Внебюджетные средства. Внебюджетные средства учреждений На каких бюджетных счетах аккумулируются внебюджетные средства

Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Установлено, три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям. Основными среди них являются специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. БК РФ не применяет термин «специальные средства» , называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников, и более подробно – доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществления предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Кроме названных, другим путем привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

За исключением общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления. Так, государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреждений. В ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплено право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. В тоже время предпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов. Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Подобный же порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу - удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.

Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.

В данной модели, помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства - это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги - образовательной деятельности.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

  • - доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;
  • - добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
  • - доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

  • - средств родителей (законных представителей):
  • - спонсорских средств:
  • - сторонних организаций:
  • - частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Механизм привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.

Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

  • - реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;
  • - осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;
  • - обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

  • - обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):
  • - тестирование школьников;
  • - репетиторство;
  • - обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
  • - дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;
  • - прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятельность:

  • - создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;
  • - выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

  • - учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;
  • - предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
  • - предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
  • - проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:
  • - предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду, пользования;
  • - взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности - учебной, научной и иной.

К таким факторам относятся:

Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.

Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим - нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.

Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой проблемы определяет успех дела. Главное - не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования.

финансовый образовательный казначейство

Внебюджетные средства - денежные ресурсы субъекта бюджетной сферы, которые не учитываются в основной смете (бюджете). Термин используется в макро- и микроэкономике.

На макроэкономическом уровне внебюджетные средства это средства государственных внебюджетных фондов. На микроэкономическом — деньги федеральных, региональных, муниципальных учреждений и организаций, получаемые сверх ассигнований бюджета соответствующего уровня.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — финансово-кредитные организации, наделенные статусом юридического лица и функционирующие в масштабах государства или региона. Способы их финансирования и направления расходования средств определяются законом.

Внебюджетные фонды не зависят от бюджетов территорий, на которых они созданы. Имеют собственные источники доходов, в качестве которых часто выступают обязательные целевые взносы предприятий или граждан.

Фонды внебюджетных средств создаются для достижения следующих целей:

  • обеспечения конституционных прав граждан;
  • защиты интересов отдельных групп населения;
  • развития некоторых секторов экономики;
  • удовлетворения общественных нужд.
В отличие от внебюджетных средств предприятий, целевые фонды — это государственные денежные ресурсы. Однако аккумулируются они на специальных счетах. Средства фонда нельзя изъять для выполнения задач, не предусмотренных законом.

В Российской Федерации создано свыше 30 внебюджетных фондов, которые концентрирует около 60% государственных доходов. Наиболее известные целевые фонды:

  • пенсионный;
  • социального страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • занятости;
  • фонд национального благосостояния.

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Бюджетные организации — некоммерческие учреждения. Они создаются для реализации полномочий государственных (региональных, местных) органов власти. Основная деятельность медицинских, образовательных, культурных учреждений финансируется из средств бюджетов разных уровней.

Денежные ресурсы, полученные из других источников, называют внебюджетными средствами. Их можно классифицировать по нескольким группам:

  1. Доходы от оказания платных услуг. Это заработанные учреждением средства от предпринимательской деятельности, если такая деятельность разрешена законом. Данные доходы облагаются налогом на общих основаниях. После уплаты налогов средства используются для финансирования деятельности бюджетного учреждения.
  2. Незаработанные средства. Сюда относятся целевые, благотворительные взносы юридических и физических лиц, доходы по ценным бумагам, добровольные пожертвования, спонсорство. Незаработанные средства остаются в бюджетном учреждении и используются на различные цели.
  3. Депозиты. Деньги, перечисленные бюджетной организации на время. Средства должны быть переданы по назначению или возвращены отправителю (либо в бюджет) по истечении установленного времени. Например, взыскания судебных приставов, стипендии студентов, заработная плата сотрудников.
Хотя средства являются внебюджетными, порядок их получения и распределения регулируется органом власти, которому подконтрольно учреждение. Платные услуги бюджетная организация может оказывать, если приняты правовые акты (законы), разрешающие ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, соответствующие положения включаются в Устав учреждения, а распорядитель бюджетных средств должен издать генеральное разрешение с указанием источников и направлений расходования внебюджетных ресурсов.

Кроме того, бюджетные учреждения могут иметь средства, поступающие от юридических и физических лиц, в отдельных случаях - из других бюджетов, предназначенных для выполнения определенных поручений (например, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций, на осуществление расчетов с молодыми специалистами, направляемыми к месту работы после окончания учебного заведения, и т.п.).

Организациям, давшим поручение, бюджетное учреждение обязано предоставить отчетность о фактическом использовании соответствующих средств.

Доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Рассмотрим виды внебюджетных доходов, которые могут быть получены бюджетными учреждениями с точки зрения действующего налогового кодекса.

Глава 25 НК РФ различает два вида доходов: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выручка от реализации имущественных прав. При этом Налоговый кодекс содержит определения товаров, работ, услуг (ст. 38 НК РФ).

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в

Реализация – это передача права собственности на товары, работы либо оказание услуг, как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Как определяется выручка? Во-первых, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права, как в денежной, так и в натуральной форме. Во-вторых, она признается либо по методу начисления, либо по кассовому методу, который должен быть утвержден в учетной политике организации.

При использовании метода начисления доходы учитываются в том периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств. При кассовом методе учета датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу.

К доходам, учитываемым при определении прибыли, относятся также внереализационные доходы, которые определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Перечень внереализационных доходов довольно обширный.

Применительно к бюджетным организациям можно отметить следующие внереализационные доходы:

1. Положительную (отрицательную) курсовую разницу, которая образуется вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

2. Признанные должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.

3. Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если они не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, то есть не относятся к доходам от реализации.

4. Доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не относятся к доходам от реализации, то есть если этот вид деятельности не является для учреждения основным.

5. Проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

6. Суммы восстановленных резервов, расходы, на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных НК РФ.

7. Безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Оценка доходов при безвозмездном получении имущества (работ, услуг) осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже установленной остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем независимой оценки.

Сюда же финансовые органы относят и доходы от безвозмездного пользования имуществом. Так, в Письме № 03-03-04/1/359 Минфин указывает, что для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права. При этом у налогоплательщика – ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводит к образованию дохода. Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя. Следует учитывать, что судебные органы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98 «О практике разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ») не относят к налогооблагаемым доходам безвозмездное пользование имуществом, если оно предоставлено учреждению собственником имущества учреждения. В данном случае суды трактуют безвозмездное пользование имуществом как сбережение средств, а не как получение дохода.

8. Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде.

9. Положительная курсовая разница, возникшая от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.

Положительной курсовой разницей признается курсовая разница, которая возникает при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.

10. Суммовая разница, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

11. Стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев их уничтожения, установленных ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и частью 5 приложения по проверке к указанной конвенции).

12. Доходы от использованного не по целевому назначению имущества, в том числе денежных средств, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

13. Кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами), списанная в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

14. Стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

2. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы, тем не менее, формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Положение о казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703.

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собственника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

Подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

Заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Карточку образцов подписей.

Помимо этого бюджетные учреждения обязаны предоставить смету доходов и расходов.

Смета доходов и расходов может утверждаться либо руководителем учреждения – получателя бюджетных средств, либо руководителем учреждения – главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Во втором случае получатель бюджетных средств представляет главному распорядителю на утверждение проект сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

После получения разрешения на ведение приносящей доход деятельности получатель (обособленное подразделение получателя) представляет в ОФК по месту обслуживания для регистрации смету доходов и расходов на бумажном носителе. Кроме самой сметы, в ОФК представляются сведения, содержащиеся в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, по форме согласно приложению 7 к Проекту Порядка внебюджетной деятельности (далее – сведения о смете) на машинном носителе, а при наличии электронного документооборота между учреждением и ОФК – в электронном виде.

Если смету доходов и расходов утверждает руководитель получателя бюджетных средств, при наличии между получателем и ОФК электронного документооборота сведения о смете могут представляться только в электронном виде. Смета доходов и расходов на бумажном носителе в этом случае не представляется.

Уточненная смета доходов ирасходов (при необходимости) представляется на бумажном носителе, а сведения об измененной смете доходов и расходов при наличии электронного документооборота между получателем и ОФК – в электронном виде.

Проект Порядка внебюджетной деятельности предусматривает возможность представления в ОФК сводной сметы и сводных сведений о смете в случаях, когда получателем составляются раздельные сметы доходов и расходов по видам приносящей доход деятельности.

Сведения о смете (смете с учетом внесенных изменений) должны отвечать следующим требованиям:

1) доходы и расходы должны быть указаны по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ;

2) должны быть указаны коды действующей в текущем финансовом году бюджетной классификации РФ;

3) показатели в части расходов с учетом внесенных изменений не должны быть меньше суммы принятых обязательств за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ;

4) суммы показателей по временным периодам должны соответствовать годовой сумме показателей;

5) источники поступления средств и направления использования должны соответствовать разрешенным источникам и направлениям использования в разрешении, а также положениям устава учреждения.

Если наименования источников поступления средств по коду бюджетной классификации в смете доходов и расходов утверждены в разрезе источников от приносящей доход деятельности, то контроль сумм по коду бюджетной классификации осуществляется по итоговому показателю по данному коду.

Сведения о смете (смете с учетом изменений) отражаются на лицевых счетах клиентов после их проверки. В случае несоответствия представленных сведений о смете (смете с учетом изменений) установленным требованиям ОФК регистрирует такие сведения о смете (смете с учетом изменений) в журнале регистрации неисполненных и направляет получателю не позднее срока, установленного для проверки (5 рабочих дней), протокол проверки с указанием причины возврата.

Операции с внебюджетными средствами отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании разрешений на ведение приносящей доход деятельности и сведений о смете.

Характеризуя поступления средств на лицевые счета можно отметить следующие ключевые моменты.

Платежные поручения оформляются в порядке, установленном Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства, утвержденным от 13.12.2006 ЦБ РФ № 298-П, Минфином РФ № 173н.

В поле «Назначение платежа» платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения, выданного получателю.

Получатель информирует плательщика о порядке заполнения платежного поручения. В случае если в платежном поручении отсутствует ссылка на источник образования средств или он не соответствует источникам, отраженным в разрешении, ОФК зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования до представления в установленном порядке соответствующего дополнения к разрешению или представления получателем дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (уполномоченных руководителем лицами) на бланке получателя (п. 4.2 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

При использовании суммы поступлений без права расходования в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является получатель, размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.

Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности получатели представляют в ОФК заявку на кассовый расход или заявку на получение наличных денег (далее – заявка на кассовый расход) по формам, установленным Федеральным казначейством.

ОФК отказывает получателю в приеме заявки на кассовый расход в случае непредставления клиентом сведений о смете на текущий финансовый год и их несоответствия показателям сметы и разрешению по источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности и положениям устава (п. 4.5 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

ОФК проверяет заявки на кассовый расход на правильность оформления, соответствие подписей в заявке имеющимся образцам подписей в карточке образцов подписей, а также на:

Соответствие кодов Классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) текстовому назначению платежа, исходя из установленного порядка применения бюджетной классификации РФ. Исключением являются операции по расчетам между получателями его обособленным подразделением, а также по перечислению остатка средств по приносящей доход деятельности в связи с реорганизацией получателя. При этом коды КОСГУ должны соответствовать действующим в текущем финансовом году кодам бюджетной классификации РФ;

Соответствие кодов бюджетной классификации РФ, указанных в заявке на кассовый расход, кодам бюджетной классификации РФ, указанным в сведениях о смете;

Непревышение сумм расхода над суммой свободного остатка средств от приносящей доход деятельности (за исключением средств, зачисленных без права расходования), отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств;

Непревышение сумм расхода над показателями, содержащимися в сведениях о смете по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ с учетом произведенных кассовых расходов;

Соответствие указанного в заявке на кассовый расход кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру показателю учтенного обязательства;

Соответствие указанных в заявке на кассовый расход кодов бюджетной классификации РФ показателям учтенного обязательства;

Соответствие предмета принятого на учет обязательства текстовому назначению платежа, указанному в заявке на кассовый расход;

Непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного обязательства;

Соответствие наименования и банковских реквизитов, идентификационного номера (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) контрагента получателя по учтенному обязательству, указанным в заявке на кассовый расход.

Заявка на кассовый расход принимается к исполнению только при соответствии указанным выше требованиям. Если требования не исполнены должным образом, ОФК регистрирует представленную заявку на кассовый расход в журнале регистрации неисполненных документов и возвращает экземпляр заявки на бумажном носителе получателю. Если заявка на кассовый расход представлена только в электронном виде, получателю направляется протокол проверки с указанием причины возврата в журнале регистрации неисполненных документов.

Оплата денежных обязательств, прошедших процедуры санкционирования, осуществляется в пределах остатка средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств (за исключением средств, зачисленных без права расходования) (п. 4.6 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

Суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя в процессе исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности текущего года, учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств как восстановление кассовых выплат с отражением по тем кодам бюджетной классификации РФ, по которым была произведена кассовая выплата. Суммы дебиторской задолженности прошлых лет отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств в доходах получателя без включения в разрешение указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности.

В поле «Назначение платежа» платежного поручения дебитора обязательно должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения, на основании которого был осуществлен данный платеж либо указаны иные причины возврата средств. В случае отсутствия указанной информации в платежном поручении дебитора поступившая сумма учитывается на лицевом счете получателя бюджетных средств без права расходования.

Остаток средств от приносящей доход деятельности отчетного финансового года в текущем финансовом году подлежит учету на лицевых счетах получателей бюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете.

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость. Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций. Правило о ведении раздельного учета установлено пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль. Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской деятельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

Налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

Сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые предусмотрены по смете бюджетного учреждения;

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступили в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

3. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим особенности отражения финансовых результатов деятельности бюджетных учреждений на счетах в соответствии с новой инструкцией по бюджетному учету.

Для отражения по методу начисления результатов финансовой деятельности учреждения на счете 040101000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» сопоставляются суммы начисленных расходов учреждения с суммами начисленных доходов учреждения.

Кредитовый остаток по счету отражает положительный результат от деятельности учреждения, а дебетовый остаток - отрицательный результат.

Операции с доходами оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1) признание доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 «Обязательства»;

2) начисление налогов и иных платежей, подлежащих уплате в бюджет за счет соответствующих доходов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» (040101120, 040101130, 040101170, 040101180) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030303730, 030304730, 030305730);

3) начисление сумм возвратов доходов плательщикам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» (040101110, 040101120, 040101140, 040101151, 040101152, 040101153, 040101160, 040101180) и кредиту счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501660, 020502660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020510660);

4) отражение администраторами перечисленных в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм регулирующих доходов органом казначейства отражается по дебету счетов 040101110 «Налоговые доходы», 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счетов 021002110 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам», 021002430 «Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов»;

5) списание в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета нереальной к взысканию по дебету счета 040101173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501660, 020502660, 020503660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020509660, 020510660), счета 020700000 «Расчеты по бюджетным кредитам» (02070101000, 020702000);

6) зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг отражается по дебету счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» и кредиту счета 040101130 «Доходы от оказания платных услуг»;

7) списание балансовой стоимости реализованных активов отражается по дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы»;

8) списание расходов, связанных с реализацией активов, отражается по дебету счетов 040101172 «Доходы от реализации активов», 040101130 «Доходы от оказания платных услуг» - в части реализации готовой продукции, и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения»;

9) суммы положительной (отрицательной) переоценки отражаются по кредиту (дебету) счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и дебету (кредиту) соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 «Обязательства»;

10) заключение счетов текущего финансового года отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» и кредиту счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Операции с расходами оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1) произведенные расходы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 «Обязательства»;

2) размещение обязательств на сумму превышения номинальной стоимости над ценой размещения долговых обязательств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 «Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга» (040101231, 040101232) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101710, 030102720);

3) размещение обязательств на сумму превышения цены размещения долговых обязательств над их номинальной стоимостью отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101810, 030102820) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 «Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга» (040101231, 040101232);

4) начисление сумм по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику, отражается по кредиту счетов 030101710 «Увеличение задолженности по внутреннему долгу», 030102720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу» и дебету счета 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»;

5) заключение счетов текущего финансового года отражается по дебету счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения».

Списание произведенных расходов по выполненным работам, оказанным услугам, изготовленной готовой продукции, переданным в соответствии с заключенными договорами заказчику, отражается по дебету счета 040101130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту счетов 010507440 «Уменьшение стоимости готовой продукции», 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)».

В рамках данной работы целесообразным является также рассмотрение вопроса отражения в учете финансовых результатов прошлых лет, для чего предназначен счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Операции при заключении счетов текущего финансового года учреждений отражаются:

1) по дебету счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в корреспонденции с кредитом счета 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами», соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты», соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения»;

2) по кредиту счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в корреспонденции с дебетом счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами», соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты», соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения»;

3) суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация».

Для учета сумм, начисленных заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг и не относящихся к доходам текущего отчетного периода предназначен счет 040104100 «Доходы будущих периодов».

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1) начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг отражается по дебету счета 020503560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» и кредиту счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;

2) начисление доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия отражается по дебету счета 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;

3) зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия, отражается по дебету счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» и кредиту счета 040101130 «Доходы от оказания платных услуг».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внебюджетные средства – доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета.

Внебюджетные средства формируются:

· путем использования в деятельности бюджетных учреждений принципов рыночного хозяйствования;

· посредством привлечения на нужды бюджетных учреждений средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную, деятельность (выступающих спонсорами).

Предпринимательская деятельность может осуществляться бюджетным учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

В случае осуществления предпринимательской деятельности бюджетные учреждения обязаны предоставить смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов может утверждаться либо руководителем учреждения – получателя бюджетных средств, либо руководителем учреждения – главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Для отражения результата финансовой деятельности учреждений и финансовых органов по деятельности за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды предназначен счет 040000000 «Финансовый результат».

Для учета финансового результата применяются следующие счета:

040100000 «Финансовый результат учреждения»;

040200000 «Результат по кассовым операциям бюджета».

Для отражения в учете финансовых результатов прошлых лет предназначен счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Для учета сумм, начисленных заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг и не относящихся к доходам текущего отчетного периода предназначен счет 040104100 «Доходы будущих периодов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструкция по бюджетному учету. Утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н.

2. Баятова И.М. Организация бюджетного учета в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - №18.

3. Белоусова М.В. Отчет о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - №24 (192).

4. Борисова С.Г. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Логос, 2007. – 240с.

5. Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: ТК Велби, 2004. – 411с.

6. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях: Учебник / под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 232с.

7. Воробьева Л.П. Методика бюджетного учета доходов и расходов в образовательных и научных учреждениях // Советник в сфере образования. - 2007. - №3.

8. Гусева Е.А. Внебюджетные средства: новшества // Учет в бюджетных учреждениях. – 2008. - №11.

9. Колчина И.Н. Новое в системе бюджетной отчетности финансовых органов субъектов Российской Федерации // Бюджетный учет. – 2008. - №1.

10. Максимова Л. Новый порядок осуществления операций с внебюджетными средствами // Бюджетные организации: бухучет и налогообложение. – 2008. - №7.

11. Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухучета бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - №6.

12. Новый план счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету. Введен с 1 января 2005 года. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2005. – 320с.

13. Позднякова В.С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. - М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР-БИНФА», 2007. - 232с.

14. Соснаускене О.И. Новый план счетов бюджетных организаций комментарий и рекомендации по применению – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2005. – 208с.

15. Фадейкина Н.В. Антипова Т.В. Бюджетный учет и бюджетная отчетность: Учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 287с.

16. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа. - 2008. - №3.

17. Фадейкина Н.В., Котова В.А. Бюджетный учет и отчетность: Практическое пособие по бюджетному учету. – Новосибирск: СИФБД, 2005. – 83с.

18. Павлов З.П. Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении // Учет в бюджетных учреждениях. – 2007. - №2.


Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях: Учебник / под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – С. 192.

Фадейкина Н.В. Антипова Т.В. Бюджетный учет и бюджетная отчетность: Учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2008. – С. 117.

Максимова Л. Новый порядок осуществления операций с внебюджетными средствами // Бюджетные организации: бухучет и налогообложение. – 2008. - №7.

Павлов З.П. Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении // Учет в бюджетных учреждениях. – 2007. - №2.

С. С. Велижанская заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»
Журнал «Справочник экономиста» №5 за 2015 год

Распределяем поступившие средства по кодам бюджетной классификации:

  • на заработную плату штатных сотрудников, занимающихся непосредственно бюджетной деятельностью, - КОСГУ 211;
  • на начисление на выплаты по зарплате - КОСГУ 213;
  • на услуги связи - КОСГУ 221;
  • на коммунальные услуги - КОСГУ 223;
  • на аренду за пользование имуществом - КОСГУ 224;
  • на налог на имущество - ЭКР 290.

Одновременно с поступлением субсидий на счет 4.201.11.510 делается запись по Дебету забалансового счета 17.01 (КФО 4).

Проанализируем соответствие кассовых расходов утвержденным плановым назначениям на основе фрагмента Отчета об обязательствах учреждения.

Из этого отчета следует, что плановые назначения (поступившие субсидии) использованы в полном объеме в кассовом исполнении. Обратите внимание: недоиспользованные выделенные средства в конце года надо будет вернуть главному распорядителю. Поэтому надо анализировать и использовать финансирование по назначению и в полном объеме.

Например, в нашем случае на начисления на выплаты по оплате труда профинансировано 2 171 080 руб. Если кассовое исполнение составит меньшую сумму, например 2 141 080 руб., то недоиспользованную сумму 30 000 руб. необходимо будет вернуть главному распорядителю, а тот, в свою очередь, возвратит средства в бюджет. В бюджетном учреждении с этой целью будет оформлена проводка:

Дебет счета 4.304.04.213 Кредит счета 4.201.11.610 - 30 000 руб. - перечислена сумма недоиспользованных средств.

Сметные назначения также должны быть выполнены и в фактическом исполнении в полном объеме, и по целевому назначению в разрезе кодов экономической классификации. Для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов воспользуемся данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1. Данные для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов за 2014, руб.

Наименование расходов

Утверждено плановых назначений по смете

Фактическое исполнение расходов

Недоиспользовано

Заработная плата

Начисления на зарплату

Услуги связи

Коммунальные услуги

Прочие расходы

Итого

11 139 600

11 139 600

Как видим, фактические расходы полностью соответствуют кассовым. В этом заключается особенность ведения бухгалтерского учета по бюджетной деятельности. Финансирование в рамках бюджетных ассигнований выделяется на один год, поэтому оно должно полностью закрываться как в денежном, так и в фактическом исполнении. Что это значит?

1. Начислить и выдать заработную плату сотрудникам в конце года учреждение должно в декабре. Кредиторская задолженность не допускается. Здесь важно предварительно сделать промежуточный расчет оплаты труда и определить, хватает ли выделенных бюджетных средств в рамках полученного финансирования на подстатью 211 КЭК. При планировании составляются тарификационные списки на основании штатного расписания основных сотрудников по бюджету. Если частично при начислении не хватает бюджетных средств, то некоторые выплаты придется начислять и производить за счет внебюджетных заработанных средств.

2. Также анализируем финансирование, выделенное на начисления по оплате труда на подстатью КЭК 213. Страховые взносы надо начислить и полностью перечислить во внебюджетные фонды тоже в декабре. Кредиторская задолженность не допускается.

Используя данные табл. 2, проанализируем фактические расходы.

Таблица 2. Анализ остатка фактических расходов за 11 месяцев 2014 г., руб.

План 2013 г.

Факт за 11 месяцев 2013 г.

Остаток

Фактические расходы

Заработная плата

Начисления на выплаты по оплате труда

Таким образом, за декабрь необходимо начислить заработную плату сотрудникам за счет бюджетных средств в размере 612 035 руб. и начисления на выплаты по оплате труда в размере 184 833 руб. и тем самым выполнить плановые назначения в полном объеме.

3. При работе с поставщиками также следует использовать финансирование в рамках бюджетной классификации, как в кассовом, так и в фактическом исполнении. Так, на подстатью КЭК 223 выделено 274 200 руб. (см. табл. 1). В этой же сумме следует начислить на основании документов и перечислить денежные средства поставщикам за оказанные коммунальные услуги. Остальная сумма за коммунальные услуги оплачивается за счет средств от предпринимательской деятельности. Кредиторская задолженность по бюджетной деятельности не допускается.

Обратите внимание!

Обязательства, принятые бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, сверх утвержденных плановых назначений, не оплачиваются.

Обязательства по аренде имущества, коммунальным услугам, которые подлежат исполнению за счет средств федерального бюджета, учитываются в установленном порядке через орган федерального казначейства. При этом в случае нарушения бюджетным учреждением установленного Правительством РФ порядка учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, территориальный орган федерального казначейства вправе приостановить оплату расходов.

Для обеспечения нормальной работы бюджетного учреждения и соблюдения им расчетной дисциплины его финансирование (выделение средств на заработную плату, для расчетов с поставщиками за оказанные услуги, материальные ценности.) должно осуществляться своевременно и непрерывно. Поэтому при анализе финансирования сроки перечисления денежных средств учреждений сопоставляют со сроками отдельных расчетных операций, устанавливают количество, продолжительность и частоту несвоевременного выделения средств.

Кроме того, важно проанализировать и сравнить потребность в бюджетных средствах на основании расчетных данных (то, что учреждение планирует на предстоящий год и закладывает в смете) и фактически утвержденных плановых назначений по смете (табл. 3).

Таблица 3. Анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами за 2014 г., руб.

Распределение расходов

КОСГУ

Запланировано по смете на бюджетную деятельность на основании расчетов

Фактически утверждено и профинанси-
ровано

Недофинанси-
ровано

Заработная плата

Начисление на заработную плату

Прочие выплаты

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Прочие услуги

Увеличение стоимости материалов

Прочие расходы

Итого

13 959 600

11 139 600

2 820 000

Из данных табл. 3 следует, что фактически утверждено и получено ассигнований в сумме 11 139 600 руб. при расчетах в потребности бюджетных средств на выполнение государственного задания в сумме 13 959 600 руб., то есть недофинансировано 2 820 000 руб.

Расходы по бюджетному виду деятельности учреждение вынуждено покрывать за счет собственных заработанных средств (предпринимательской деятельности)

Средства, полученные помимо бюджета, проходят по смете внебюджетных средств. Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности по оказанию платных услуг населению. Доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с распределением их по статьям бюджетной классификации.

Задачи анализа исполнения сметы внебюджетных средств:

  • анализ производственных показателей по каждому конкретному внебюджетному средству;
  • анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;
  • анализ соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам внебюджетных средств;
  • разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования средств, а также производственно-хозяйственной деятельности по оказанию платных услуг.

Проанализируем поступление внебюджетных средств за 3 года (табл. 4).

Таблица 4. Анализ источников поступления внебюджетных средств за 3 года, руб.

Показатель

2012 г .

2013 г .

2014 г .

Доходы от оказания платных услуг

Иные прочие доходы

Итого

16 980 300,00

17 566 160,00

18 146 157,42

Из таблицы 4 следует, что основным источником поступления внебюджетных средств является оплата за санитарно-эпидемиологические услуги по договорам с юридическими и физическими лицами на платной основе. Доходы планируются по смете внебюджетных средств на основании установленных норм обследования, тарифов и расценок по каждому виду услуг, по подразделениям и по учреждению в целом. При планировании доходов следует уделять внимание четкости планирования по направлениям исследований. Сумма доходов зависит от объема и номенклатуры услуг. Следовательно, если возникла необходимость в увеличении доходов (при недофинансировании бюджетными средствами), учреждение должно нарастить объем выполняемых платных услуг и расширить их номенклатуру (например, внедряя новые методики обследований).

С учетом вышесказанного очень важен оперативный анализ поступления денежных средств по оказанию платных услуг на лицевой счет в органе Федерального казначейства . В ежедневном режиме следует отслеживать зачисление денежных средств от заказчиков по кодам дохода.

Обратите внимание!

Если плательщик не указал код дохода 00000000000000000130 для зачисления денежных средств, такие поступления казначейство отнесет на неклассифицированные доходы 00000000000000000180 как прочие доходы без права расходования этих средств .

Поэтому учреждение в ежедневном режиме должно делать уведомления, в которых подтверждается код дохода 00000000000000000130, в СУФД . Казначейство после уточнения зачисляет прочие доходы на классифицированные с правом расходования.

Еженедельно анализируются и сопоставляются с планом доходов поступления денежных средств от клиентов за оказанные услуги по структурным подразделениям. Для этого в программе 1С: 8.2 необходимо сформировать реестр выписанных счетов по каждому отделу (структурному подразделению) - задать определенный период и выбрать оплату счетов и реализацию за этот период. Сформированный файл по задолженности сохраняем в программе Excel и передаем в структурные подразделения. В этом реестре видно состояние счета - оплачен он или нет, выполнена работа по этому счету или нет.

Данный реестр позволяет проанализировать, с одной стороны, задолженность заказчиков - клиентов учреждения по оплате за уже оказанные санитарно-эпидемиологические услуги, с другой стороны - задолженность учреждения перед клиентами, если клиенты уже произвели оплату, а работа еще не выполнена. Такой оперативный анализ позволяет эффективно контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность при работе с заказчиками, соответственно, своевременно взыскивать оплату денежных средств за уже выполненные работы. При этом, безусловно, необходимо вовремя выполнять оплаченные услуги, работы.

Так как учреждение использует в учетной политике метод начисления, то доходы формируются не по оплате, а по выполненным работам, что подтверждается актом выполненных работ, подписанным в двухстороннем порядке. Доходы учитываются на счете 2.401.10.130.

Анализ фактических расходов включает:

  • сопоставление фактических расходов в разрезе кодов бюджетной экономической классификации со сметными назначениями, при необходимости - своевременную корректировку внебюджетной сметы и ее дальнейшее утверждение;
  • контроль использования расходов строго по целевому назначению. Например, для оплаты коммунальных услуг денежные средства должны использоваться по коду экономической классификации 223 в рамках сметных назначений;
  • сопоставление расходов учреждения с его доходами, так как основным условием финансовой устойчивости является превышение доходов над расходами, правильное распределение доходов и рациональное использование денежных средств;
  • сопоставление фактических расходов с кассовыми расходами по статьям и подстатьям бюджетной экономической классификации и обоснованность их расхождения.

Используя данные, представленные в табл. 5, сопоставим доходы учреждения с его фактическими расходами.

Таблица 5. Анализ исполнения сметных назначений (фактические расходы по предпринимательской деятельности) за 2014 г., руб.

Распределение расходов

КОСГУ

Запланировано по смете на предпринима-
тельскую деятельность на основании расчетов

Фактические расходы по предпринима-
тельской деятельности

Отклонение

Заработная плата

Начисления на заработную плату

Прочие выплаты

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Аренда за пользование имуществом

Прочие услуги

Пенсии, пособия

Расходы на амортизацию

Списание материалов

Прочие расходы

Итого

17 341 717,70

16 083 462,42

1 258 255,28

В бухгалтерском учете превышение доходов над расходами составляет за 2014 г.:

18 146 157,42 руб. (см. табл. 4) – 16 083 462,42 руб. = 2 062 695 руб.

Расходы для уплаты налога на прибыль составят 15 948 230,42 руб., отсюда налог на прибыль за год - 439 585,40 руб. (табл. 6 и 7 соответственно).

Один из важных показателей экономический эффективности при анализе финансовой деятельности организации - рентабельность . Для численной оценки применяют коэффициент рентабельности .

Определим рентабельность продукции для нашего примера (для этого чистую прибыль делим на себестоимость, результат умножаем на 100 %):

(2 197 927,00 руб. – 439 585,40 руб.) / 15 948 230,42 руб. x 100 % = 11,02 %.

По учреждениям здравоохранения примерная норма рентабельности по статистическим данным составляет 9–15 %. Как видим, рассматриваемое учреждение соответствует этим требованиям.

В процессе анализа необходимо обратить внимание на соотношение доходов и расходов. При перевыполнении плана по доходам при тех же фактических расходах учреждения целесообразно эти средства потратить в течение финансового года на приобретение основных средств (приборов, лабораторного оборудования) взамен старых и морально устаревших (обратите внимание: если их стоимость будет до 40 000 руб. за единицу, тогда эта сумма сразу будет отнесена на фактические расходы). Целесообразно также в течение года сделать ремонт помещений, нуждающихся в этом, - эти затраты также будут отнесены на фактические расходы. Таким образом будет уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

По предпринимательской деятельности надо сопоставить кассовые расходы со сметными назначениями (пример представлен в табл. 8). Кассовое исполнение сметных назначений - это выдача денег с лицевого счета. Если расходы по какой-то подстатье превысят плановые назначения, то казначейство кассовую заявку по этой подстатье не пропустит, то есть факт не должен быть больше плана.

Таблица 8. Анализ плановых сметных назначений в кассовом исполнении за 2014 г. (предпринимательская деятельность, руб.)

Наименование показателя

Код строки

Код вида расходов (выбытий)

Утверждено плановых назначений на 2014 г.

Принято

Исполнено денежных обязательств

Не исполнено

расходных обязательств

денежных обязательств

принятых расходных обязательств

принятых денежных обязательств

всего

всего

из них сверх утвержденных плановых назначений

1. Обязательства по расходам (выплатам), всего

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на зарплату

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Пенсии, пособия

Прочие расходы

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Итого

18 293 876

18 293 872,6

18 227 716,5

18 227 716,50

66 156,10

Из таблицы следует, что расходы, запланированные по смете, соответствуют кассовым расходам. В течение финансового года смету по предпринимательской деятельности можно скорректировать, главное - не забыть утвердить у главного распорядителя.

Кассовые расходы - это выплаты денежной наличностью или путем безналичных перечислений в виде кассовых заявок через лицевой счет в Органе федерального казначейства. Задача учета кассовых расходов - это контроль над целевым расходованием средств согласно сметным назначениям. Учет кассовых расходов ведется по кодам экономической классификации, поэтому в первичных документах на списание денег с лицевого счета надо указывать код расхода. Если при формировании заявки на кассовый расход была допущена ошибка (неверно указан код экономической классификации), необходимо отправить уведомление в СУФД, указав перенос с неверного кода на правильный.

Кассовые расходы надо соотносить с фактическими расходами, выявлять причины отклонения. Например, в случае если заработная плата начислена, но еще не выдана, фактические расходы будут больше кассовых расходов; учреждение произвело оплату за материалы (химические реактивы), реактивы получены, поставлены на учет, но пока не израсходованы - здесь кассовые расходы больше фактических.

Кассовый метод - это отражение доходов и расходов в момент получения денежных средств. Фактические расходы отражаются в момент их определения, это расходы, подтвержденные первичными документами. Восстановление кассовых расходов за прошлый год отражается в бухгалтерском учете как получение дохода.

Кроме того, в целях организации финансов бюджетного учреждения важно анализировать состояние лицевого счета, поступление денежных средств (как бюджетных, так и внебюджетных), не допускать кассовых разрывов. Денежные средства поступают на единый лицевой счет в органе федерального казначейства, поэтому остаток средств на конец дня (месяца) по бюджетной и по предпринимательской деятельности надо анализировать раздельно , формируя оборотно-сальдовые ведомости по счетам 4.201.11.510 и 2.201.11.510 соответственно. Анализ состояния лицевого счета позволит избежать проблем, связанных с обеспечением денежными средствами на выплату заработной платы, перечислением налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды, приобретением материальных запасов, оплатой коммунальных услуг и прочих расходов учреждения.

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления.

СУФД - система удаленного финансового документооборота, в которой клиенты проводят операции с документами в реальном времени, с подтверждением статуса их обработки.

juristi-online.ru - Сервис юридической помощи