" вещи вокруг выгодным для себя образом. Хочется контролировать, влиять, доминировать в создавшейся ситуации. Достичь этого можно, соединив вместе несколько положений из способа 1. Нужно приспособить установленные правила и процедуры к ситуации и сделать так, чтобы они "заработали" лучше. Здесь не обойтись без "бюрократических трюкачеств", умения поторговаться и даже некоторых уличных манер. Короче говоря, через этот способ Вы учитесь делать так, как это выгодно для Вас.

Способ 3. Сопричастность

В современном мире много привлекательных мест, позиций или ситуаций. Хочется быть частью их, соприкасаться с ними. Постепенно люди выбирают лучшее для себя, подстраиваются под понравившиеся им нормы и идеи, разделяют устраивающие их ценности и т.п. Приверженность данному способу может помешать получению возможности активно влиять на процессы в широком плане - на выработку стратегии.

Способ 4. Получение опыта

В этом случае самосознание начинает действительно проявляться. И это уже не просто выработка реакции против других (способ 2), и не выбор понравившейся "нормативной" группы (способ 3).

Начинается процесс познания, проявления и оценки своего внутреннего "Я". Вы непосредственно участвуете в различных ситуациях и активно приобретаете опыт. Еще важнее - это то, что Вы через рефлексию приобретаете свое собственное представление о вещах. Вы становитесь готовым справляться с двусмысленной ситуацией, не имея источников правильных ответов. Вы учитесь через приобретение опыта. С необычным или имеющим мало смысла Вы справляетесь через осознание значения происходящего.

Способ 5. Экспериментирование

В этом случае вместо вхождения в многочисленные ситуации Вы ведете себя в лучшем свете только в каких-то определенных ситуациях и областях деятельности. Поэтому Вы стремитесь улучшить и углубить свои знания и умения в определенном Вами направлении. Делаете Вы это систематично, рационально и на "научной" основе, продвигаясь вперед "шаг за шагом". Вы можете объединять усилия с теми, кому с Вами по пути. Вас могут начать раздражать те, кто идет "другим путем". В любом случае, это полезно, так как способствует приобретению навыков рационального поиска в улучшении систем, процессов, результатов.

Способ 6. Соединение

Здесь речь пойдет об осознании необходимости включения себя как части во что-то большее целое. Чтобы стать самим собой, Вы стремитесь к целостности, балансу в чем-то, объединению с чем-то. Вы чувствуете себя соединенным с другими людьми, другими частями организации, другими группами и другими сообществами. Свои идеи Вы видите соединенными со своими делами. Обнаруживается связь между прошлым, настоящим и будущим, а также между тем, что виделось Вам раньше как противоположности (мужчина и женщина, хорошо и плохо, поставщики и потребители, начальник и подчиненный, менеджмент и профсоюзы, инструктор и слушатель, масса и энергия, тело и дух и т.д.). Все это видится Вам как части одного целого.

Это - способ соединения экологии (внешнее) и морали (внутреннее) в любой области: физиологической, социальной или духовной. Такая широта понимания вещей ведет к мудрости с получением потенциальной возможности влияния на людей и события. Вы начинаете видеть себя более реалистично, стараетесь решить, что Вы можете дать другим, ищите цель, смысл жизни и своего места в обществе.

Способ 7. Посвящение.

Познав цель жизни и своего места в обществе, Вы теперь приходите к выводу, что это не только ради Вас, а может, и в большей мере ради Вашего вклада в развитие того, чем Вы занимаетесь (область профессиональной специализации, искусства, ремесла), или чему Вы себя посвящаете.

Несмотря на то, что способы управления саморазвитием приведены в определенной последовательности, появление каждого последующего способа не устраняет необходимость в приобретении предыдущего. Чем большим количеством способов Вы овладели, тем лучше. Ваш окончательный выбор будет связан с ситуацией, в которой Вы будете находиться.

Елена Султанова
Эссе «Профессиональное самосовершенствование педагога»

Султанова Елена Сергеевна

Воспитатель дошкольной образовательной организации

Эссе «Профессиональное самосовершенствование педагога » .

Профессиональное самосовершенствование должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления, полезной привычкой. Я считаю, что оно требует от человека осознанного, направленного, активного обучения. Такое обучение отличается от всех остальных форм, поскольку оно не назначено сверху. Человек сам решает, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать и т. д.

В связи с этим, я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень , осваивать инновации в области педагогики , методы и приемы работы с детьми, взаимодействие с родителями, а также делиться приобретенным опытом с коллегами.

Благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство , осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни .

Публикации по теме:

Эссе «Моё профессиональное кредо» Эссе. «Моё профессиональное кредо» Почему я выбрала профессию педагога? Что удерживает меня в ней? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Ответ.

Педсовет «Профессиональное мастерство педагога ДОУ» (деловая игра) Цель: провести анализ профессионального мастерства педагогов, выявить наиболее эффективные пути повышения мастерства педагогов;факторы положительно.

Профессиональное Эссе воспитателя Дети-радость государства. Настоящее богатство. Их воспитывать должны. Как надежду для страны. Детский сад- это удивительная страна, где каждый.

Эссе педагога-психолога Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только психолог знает, что такое.

Эссе «Миссия педагога» «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать свое сердце. Любить ребенка – миссия педагога» В. Н Сухомлинский Современная.

Эссе «Миссия педагога» Эссе «Миссия педагога» Дети – это чудо света, я увидела это сама. И причислила чудо это К самым чудным чудесам. Мы перед будущим в ответе.

Эссе «Миссия педагога» «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать свое сердце. Любить ребенка – миссия педагога» В. Н Сухомлинский С самого.

Эссе педагога Каждый день, приходя на работу, я нахожусь под пристальным вниманием детских глаз. И я имею такую счастливую возможность окунуться в эти.

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи